Мысли вслух. Извиниться или измениться
Начну с того, что обида и чувство вины, будучи субъективными ощущениями, отнюдь не всегда связаны с объективными (насколько их возможно назвать объективными) ошибками и подлинной злонамеренностью. Отсюда следует, что оба участника некоего конфликта способны злоупотреблять высокой ролью извинений в обществе. С одной стороны, когда обида как таковая считается достаточным основанием для обвинений, открывается большой простор для обидчивости, которая может из отрицательной черты характера перерасти в неотъемлемую часть личности и даже в инструмент манипуляции окружающими. Таким образом, сама возможность оскорбиться становится опасным оружием в руках недобросовестных людей, а возможность случайно кого-то оскорбить — веским поводом для далеко не всегда полезной самоцензуры. С другой стороны, когда извинение считается весомым основанием простить человека, обидчик может использовать его как индульгенцию и повторно совершать неприятные для другого поступки. Пример лояльного отношения многих россиян к насилию родителей над детьми показывает, что прощение (в таких случаях — прощение ребёнком старших) нередко воспринимается как своеобразный «высший долг», не менее важный, чем «необходимость» извиниться, и связанный с целым рядом по большей части надуманных «вселенских законов жизни».
Итак, немалая часть общества уверена, что в случае чьей-то обиды жизненно необходимо совершить уже неплохо сформировавшийся ритуал очищения совести. Сначала обидчик произносит слова извинения и при необходимости подкрепляет их некими примирительными действиями. Затем обиженный произносит слова прощения, также в отдельных случаях добавляя к ним определённые действия, после чего отношения между обоими участниками «процедуры» формально считаются восстановленными.
Стоит оговориться, что описанный процесс не всегда можно в полной мере назвать ритуалом: многое зависит от искренности конкретных людей и от восприятия извинения и прощения в конкретной культуре. Но когда хотя бы одно из этих действий считается долгом, неисполнение которого чревато потерей уважения окружающих, оба действия превращаются в самый настоящий ритуал, формальный характер которого даёт основания — нередко веские — сомневаться в искренности его сторон.
Более того, неискренность, часто сопровождающая эту традицию, способна превратиться в подлинное садистское удовольствие. Так, обидевшийся человек может ощущать своё превосходство и даже заниматься самолюбованием, смакуя каждое мгновение обиды и прощения, ставших для него способами уничтожить репутацию обидчика и получить над ним власть. Обидчик, в свою очередь, может быть по-настоящему рад ценой некоторого театрального самоунижения подменить истинную работу над собой простыми обрядами.
Впрочем, изменяться в случае чьей-то обиды нужно не всегда, ибо, напомню, не всякая обида вызвана реальным вредом. Но, если обида разумна и обоснованна, я считаю правильным такой подход: неменяющийся недостоин прощения, ибо всё столь же склонен к тем же ошибкам, а изменившийся в прощении не нуждается, ибо отчасти уже стал лучше. Если говорить о чувстве вины и о стыде, то, суммируя всё сказанное ранее, мои мысли можно уложить в ещё одну, похожую формулу: неразумному стыд неведом, а разумному не нужен. Таким образом, переоценивать извинение и прощение, как это делается сейчас, весьма ненадёжно, эта традиция не даёт того результата, которого от неё наивно ждут. А что может такой результат дать? На мой взгляд, это пристальный, разносторонний и рациональный разбор всякой обиды, поиск слабых мест в личности всех сторон вопроса, определение для них наилучшего вектора развития, а в дальнейшем — наблюдение за этим развитием и посильное ему содействие. Возможность простить и быть прощённым в таких рационалистических взаимоотношениях никуда не исчезнет, но из инструмента лжи и обмана превратится в небольшое подспорье для подлинных изменений к лучшему.
Свидетельство о публикации №220102400071
хочешь истины на этот счёт? её есть у меня, ща нарою выкройку из своих высеров 2004 года..
вот, нашёл:
"..."Прости" происходит от слова Прощаться (физический смысл которого: увеличение расстояния между объектами), и самый легкий его смысл "пошли меня нах.й, дорогой". Потому, что слово «Извини» означает лишь следующее: «Позволь мне не чувствовать боль (вину) за тот вред, который я тебе причинил». Так просто проще людям убить самих себя и планету, а ведь они все только для этого и делают, в конечном итоге. На самом деле, даже если ты и чувствуешь вину за свой поступок, из за того, что бог дал мозг и кой какие мысли, то первым делом ты должен стремиться ее искупить, чтоб доказать свою пользу миру. Если конечно, твой инстинкт самосохранения не заражен «неизвестным вирусом», дающим тебе право вместо этого (чтоб искупить вину втройне) просить тебя избавить от этой работы того же, кому ты вред принес!!! А вред - результат действий, направленных на убийство. То есть, ты просишь человека, которого явно пытался убить (потому что уже что то сделал, за что чувствуешь вину) о том, чтобы он сам убил себя и мир, позволив тебе не исправлять тот вред, который ты нанес ему и миру. "
салампополам
Спаситель 24.10.2020 02:08 Заявить о нарушении
Спаситель 24.10.2020 02:13 Заявить о нарушении