Корабли смерти
Richard Stead, в своей книге «Adventures on the high seas», вышедшей в 1909 году рассказывает о печальной судьбе торгового корабля «Melville Castle», приобретённого за низкую цену голландской Ост – Индской компанией и переименованного во «Vrijheid» («Свобода»). Построенный английскими кораблестроителями в 1786 году, «Melville Castle» совершил семь грузовых переходов в Индию с разными капитанами. В 1802 году, уже под названием «Vrijheid» должен был направиться в Батавию – колонию голландской Ост – Индской компании. Новые владельцы, не зная об истинном состоянии судна, не стали тратиться на его основательный ремонт, подновив лишь верхнюю часть и заменив обшивку корпуса, даже не обратив внимание на ветхость шпангоутов и бортовых раскосных ферм.
Так, «отремонтированный» «Vrijheid» 21 ноября 1802 года, приняв на борт людей (312 солдат, 12 офицеров, 22 женщины, 20 пассажиров, 7 детей, 61 человек команды) и грузы, отправился из Амстердама в далёкий путь на восток. 23 ноября корабль попал в жестокий шторм и его выбросило на скалы у берегов Англии в графстве Кент. «Vrijheid» развалился на части и затонул. Только 20 человек (8 солдат и 12 матросов) спаслись из того большого количества людей, находившихся на борту.
Рассказ об этом кораблекрушении Richard Stead назвал «Coffin ship» - «Корабль – гроб», хотя такое выражение появилось значительно позже произошедшего, как этого, так и многих других трагедий на море, случавшихся в результате перегрузки торговых судов, когда их недобросовестные владельцы не тратились на ремонт, а заботились только о личной выгоде, не задумываясь о безопасности экипажей и пассажиров.
Особенно высокое число морских катастроф пришлось на 1845 – 1847 годы, когда, разразившийся в Ирландии голод вынудил около полумиллиона её жителей отправиться за океан, в Канаду в поисках лучшей жизни. Британские парусные корабли, непригодные для океанских плаваний, загруженные «под завязку» оборванными и голодными людьми, уходили в длительные переходы, длившиеся порой 40 дней. Из 100 тысяч ирландцев, отправившихся в 1847 году, каждый пятый умирал от болезней и недоедания. От чрезмерной перегрузки такие суда часто тонули, их прозвали «Coffin ships» - «Корабли – гробы». На пути следования их сопровождали стаи акул.
Принятый в Англии закон о пассажирских судах, определяющий максимальное количество людей, которое можно перевозить на корабле и обеспечивать достаточным количеством пищи, не решал проблему, судовладельцы старались обходить его.
Исследованием торгового судоходства начал заниматься Сэмюэль Плимсоль (1824 – 1898) – изобретатель линии, названной его именем, он установил, что в период с 1861 по 1871 годы около 800 моряков ежегодно гибли в море, в пределах 10 миль от побережья Англии. Он считал: именно плохое состояние кораблей позволяет их владельцам получать финансовую выгоду от страховки, если судно утонет.
Выход из создавшейся ситуации он нашёл в утверждении минимальной безопасной высоты надводной части борта для различных типов судов при погрузке, что и было утверждено, как незыблемое и до сих пор применяемое на практике правило, позволившее избавиться от бытовавших в XIX веке страшных выражений – «Корабли – гробы» - «Корабли смерти».
О Сэмюэле Плимсоле читайте очерк «Линии Плимсоля».
24 октября 2020 г. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №220102401763
С теплом, Виктор
Виктор Афсари 25.10.2020 07:23 Заявить о нарушении