Стереотипное мышление

       Со второй половины семидесятых годов прошлого века я стал работать в Пропагандистском центре на Пятницкой, 25, где тогда располагалась штаб-квартира Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР.

       Работа совмещалась с обучением. Отбирали и оставляли тех людей, которые могли отделить главное от второстепенного (в этом отличие специалистов от подмастерьев). Поскольку советское общество было идеологизированным, нам труднее всего давалось понимание несложных истин типа того, что не существует исключительно правильных мыслей и исключительно неправильных. Сегодняшнее правильное понимание проблем может завтра оказаться неправильным.

       Постепенно я понял, что такое «тезисы» и «контртезисы», какие бывают «пропагандистские направления», но вот «стереотипы» давались мне сложнее всего, были долгое время закрыты для моего (как говаривал Виктор Ильич Яроцкий, о котором я прежде не раз рассказывал) «искаженного сознания».

       На пропагандистской кухне, например, считались важными стереотипами такие два постулата: а) на Западе – демократическое правление; б) на Западе лучше живут, чем на Востоке. Какие же это стереотипы? Искренне удивлялся я. Это же чистейшая правда. И в тот момент мне казалось, что идея о «правильных и неправильных мыслях» тоже есть чистейшая демагогия.

       Временами я чувствовал, что попал в вертеп разбойников, которые пытаются мне переделать мозги. Нужно признаться, что я начал осознавать, о чем идет речь, довольно поздно – в девяностые и нулевые годы.

       Летом 1992 года я из-за какого-то срочного повода по правительственной связи позвонил знакомому помощнику председателя правительства. Никто к телефону не подошел. Этого в принципе не могло быть. «Вертушки» полагалось круглосуточно держать под контролем, особенно на серьеных позициях. Ушел чинуша, оставляет вместо себя дежурного, каковых у большого начальника немало. Позвонил этому деятелю домой. И тот мне сообщил о новых правилах:

       – Егор Тимурович (Гайдар тогда исполнял обязанности председателя) запретил нам пересиживать. В шесть часов вечера – все домой, двери Белого дома на замок, ключи передаются вневедомственной охране. По выходным на работу ходить не смей, по привычке пришел, двери не открывают.

       –  А если война или стихийное бедствие?

       – При демократии такого не бывает, – отшутился он.

       Осенью того же года поехали отдыхать с женой в правительственный санаторий «Валдай». Грязь, полупьяные представители новой знати, многие с тюремными наколками, речь неправильная, матерщина.

        Конечно, это ерунда, и отдых не был тогда главным, как теперь…

        – Никто в цивилизованном мире пропагандой не занимается, и вам придется это прекратить, – объяснил мне в 2008 году Андрей Георгиевич Быстрицкий.

       И я прекратил, а он, видимо, возобновил. И является до сегодняшнего дня модератором международного Валдайского форума.

       Стереотипами пропаганды остаются утверждения о том, что мир делится на непримиримо враждебные лагеря, на враждующие коалиции стран, на правильные и неправильные общества, на различные политические устройства. Такие утверждения лишь на поверхностный взгляд правдоподобны.

       Но на каком-то более высоком уровне мышления мир оказывается удивительно единым. Сейчас мы наблюдаем процесс всеобщего и повсеместного отупения элит, повсюду ощущается боязнь новых революционных переделов.

       Однажды Виктору Ильичу почти удалось показать мне, как работает стереотипное мышление. Он вдруг спросил меня:

       – У Сталина была мания величия?

       – Конечно, – ответил я, не задумываясь.

       И тут Яроцкий заорал, он всегда это делал для убедительности:

       – А у Черчилля? А у Рузвельта? А у Гитлера? А у Муссолини? А у Тито? А у Мао Цзэдуна? А у Чан Кайши? А у Хирахито, леший его возьми?

        Яроцкий некогда провел пять лет в Лондоне, свободно говорил по-немецки и по-английски, имел доступ к огромному потоку информации.

       В нынешнюю эпоху информацию получить обычному человеку неоткуда, простой индивид может только уверовать в то, что внушают ему на политических ток-шоу, что распространяют продажные и непродажные блогеры и что пишут различные интернет-порталы. В основном это домыслы, завернутые в красочную обертку.

24.10.2020


Рецензии
Интересная статья...

Олег Михайлишин   26.10.2020 21:34     Заявить о нарушении