Письмо психиатра

                ПИСЬМО ПСИХИАТРА

Бывшим пациентом психиатрической областной больницы, располагавшейся в бывшем монастыре Александра Свирского, было получено письмо от врача-психиатра данной больницы – Воробъева Георгия Титовича – 11 мая 1982 года (согласно почтовому оттиску на конверте). Понятно, что, согласно договоренности между пациентом (Мальцевым Николаем Ивановичем) и врачом, первоначально до этого письмо отправил пациент, так как местонахождение пациента (адрес, соответственно) врачу было неизвестно.
«Здравствуй, Николай Иванович! Надеюсь, что ты получил мою открытку. Я поспешил отправить ее …, поспешил – хотя получишь ответ с опозданием; поспешил в том смысле, что я почти не задержался с ответом. Твое письмо передала Капитолина Васильевна (моя супруга, если ты еще не забыл), когда в очередной раз приехала из Ст. Слободы в Ленинград ко мне на свидание. Поспешил., чтобы ты меньше сомневался в том,  что я, говоря твоими словами, «устойчивый персонаж моих внутренностей». (Кавычки мои, остальное : оригинальность, юмор, остроумие, хорошая память, уважительное отношение к д-ру В. и проч. , и т.п. – все твое). Я тебе уже  писал, что не хочу терять тебя из виду, = это в том смысле, что не теряю надежду реально (эмпирически!) общения с тобой в любой форме, по крайней мере, если не придется свидеться, то хотя бы переписываться.» ...
«Нужно работать над собой. «Нам нужны не все, мне нужны немногие.» Это что-то из дневника одного писателя. Если чувствуешь потребность открыть душу, будь разборчив, избегай психиатров (кроме меня). В. Г.Т.».
Данное соответствует части письма: началу и окончания.
Георгий Титович организовал мою психиатрическую реабилитацию. Я был снят с психиатрического учета с диагнозом: «Практически здоров». Тем не менее, на данный момент (24.10. 2020) я понимаю, что был еще болен психически. Но так как аналогично болели все окружающие меня люди, тогда я не был уверен на сто процентов в своем психическом заболевании, было слабое подозрение. И лишь после того, как я выздоровел (это где-то 2005 год), мне окончательно стали понятны этапы моей психической болезни. Биологический вид homo sapiens болен, я был болен, как и все остальные особи данного вида. Я считал, что свет попадает ко мне через глаза, звуки – через уши,, запахи – через нос… Кислое, соленое, сладкое и горькое есть свойства фрагментов окружающей мое тело среды, моя рецепторная неадекватность была причиной моих многих схем ориентаций. Окружающий меня мир вовсе меня не окружал, я имел дело с продуктом собственной деятельности, который был частью меня самого, ошибочно считая, что имею дело с окружающей средой, с неким физическим миром, который воспринимается моими органами чувств.
Фото письма там:
                proza.ru/2009/07/01/406


Рецензии
Вопрос о том, кто из двух персонажей был пациентом, Николай Иванович или Георгий Титович, остается открытым.
Психиатр оказался в особом положении, а именно на грани между той самой болезнью и возможным выздоровлением, рискуя покинуть стройные ряды больных. В итоге Георгий Титович выбрал определенную модель поведения, для Николая Ивановича вполне подходящую.
По себе могу судить, насколько трудно работать со своими автоматизмами и насколько сильны привычки. Как только выдается свободное время, когда, вроде, ничто не заставляет спешить и суетиться, человека, все же, как животного, тянет заняться чем-нибудь простым, привычным, знакомым, бытовым. Прогуляться, посмотреть кино, что-нибудь пожевать, чай попить, поспать или поразмножаться, если есть такая возможность. А сейчас еще появились компьютеры и смартфоны, в которых неадекватный пользователь находит развлечения на любой вкус.

В неопределенности, которую человек переживает при общении с более адекватным человеком, он, естественно, выбирает одну из моделей поведения, которые у него уже есть. Чтобы формировать новые программы, наверное, нужны большие затраты ресурсов организма, для чего надо их освободить.
Чтобы освободить место, надо, наверное, выкинуть или задвинуть свои старые схемы, которые довлеют над человеком уже только потому, что других, более адекватных схем у него не сформировано.

Захар Михайлов 2   24.10.2020 19:48     Заявить о нарушении