Дивизии кайзера

Все знают о волнах формирования дивизий вермахта (Aufstellungswelle). А как насчёт армии кайзера? Она ведь тоже проделала эволюцию за период с 1914 по 1918 г. В мирное время насчитывалось 42 пехотные дивизии, как правило «квадратные», т.е. четырёхполкового состава, плюс гвардия (две пехотных дивизии и кавалерийская) и 6 баварских дивизий. По мобилизации формировалось ещё около 30 резервных дивизий, 5 запасных и 4 ландверных. Это можно рассматривать как 1-ю волну формирования.
Однако уже в сентябре 1914 г. возникла необходимость в дальнейшем наращивании сил. Была сформирована дюжина резервных дивизий с номерами 43-54. Десять из них были прусскими, одна саксонская и одна вюртембергская. Из-за большого числа учащихся вузов, записавшихся добровольцами, они получили прозвище «студенческих». Корпуса, в которые они были сведены, часто называли детскими. Их вооружение и снаряжение были слабее, чем у кадровых. Тем не менее,  это были те же «квадратные» дивизии, во многих имелся даже резервный егерский батальон. Большая часть была задействована под Ипром, где родился миф Лангемарка.
В октябре 1914 г. имела место 3-я волна формирования - дивизии с №№ 75-82. Они уже были трёхполкового состава, егерский батальон отсутствовал.
Весной 1915 г. путём выделения четвёртых полков из состава наличных дивизий был сформирован ещё ряд соединений этого уровня, т.е. 4-я волна. Так появилась, например, 111-я пехотная дивизия, в одном из полков которой сражался будущий писатель, автор книги «В стальных грозах» Эрнст Юнгер. Затем несколько дивизий с номерами 192-224 были сформированы летом-осенью 1916 г. в пику наступлению Брусилова и битве на Сомме (5-я волна). Последним усилием на рубеже 1916-17 гг. немцы слепили ещё дюжину дивизий (№№ 231-242). Это была 6-я волна. Те же 10 прусских, 1 саксонская и 1 вюртембергская. Из-за большого числа выглядящих совсем юными солдат разведка союзников окрестила одну из них дивизией первопричастников (т.е. лиц в возрасте 8-10 лет), что кажется справедливым и для остальных из этой серии.
Также дивизии формировались спорадически путём развёртывания бригад и т.п. Так появилась, к примеру, 38-я дивизия ландвера. До того существовала бригада с таким номером. Её придали резервный пехотный полк, чуть усилили артиллерию и вспомогательные части – готово! Хоть сейчас на фронт.
Итого мы имеем: 1-я волна, сразу после мобилизации. 2-я волна, осень 1914 г. (так наз. студенческий призыв). 3-я волна, зима 1914-15 гг. 4-я волна, весна 1915 г. 5-я волна, лето-осень 1916 г. 6-я волна, зима 1916-17 гг., первопричастники (эвфемизм для слова молокососы).
Обратите внимание: нумерация часто была не сплошной. Так, за 111-й дивизией шла 113-я, за ней – 115-я и т.д. По всей вероятности, эта мера служила для запутывания разведок противника.
Весной 1918 г. германская армия насчитывала 251 дивизию, включая 3 морские, несколько кавалерийских (в том числе спешенных), егерскую и альпийскую (которая звалась корпусом).
Скромно по сравнению с вермахтом, однако нужно учесть наличие в последнем большого количества автоматического оружия. Численность дивизий, кстати, сократилась с 15 до 12 тысяч человек.


Рецензии