Корабли смерти

                К О Р А Б Л И    С М Е Р Т И.


Richard  Stead, в  своей  книге  «Adventures  on  the  high seas»,  вышедшей  в  1909  году  рассказывает  о  печальной  судьбе  торгового  корабля  «Melville  Castle», приобретённого  за  низкую  цену  голландской  Ост – Индской  компанией и  переименованного  во  «Vrijheid»  («Свобода»). Построенный  английскими  кораблестроителями  в  1786  году,  «Melville  Castle»  совершил  семь  грузовых  переходов  в  Индию  с  разными  капитанами. В 1802  году,  уже  под  названием  «Vrijheid»  должен  был  направиться  в  Батавию – колонию  голландской  Ост – Индской  компании. Новые  владельцы, не  зная  об  истинном  состоянии  судна, не  стали  тратиться  на  его  основательный  ремонт, подновив  лишь  верхнюю  часть  и  заменив  обшивку  корпуса, даже  не  обратив  внимание  на  ветхость  шпангоутов  и  бортовых  раскосных  ферм.

Так, «отремонтированный»  «Vrijheid»  21  ноября  1802  года, приняв  на  борт  людей  (312  солдат, 12  офицеров, 22  женщины, 20  пассажиров, 7  детей, 61  человек  команды)  и  грузы, отправился  из  Амстердама  в  далёкий  путь  на  восток. 23  ноября  корабль  попал  в  жестокий  шторм  и  его  выбросило  на  скалы  у  берегов  Англии  в  графстве  Кент. «Vrijheid»  развалился  на  части  и  затонул. Только  20  человек  (8  солдат  и  12  матросов)  спаслись  из  того  большого  количества  людей, находившихся  на  борту.

Рассказ  об  этом  кораблекрушении  Richard  Stead  назвал «Coffin  ship» - «Корабль – гроб», хотя  такое  выражение  появилось  значительно  позже  произошедшего, как  этого, так  и  многих  других  трагедий  на  море, случавшихся  в  результате  перегрузки  торговых  судов, когда  их  недобросовестные  владельцы  не  тратились  на  ремонт, а  заботились  только  о  личной  выгоде, не  задумываясь  о  безопасности  экипажей  и  пассажиров.

Особенно  высокое  число  морских  катастроф  пришлось  на  1845 – 1847  годы, когда, разразившийся  в  Ирландии  голод  вынудил  около  полумиллиона  её  жителей  отправиться  за  океан, в  Канаду  в  поисках  лучшей  жизни. Британские  парусные  корабли, непригодные  для  океанских  плаваний, загруженные  «под  завязку»  оборванными  и  голодными  людьми, уходили  в  длительные  переходы, длившиеся  порой  40  дней. Из  100  тысяч  ирландцев,  отправившихся  в  1847  году, каждый  пятый  умирал  от  болезней  и  недоедания. От  чрезмерной  перегрузки  такие  суда  часто  тонули, их  прозвали  «Coffin  ships» - «Корабли – гробы». На  пути  следования  их  сопровождали  стаи  акул.

Принятый  в  Англии  закон  о  пассажирских  судах, определяющий  максимальное  количество  людей, которое  можно  перевозить  на  корабле  и  обеспечивать  достаточным  количеством  пищи, не  решал  проблему, судовладельцы  старались  обходить  его.

Исследованием  торгового  судоходства  начал  заниматься  Сэмюэль  Плимсоль  (1824 – 1898) – изобретатель  линии, названной  его  именем, он  установил, что  в  период  с  1861  по  1871  годы  около  800  моряков  ежегодно  гибли  в  море, в  пределах  10  миль  от  побережья  Англии. Он  считал: именно  плохое  состояние  кораблей  позволяет  их  владельцам  получать  финансовую  выгоду  от  страховки, если  судно  утонет.
Выход  из  создавшейся  ситуации  он  нашёл  в  утверждении  минимальной  безопасной  высоты  надводной  части  борта  для  различных  типов  судов  при  погрузке, что  и  было  утверждено, как  незыблемое  и  до  сих  пор  применяемое  на  практике  правило, позволившее  избавиться  от  бытовавших  в  XIX  веке  страшных  выражений – «Корабли – гробы» - «Корабли  смерти».

О  Сэмюэле  Плимсоле  читайте  очерк  «Линии  Плимсоля».

24  октября  2020  г.                Вячеслав  Прытков.

 


Рецензии
Плимсоль сделал поистине большое дело, хотя наживавшиеся на страховках вряд ли были рады этим нововведениям.
С теплом, Виктор

Виктор Афсари   25.10.2020 07:23     Заявить о нарушении