Разновидности левкаса на древних иконах. Афон

Существует три способа наложения левкаса, следовательно его высоты: 1) высокий, 2) средний, 3) низкий.
Первый, высокий, активно использовался по 16 век, где колебался от 2 до 4 мм. Выше не встречается.

Второй, средней высоты, до 2 мм., изобилует в 17 веке. Причина более тонких левкасных покрытий связана с появлением новых форм изготовления досок под новообращённую живопись : с двойными ковчегами (дань 14-15 веку), широкими полями (дань 11-12 веку), гранёным переходом между лузгой и полями, использованием кипарисовых досок - расчитанных на тонкомольный левкас под тонкотёртые краски. Поэтому в левкасах этого времени поверхность с грубым составом встречается реже, за исключением региональных предметов, с влетевшим в них, как правило, сеном, остатками грязи, песка.

Третий способ наложения левкаса, низкий, от 1 до 2 мм., имеет прямое отношение к 19 веку, периоду смешения всех предыдущих стилей (от 11 до 19 вв.), и не в последнюю очередь он имеет отношение к афонским иконам. Здесь несколько причин наличия пупырчатого грунта. Среднезернистая афонская паволока после пропитки клеем доходила до камнеподобия, как всякая подводимая под любые левкасы. Отсюда естественно, что тонкий левкас опускался в промежутки серпянки, оставлял со временем на поверхности живописи узнаваемую для афонских икон зернистую поверхность холста. Всё это входило в живописную задачу афонских иконописцев — вызывать в глазу зрителя ощущение мельчайшего мерцания мистического света. Говоря о подготовительных материалах афонских икон, не стоит забывать, что изготовление их образцов во всех отношениях было оригинально.

Материалы афонских иконописцев:
1) Паволока среднезернистая, преимущественно сплошная, с отсутствием латаний из дешёвых материалов, бумаги или отхожего сукна. 2) Левкас тонкого слоя. 3) Иконография без какой-либо символики, реализм в ирреальности. 4) Письмо масляными красками с помощью мягких полутонов на одеждах и ликах, с использованием разностороннего света, без имприматурной подкладки, сразу на белый левкас. 4) Золочение сусальным золотом без видимых стыков. 5) Нанесение лаковых покрытий с помощью природных лаков даммар, смешиваемых с восками и канифолями.

Способы изготовления и нанесения каждого материала были следствием тщательного коллективного труда, что наделяло афонские иконы индивидуальным языком и духовным своеобразием.


Рецензии