Энциклопедия

Я держу в руках толстенный том, производящий впечатление своим солидным оформлением; - «Отечественная радиолокация. Биографический справочник». Редакционная коллегия блещет именами, вызывающими почтение; в энциклопедии  представлены 2300 имен и 120 предприятий.
Для меня справочник представляет большой интерес, так как я проработал в этой отрасли 48 лет, и знал лично многих специалистов, разбросанных по всей стране. Листая страницы, я радостно улыбался, встречая портреты своих старых знакомых, – многих из них уж нет в живых – с которыми мы могли бы вспомнить «минувшие дни, и битвы, где вместе сражались».
Однако, чем дольше я перепахивал 600 страниц этой энциклопедии, тем больше росло ощущение большой недостачи, и я начал искать тех, без кого биографический справочник по радиолокации терял значение, и многих из них не находил.
Это заставило меня еще раз вернуться к инвентаризации и оценке тех, кто был удостоен увековечивания, и передо мной раскрылась неприглядная картина нравов, царящих среди моих бывших коллег.
Поскольку список персонажей, представленных для включения в энциклопедию, составлялся на предприятиях, где они работали, то в него вошли их сотрудники согласно иерархии, действовавшей на момент ее составления (2011 год). Для приличия в списки вставлялись персонажи из славного прошлого предприятий, но их отбор был крайне не объективен, так как составители руководствовались соображениями политической целесообразности, а то и просто сводили старые счеты.
В результате ценность издания оказалась более, чем сомнительной, что можно проиллюстрировать следующим фактом: в Энциклопедию включена статья о В.Н. Сигалаеве, чей «вклад в развитие науки и радиолокационной техники» нужно разглядывать в микроскоп, а Евгений Павлович Гренгаген, сыгравший выдающуюся роль в создании отечественной ПРО, - в ней не упомянут вообще.
История техники – это предмет, совершенно необходимый для ее развития, но тогда она должна быть объективной, и ее нельзя отдавать на откуп временщикам, как это получилось в данном издании. Подход к истории должен быть универсальным – это изучение источников. А история техники полностью отражена в технической документации, которая, как правило, хорошо архивирована. И из нее с очевидностью следует, - кто, когда, и какой сделал вклад.
                Июль 2020 года.


Рецензии