Через много лет

Рассказ

Вереницею дни-скороходы идут,
Друг за другом восходы, закаты.
Не надо скорбеть о минувшем,
Мой друг дорогой, незабвенный!
Дай скорее вина, ибо годы идут!
Омар Хайям

Наступил  лучезарный  денёк третьей декады октября. Из окна моего кабинета  видны  отливающие золотом нарядные берёзки, клёны, липки. Наш дом окружён  когда-то нами высаженными деревцами на   субботниках  жильцов. Сейчас мы каждый год в любую пору года любуемся нашими мини-парками. Волею судьбы заложили добрую память о себе нашим детям в семидесятые годы прошлого века. Изредка собираясь вечерами в беседках отдыха, часто вспоминаем годы нашей молодости, уточняем интересные события   жизни нашего дома в те далёкие  годы. С этими мыслями о пережитом, настроился на утреннюю каждодневную работу за письменным столом.
Вдруг услышал вдалеке от меня звонок сотового телефона,говорю слушаю:

- Алло! Привет, это Володя!
- А… привет, привет, со вчерашнего дня жду твоего звонка,- ответил я с радостным настроением. Володя продолжает:
- Я еле вспомнил тебя, когда рассматривал фото на твоей странице в одноклассниках! Ты сильно изменился и, судя по фотографиям, занимаешься каким-то мутным делом. Чем озабочен в наше время?
Бывшего коллегу по работе нашёл через 45 лет прожитой жизни. Поиск по имени и фамилии на сайте ok.ru сразу мне выдал строчку желанного человека.
Здесь надо вернуться на много лет назад и подробно описать моё давнишнее знакомство с коллегой  на номерном заводе,  Володей Пивцаевым.
На втором году после службы в Армии, я продолжал трудиться на заводе «Красный Октябрь» под Оршей. Зимой 1974 года в наш коллектив регулировщиков радиоаппаратуры пришёл трудиться молодой, жизнерадостный, высокий, светловолосый паренёк. С первых дней знакомства с нашим участком изделия «Пальма» он свободно, без напряжения сил  освоил всю технологию изготовления самого массового продукта завода. Среди нас троих молодых парней, меня, Олега Петухова и Володи,  сложился коллектив единомышленников по общению, совпадающему по возрасту и  взгляду на жизнь. Наша, пока ещё холостяцкая свобода, сблизила нас ещё больше. В свободные минуты отдыха в нашем любимом семнадцатом цеху, мы беседовали о волнующих нас всевозможных житейских проблемах. Стоя у стола сборки корпусов радиостанций, расположенному у главного входа в цех, мы наблюдали за движением молодёжи по главному проходу цеха. Надо сказать, что наш цех числился в основном, как молодёжный. На трёх конвеерах сборки изделий сидели молоденькие девочки, чередуясь с женщинами среднего возраста. Прямо скажу, глазки у нас горели, видя, как фигуристые, симпатичные  девочки медленно прохаживались  по цеху в   минуты отдыха. Под их халатиками мы видели всё, что нам было нужно. Скрывать нечего, мы все хотели скорее обзавестись семьями. Прошли Армию, приобрели на заводе  хорошую специальность, зарплата выше средней, можно и, даже нужно серьёзно думать о своей семье. В городском посёлке, где расположен завод, особых мест отдыха для молодёжи не было. Спасал Дом Культуры, сюда изредка приходили на танцы по субботам. Про себя скажу – авторитетом у девочек не пользовался: росточком не вышел, особого блеска в лице не имел. Сильно смущался во время медленного танца, всё как-то неловко брал партнёршу за талию, стеснялся прижать ближе к себе. Вот это мня, впоследствии и, затормозило в приобретении быстрых знакомств на танцах,  кафе, ресторанах, куда  зачастил по долгим зимним вечерам. А однажды, во время танца в ДК, работница  нашего цеха Галя Сорокина, прямо мне прошептала на ушко, - Игорь, больше не приглашай меня на танец.  После этих слов удалился в буфет второго этажа Дворца Культуры, хорошенько там крякнул, вышел на прилегающую площадь, где иногда стояли такси по субботам, сел в одну из них, укатил домой и, больше на все увеселения во Дворец никогда не ходил. Раз рожа крива, так что пенять на зеркало! Потом я встречал в городе Галину, она уже, видимо, знала, что я женат, занимаю инженерную должность на информационно - вычислительном центре ЦСУ  СССР, наш разговор не состоялся. Лицо её выражало отрешенный взгляд ещё не замужней, но ещё прекрасной женщины. После этого мига встречи, сел на ближайшую скамейку и долго впивался памятью в её красивый стан, округлость грудки и выпирающую попочку.
А между тем наша молодецкая заводская жизнь продолжалась. Первым из нас троих познакомился с симпатичной девочкой Володя. Она нашлась в соседнем с нами девятом цехе. В него находился свободный проход, так как там помимо участков производства,  находилась центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ) по проверке приборов контроля при настройке всего класса радиоаппаратуры.
Их дружба развивалась красиво и стремительно. В конце лета Володя нам сообщил приятное известие, что осенью состоится его свадьба. С чем его мы и поздравили. Теперь уже его невеста стала навещать жениха на его рабочем месте нашего цеха. Все работники участка «Пальма» по достоинству оценили выбор Володи – невеста оказалась хороша во всех отношениях. Мы издали наблюдали  воркования влюблённых людей!  Эта новость внесла свежую струю в застоявшуюся жизнь нашей троицы. Иногда Володя делился с нами  ходом приготовления к свадьбе. Сообщил нам с Олегом, что и мы будем приглашены на его торжество. Передо мной, живущим в городе, встала проблема как после торжеств добираться домой поздним вечером в интересном состоянии. Принимаю решение - попробовать устроиться  в заводской гостинице, расположенной в посёлке городского типа Барань, где и будет свадьба. Собрался с духом и однажды забрёл к администратору гостиницы. Оказалось, что устроиться вполне возможно, только заранее нужно забронировать место. После такого уверенного сообщения, воспрянул духом и усилил работу над контрольными работами института, где  учился уже на втором курсе. Свадебные мероприятия отодвинут завершение контрольных работ, что для меня нежелательно. Одним словом подошла приятная пора нашего окончательного взросления, что может быть лучше этого состояния в жизни каждого человека!
На праздник седьмое ноября родственники Володи назначили свадебные торжества. О лучшем времени осени и не предполагалось, это самое подходящее для всех – молодожён и приглашённых гостей.
В назначенный день и время  мы с Олегом подошли к Поселковому Совету. Учитывая малое помещение регистрационного зала,  встретили молодых у входа, а потом все гости пешочком прошли к зданию заводской столовой, где состоятся чествования новобрачных. Праздничное настроение, приятные люди с обеих сторон молодых, сама обстановка ожидания видеть красивую  пару на протяжении всех двух дней торжеств, навсегда отложились в моей благодарной памяти о коллеге и  его красавице невесте!
Так получилось, что меня посадили за праздничный стол  рядом с тётей жениха,  по другую  сторону от мня посадили Олега, а напротив нас усадили Мишу Боровинского, друга Володи, тоже работника нашего участка, но рангом выше нас – он работал на сборке  готовых комплектующих радиостанций, по возрасту старше нас. Рядом с Мишей сидела приятная женщина средних лет, подходящая  ему во всех отношениях. Как потом выяснилось, Миша волочился за тётей, сидящей рядом со мной, женой военнослужащего. Когда началось приглашение наполнить бокалы, положить в тарелочку яства, моя соседка любезно положила мне в тарелочку красивое сьестное, а я  наполнил её бокал шампанским. При обмене этими любезностями мы познакомились словестно с взаимными приятными улыбками. Смотрю - Миша побелел в лице и как-то угрожающе посмотрел в мою сторону.  После третьего тоста мы окончательно сблизились с тётей и, перестали обращать внимание на Мишу. На протяжении всего прекрасного вечера, мы много танцевали, участвовали в розыгрышах, получали призы, нас постоянно приглашали за стол. В первый день торжества расходились около одиннадцати часов вечера. Родители новобрачных любезно пригласили гостей  прийти на завтрак к одиннадцати часам, мы поблагодарили их ещё раз за такое гостеприимство и, с добрым чувством в ожидании следующего дня, шутя и улыбаясь всем, расходились по домам.
Нам с Олегом захотелось пройтись по вечернему городку. Он проводил меня до гостиницы. Заглянули к портье, спросили разрешения пройти ко мне в номер. Нам  любезно разрешили пройти, только ненадолго. В номере нашлось лёгкое винцо с пачкой хрустящих хлебцев. Они универсальны как для крепких напитков, так и для сладеньких вин, этому научила меня студенческая жизнь заочника. Поделились впечатлением о хорошо проведённом вечере, о  красивых молодых, выпили за их благополучие и счастье. Олег отправился домой на Заодровье. а там ему совсем близко дойти  до родительского дома, расположенного возле остановки на город.  Договорились, что утром Олег подойдёт ко мне в номер и, мы восстановимся от хорошо  проведённого дня накануне.
В начале девятого утра ко мне в номер гостиницы  пришёл Олег с Женей Прокопенко, нашим коллегой по  участку. Принесли с собой набор холостяка выходного дня. Мы уютно уселись за столиком, с видом из окон на сосновый бор, против которого расположена старинная, уютная гостиница. Мой угловой номер с большими овальными окнами находился на втором этаже, из его окон хорошо просматривался парк и Дворец Культуры. С радостью приятной встречи, предстоящего торжественного свадебного завтрака, разговорились с коллегами о прошедшем великолепном первом дне свадьбы. Рассиживаться в уютном номере особо не стали. Быстро  закончили скетч и, вышли на свежий морозный воздух лесопарка. Присели на ближайшую скамеечку и продолжили балагурить о сегодняшнем дне. К назначенному часу завтрака  с Олегом выдвинулись, а Женя пошёл в город по своим делам выходного дня. Подошли к сбору гостей вовремя , пришедших рассаживали по вчерашним местам, так удобнее всем – хозяевам не надо ломать голову, а гости хорошо подружились. Завтрак начался с поздравления молодым и возгласа «Горько! Горько!». Закусили после первой, настроение взыграло, продолжение свадьбы началось. Застолье продолжалось до начало четвёртого часа дня. Пора и меру знать, с благодарностью к организаторам свадьбы стали потихоньку расходиться. Олег проводил меня до автобуса на город, а сам побрёл  в павильон на набережной реки Одров.
Завтра рабочий день, мне надо привести себя в порядок, просмотреть почту из института, настроить себя на ежедневный учебный ритм.   
Вот и закончился трёхдневный свадебный отпуск Володи.  Он вернулся в цех одухотворённым человеком, с добродушной приятной улыбкой счастливого молодого супруга! Весь участок «Пальмы» тепло его поприветствовал и поздравил со столь знаменательным событием в его жизни. Начались рабочие будни, мы с Олегом искренне завидовали нашему коллеге. Иногда после работы заходили с ним в павильон на набережной реки.  Оживлённо делились жизненными планами, я рассказывал об учёбе в институте, делился с ним о жизни заочников во время очередных сессий. Город  Гомель  на реке Сожь,  покорил меня своей красотой в летнюю пору – когда ходит речной прогулочный трамвайчик  и, можно с удовольствием прокатиться на его открытой палубе, наблюдая город с речного простора. Надо ли говорить, сколько я пережил радостных моментов, живя временами в большом городе! Всё увиденное в те молодые годы живёт со мной на протяжении всей последующей жизни! Главное, надо было набраться мужества учиться по заочной системе образования, а это адский труд для понимания непосвящённых!
Проходит полгода после знаменательного события в жизни Володи и, мы узнаём от него, что молодожёны уезжают жить в наш областной  город. Конечно, перспектив для жизни там больше, да и город привлекателен своей средой обитания, своим историческим прошлым. В один из дней недели последний раз посидели на берегу речки, пожелали Володе счастливой жизни на новом месте. На дворе стаяла весна, подходили майские праздники. Молодые уехали в новую жизнь большого города.
Мы с Олегом загрустили в своей неприкаянности. Меня спасала занятость учебой, на увеселения  времени не оставалось. Сдал успешно летнюю сессию, отгулял очередной отпуск, в августе вышел на работу. Меня настороженно встретил коллектив. Узнаю в чём суть. Оказывается, мастер Глезин Арон Израилевич, нашел мою плату передатчика после настройки и обнаружил плохо законтренные  ферритовые сердечники контуров. Мне грозит неприятность. При первой встрече после отпуска, пригрозил мне увольнением за нарушение технологической дисциплины. Я залёг на дно, потускнел в глазах и изменился в лице. Первым заметил перемены во мне Гена Кулешов, напарник по смене. Однажды подошли с ним к окну цеха, подальше от людских глаз, Гена и говорит мне:
- Игорь, не переживай ты так, аж в лице изменился, что ты делаешь с собой,  найдёшь ты себе достойную работу. Поезжай в город, найдёшь вычислительный центр ЦСУ   СССР, подойдёшь к начальнику отдела технического обслуживания ЭВМ, Луговиер Александру Борисовичу, он раньше работал в нашем цехе, я его хорошо знаю. Предложишь себя в качестве инженера-электроника, ведь ты окончил два курса института, а перед этим окончил радиотехнический техникум, тебе и карты в руки!
После этих слов мне стало легче, почувствовал в себе уверенность, в поиске новой работы, скорее  отойти от морально подавленной обстановки.
Взял отгул за ранее отработанное время и поехал по указанному адресу. Меня приветливо встретил высокий мужчина, выше среднего роста. Оказывается, Гена ему уже позвонил и вкратце изложил суть моей возникшей проблемы. Попросил все мои документы, внимательно посмотрел, сказал, -  подходишь и, направил в отдел кадров вычислительного центра. За день прошёл медкомиссию, на следующий день прошёл собеседование с замом директора по математическим методам Паутовым Геннадием Ивановичем, получил напутствие и, уже с понедельника следующей недели должен выйти на работу. Так начался  новый путь  инженера, мне шёл тогда 24-й год от роду. Фактически, я потерял год трудового стажа  инженера, ведь студенты дневного отделения окончившие институт приступают к своей профессиональной работе в возрасте 23-х лет.
На участке завода договорились отметить мой уход, когда получу первую зарплату на новом рабочем месте, вышел с отпуска сильно обедневшим. В середине сентября последний раз мы собрались на побережье реки Одров и достойно отметили рождение нового инженера-электроника системы ЦСУ  СССР. Начался отсчёт интереснейшей работы в высокоинтеллектуальной среде людей образованных в различных отраслях знаний. Они мне дали всё, чтобы смог достойно идти по жизни, за это им моя большая благодарность. Говорю через много лет прожитой жизни. Сейчас имею моральное право поделиться об этом, сидя за письменным столом начинающего писателя.
Из дальнейшего разговора по телефону с Володей, узнаю, что сейчас у него большая семья – двое деток и четверо внуков. Он отработал 45 лет на одном станкостроительном заводе, обслуживал сложные станки с ЧПУ – числовым программным управлением. Мне известно,  что это такое, прямо скажу, не каждый сможет осилить эту специальность. Жизнь его сейчас проходит в спокойном ритме молодого пенсионера. Она удалась, теперь можно позволить себе пожить в своё удовольствие – заняться каким-нибудь  любимым делом, подключить к себе внуков. А что нам ещё надо, пенсионерам с изломанной судьбой нашей некогда Великой Родины?  Всё что можно было, у нас отняли горе правители. В 90-е годы бросили выживать, кто как сможет. Да, мы выжили,  а к пенсии подошли с пустыми карманами. Лично я посматриваю в окошечко с пятого этажа квартиры и, вижу, как сейчас живут «новые белорусы». Мы работали не хуже их, но нас загнали в угол нищенского существования. Пройдёт немного времени, встретимся с моим добрым  коллегой в уютной обстановке какого-нибудь маленького  «Кофе для пенсионеров» и более расширенно вспомним золотое время нашей молодости! Я описал только сотую часть пережитого мной с приходом дикого капитализма в Россию и её ближнего зарубежья.
На фото Володя Пивцаев, каким я его знал в 70-е годы прошлого века.

24.10.20. Игорь Назаров  / Игорь Сибиряк /.


Рецензии