Широко раскрытые двери к сотворению чуда

Балет «Сказки под подушкой»
Либретто, хореография – Ирина Шемякина.
Костюмы – Наталья Корнилова.
Артисты балета:
Ольга Волкова, Анастасия Орфеева, Тимофей Чернышевский, Михаил Присекин.
Солистки балета:
 Полина Артемьева, Анастасия Чава, Юлия Архипцова.
Театр «Плоды просвещения» Санкт-Петербург 2020
В одноактном балете «Сказки под подушкой» Ирина Шемякина предлагает нам уникальную возможность познания пространство волшебства и сказки, которое сосредоточенны в этой истории в образе некой чудесной страны. В спектакле это пространство скрывается от посторонних глаз за тонкой невидимой вуалью времени, которая отделяет день от ночи. В спектакле «Сказки под подушкой» это пространство символично сосредоточены в контурных очертаниях комнаты маленькой девочки. В сценическом воплощении это замкнутое пространство содержит элемент дуальности, при котором в ней одновременно присутствуют повседневная рутина сегодняшнего дня и удивительные просторы сказочной страны.
В истории под названием «Сказки под подушкой» проникновение на просторы этой сказочной страны происходит в сценической картине, изображающей спальню где мы видим маленькую девочку, которая не хочется идти спать. Приближение ночи и желание взрослых отправить её спать вызывают у неё смешанные чувства, ей не хочется ложиться в кровать, так как ей в этом случае нужно расстаться с её любимыми игрушкам до утра. Эти куклы - её лучшие друзья и игра с ними разбавляет унылую рутину повседневной жизни во взрослом мире.
Шемякина в этой картине повседневной обыденности существования девочки создаёт символическую точку перехода из реального мира в пространство сказочной страны. Этот сюжетообразующая точка обретает свои визуальные очертания в момент, когда полумрак ночи окутывает пространство детской спальни и героиня этой истории засыпает под убаюкивающую колыбельную. В сюжетном пространстве этой истории мы получаем возможность наблюдения трансформации очертаний детской спальни под покровом ночи в реплику волшебной страны, в которой привычные предметы повседневности теряют своё утилитарное предназначение и обретают причудливые очертания персонажей волшебной страны, а её любимые куклы оживают и становятся её персонажами сказки.
В процессе этой трансформации реалии повседневной жизни исчезают и  происходит окончательное превращение детской спальни в проекцию некой волшебной станы. В этом пространстве мы видим одну из точек в которых происходит возникновения чуда, при котором любимые детские игрушки девочки оживают и покидают свои полки. Её верные друзья по ежедневным играм приглашают девочку в путешествие иную незнакомую для неё форму реальности, в сказочную страну. Это приглашение задаёт особую сюжетную точку в которой выделяется вектор трансформации образа главного персонажа этой истории. В спектакле «Сказки под подушкой» в начальной точке сюжетной линии мы видим девочку, которой не хочется идти спать и в её образа преобладают оттенки печали с лёгкими нотками детской капризности. На просторах сказочной страны преображение пространства её образа происходит в точке, когда она переступает виртуальную границу, отделяющую её детскую спальню от волшебной страны и здесь оттенки печали и меланхолии сменяются на восторг и удивление от увиденного.
В диапазоне преображения её образа процесс познания новой формы реальности меняет парадигму восприятия происходящего вокруг неё, в сюжетном пространстве её путешествия по просторам волшебной страны образ девочки меняется, её детское любопытство и восторженное удивление пробуждает в ней желание познания нового и самосовершенствования. Яркое многообразие персонажей портретной галереи волшебной страны удивляют её и пробуждают в ней желание привнести элементы увиденного в пространство собственной жизни, желание обрести воздушную легкость и возможность свободы движения и полёта, которых она была лишена в её жизни в реальном мире.
На этих безграничных просторах волшебной страны путешествия девочки и её  встречи –это уроки познания учителями, которых являются персонажи воплощенные в многообразной галерее образов этой альтернативной реальности. В пространстве образа девочки эти встречи формируют её восприятия мира, при котором все эти ожившие игрушки, маги и феи, звери, птицы, бабочки и другие персонажи являются полноценными обитатели этих просторов. Эта многомерность окружающего мира меняют характер её восприятия окружающей реальности и парадигму мировоззрения, в котором её восприятие теряет черты детского любопытства и удивления и в нём начинает отчётливо прослеживаться пробуждение желания познания этого мира и поиск своего места в нём.
 В этих уроках она открывает для себя иное понимание роли человека в окружающем мире в котором главенствует принцип гармонии и он доминанта существования для всех. В этой плоскости познания она открывает для себя иное видение роли человека, в основе которого он является одной из многочисленных форм жизни и его существование и действия не должны разрушать гармонию правящую этим миром. В этих встречах с персонажами волшебной страны процесс познания имеет двусторонний характер, в нём вектор взгляда героини направлен не только на окружающий мир, но и на саму себя. В её уроках на просторах волшебной страны она пытается определить своё собственное место в этой форме мироздании. Это направление взгляда открывает в пространстве её образа любовь к прекрасному, мечты об искусстве, которые скрывались в глубинах её души, здесь они обретают очертание осознанного желания – выбора на просторах этой волшебной страны.
В сюжетном пространстве этой истории это явление позволяет нам наблюдать процесс возникновения чуда, которое является логическим финалом её пути познания мира. В условных рамках этого пути девочка открывает в себе мечту и идёт к ней, в символическом финале этой истории мы видим воплощение детской мечты в качестве иллюстрации эффекта чуда, созданного собственными руками. В одноактном балете «Сказки под подушкой» Ирина Шемякина предлагает нам волшебную историю, созданную в многомерном творческом тандеме, сплетающем воедино традиции классической балетной хореографии с другими школами и направлениями, в обрамлении богатства красок и оттенков палитры мира музыки. Результатом этого сложного творческого синтеза сосредоточен в пространстве образа истории «Сказки под подушкой», которые символично раскрывают двери в мир искусства балета, позволяют каждому из нас сделать свои первые шаги к магии искусства и сотворению чуда.


Рецензии