Пушкин

     Что меня подвигло взяться за перо? Непростой вопрос. И я его задаю всем гурманам творческой кухни. Интересный феномен. Что это такое? Болезнь, наркотик, амбициозность, желание "выпендриться" перед девушкой, физиологическая потребность, ответ на боль, радость, открытие сенсорной точки в мозговых извилинах? Ни под одну категорию мои версификаторские способности не подходят. Я до сегодняшнего дня не могу до конца прочесть и (не чувством, а холодной головой) осмыслить некоторые стихи Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Иосифа Бродского Аркадия Кулешова, Адама Мицкевича, Евгении Янищиц, , Очень часто после второго, а то и первого четверостишия читаю уже не авторское, а своё, и на родном языке. И самое паршивое, что это длится и в автобусе, и на остановках, и во время утреннего пятикилометрового моциона. И ничего не могу с этим поделать. Однажды в храме на мессе сосед, который сидел сзади, огрел  меня кулаком по спине: «Не мармачы, ты што псіх?". Такая сенсорная медитация передается мне и от Святого Писания.
   Как-то задался вопросом: в чём секрет стихов з телепатической харизмой, творцы которых давно в лучшем свете? И у меня сложилось впечатление, что у моей Музы неприхотливый вкус – меня вдохновляют стихи приземлённые, с ритмично-эмоциональным рисунком, когда чувствуешь наслаждение от сочетания музыки со словом. О таком творчестве говорят: написал так, как легло на душу.
  А когда читаю стихи (тех же авторов), которые поражают новизной поэтических тропов - богатые  на метафорические рефлексии, живописные сравнения, неожиданные изречения и неповторимые эпитеты, и т д., которые требуют вдумчивого сосредоточения для осмысления образов, у меня возникает мысль, что я нахожусь в  уникально-величественным храме, или дворце, где никогда не был, и я там такой маленький, незаметный и голый, как на исповеди в последний день перед Богом. И пришел к выводу, что моя Муза не истинная, это только искусительница версификаторского вдохновения, с которой впервые познакомился в шестнадцатилетнем возрасте и даже посвятил ей поэму. (Правда, у той соблазнительницы были очень сладкие поцелуи). Это единственное произведение, которое  читал только один (кроме меня) человек - профессиональный поэт Михась  Василёк. О той встрече осталась в памяти лишь одна фраза: "Тебе надо учиться, талант - это прежде всего работа". Пророческие слова, которые я понял гораздо позже, когда окончательно поверил местному изречению: "Умная мыслЯ приходит апасля".
  Честно говоря, я не считаю себя писателем. Скорее всего, это мое хобби. Я издал четыри  сборники стихов - "Тутэйшы", "Прыдарожная вярба" , "Вчерашние святыни»,  “Споведзь эскулапа”, книгу мемуаров “На арэлях лёсу”, кнігу-білінгва “Са стаўка жыцёвай мудрасці”. Печатался в "Гродненской правде" и коллективных сборниках, на электронных сайтах “Pisateli. by”, “Kamunikat. org”.
  К большому сожалению, мои опусы отец топориком не подправил. И до такого отца  не дотянуться, как бы мне этого ни хотелось. Можно задать вопрос: зачем отдавал деньги на публикацию, если заранее знал, что на Олимп не попадёшь? На этот вопрос у меня нет ответа. Адреналин, психологический тест на уникальные способности, амбиции в хорошем смысле этого слова, нетрадиционный метод лечения склероза и т. д. Не знаю, как кому, но мне все творческие люди симпатичные - и большие, и малые. Главное в этом соревновании - чтобы сам творец трезво оценивал свои достижения.
   Считаю, что все люди творческие, только не все об этом знают. Я всегда что-то писал, только не на бумаге. И мне казалось, что получается очень интересно. К сожалению, в то время в моем “компьютере” не было функции: "Сохранить". А писал я о том, что занозой сидело в печени. На заказ, принудительно - ничего не получалось. Так и хочется выгукнуть: педагоги, ищите и найдёте. Особенно мне запомнился с шармом гармонист - забавный, остроумный и веселый Пушкин (кличка). На свадьбах он сыпал, как из сокровищницы, стихотворными пословицами, поговорками, загадками, притчами. Экспромтом, молодо, весело и, как говорят, в самое темечко. Гости надрывали животы. Когда вёл свадьбу Пушкин, все были трезвые. Может поэтому и приглашали его. Нет уже Пушкина. Одвинакурил, одпетросянил. Когда я работал врачом, он частенько пользовался моей слабостью к его таланту. Конечно же, приходил за левым больничном листом. Кочегар кожевенного завода, музыкант-самоучка, который ни одного стихотворения не написал на бумаге, который и знал подлинного Пушкина, может, только за то, что носил почётную поэтическую кличку. Кстати, он сыпал стихотворными остротами на трёх языках - белорусском, польском и русском. К сожалению, в моих посвящениях поэтам нет его имени, да и забыл я его настоящее имя и фамилию. И остроумные стихи его. Оказывается, что у моего компьютера есть и еще одна поганая функция: "Delete".
   И, конечно же, я не могу не сказать о поэте, который работал  литконсультантом в "Гродненской правде" и нашёл какое-то зерно в моих стихах. Это Юрка Голуб. Его поэтическое творчество насыщено метафорами, неожиданными рифмами, отличительно- индивидуальным, познавательным стилем и не требует авторского имени - с первых строк понимаешь, кто их написал.
  Я часто задаю себе вопрос: почему меня так тянет к родному слову? Возможно, это генное родство с прародителями? Или вечное: кто ты и зачем в этом мире? Или главное: а где твои истоки, корни, к которым ты обязательно вернёшься, чтобы остаться в узах времён хотя бы маленькой точкой народа с его тысячелетней историей? А история народа - это прежде всего родное слово: вечное, бессмертное, которое у меня ассоциируется с прародителями, с родными местами - натоптанными тропами, имиджем жаворонковой песни над рожью, приветственным клёкотом аиста, детской радостью первой встречи с черноголовым боровиком и, конечно же, с первым образом, когда впервые открыл глаза и почувствовал мягкое, тёплое светло мамы с её ласковым, пушистым родным словом. Эти образы остаются на всю жизнь, и к н им, если ты не безродный сын, тебя всегда тянет.
  Родное слово вдохновляет, это допинг для эмоционального состояния души с ее страданиями, тоской, болью и вечным стремлением надежды к незаменимому - любви.


Рецензии
Бульбаши - русские,
даже больше, чем русские.
Отличное эссе. Или рассказ?
Как Вам будет угодно.

Пушкин - это надо
заслужить.

Василий Овчинников   08.05.2023 18:53     Заявить о нарушении
Спасибо за визит и оценку. Прочитал про вашего отца - голая правда, до слёз. К сожалению, ничего не изменилось и сегодня. А ребят жалко и тех и тех.

Мечислав Курилович   13.05.2023 22:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.