Фраза

***
-N.N., a почему вы решили стать моряком,.. отдали флоту всю жизнь, стали капвторангом?,-- как-то при разговоре в кабинете зафкафедры спросил я , смотря на  Андреевский стяг   и флаг ВМФ СССР ... стоящие в стойке в углу кабинета, уже человека гражданского и находящегося в отставке,  учёного, профессора.
*
- Знаете,....мой отец был капитаном первого ранга. На всю жизнь запомнил его кабинет...кожаные глубокие кресла с подлокотниками , длинный Т-образный стол с зелёным сукном в штабе Кронштадта,  большие кабинетные часы в углу с тяжёлым, глухим  боем, с расстекловкой большой книжный шкаф, золотые корешки книг, и запах.. Особый  запах из  устоявшийся смеси кожи и трубочного табака.....« Почему ты решил стать моряком ?» - спросил отец , когда в мои шестнадцать после окончании школы , пришёл к нему на работу в штаб и он узнал, что я  решил поступить в Военно-Морское училище.
- Форма красивая,-  тогда ответил.
- Форма?....А  в чём отличие этой профессии?
- ?????- я молчал не зная ответа.
- Суть профессии моряка в том, что это единственная профессия в которой должна быть  готовность умереть здоровым  служа Родине.
- Как это ?- спросил я.
-  Когда в море при обстреле  корабль идёт ко дну, неважно линейный это или подлодка гибнет весь экипаж... из молодых, здоровых, ладных мальчишек,..понимаешь все они .... ибо помощи может не быть вообще....Они умрут здоровыми. Нет возможности спасения. Почти. Понимание этого и своего долга и есть внутренняя сила моряка.

- М-да, - я прервал молчание, - Моя бабушка, была в своё время очень удивлена тем, что мой дядя , её сын,  в 41м попросился с крейсера « Марат» где служил, в морскую пехоту.
И был переведён,  а на вопрос бабушки  «Почему с «Марата» ушёл?», ответил -« Знаешь , мама, на земле раненным можно как-то выжить, в море нет.....Лучше уж погибать так  на земле».
Но погиб на льду Невы при взятии крепости «Орешек» при атаке, на Невском пяточке... Ушёл при взрыве под воду..... Как говорится от судьбы не уйдёшь.
А в « Марат» , ....корабль  в годы войны стоял на рейде в Кронштадте и его орудия били  по немцам у Ораниембаумского пяточка.... при авианалёте снаряд попал в пороховой погреб, где были снаряды, корабль был разорван пополам,  большая  часть корабля сразу же ушла под воду почти со всем экипажем, оставив на плаву только корму , где было мало моряков.

- Да, потом в этой кормовой части была у нас  учебка по выживаемости корабля ,- как бы про себя , глядя в окно, сказал зав.кафедры.

Мы замолчали задумавшись.
 
Фраза.....» Моряк – это профессия, в которой  защищая Родину нужна готовность  умереть здоровым».....своей остротой  ...надолго врезалась в память.


Рецензии
Немецкий летчик Рудель бомбера Ю-87 хвастал тем что сбросил на Марат одну тонну. Жив остался фашист после войны и говорил - готов снова служить Гитлеру.
Мой родственник Иван Игнатьев, подводник Балтики погиб от немецкой торпеды после неудачного всплытия. Все трое Игнатьевых были моряками и на берегу финского залива младший из них поставил памятник погибшим.

Алекс Савин   12.04.2021 15:03     Заявить о нарушении
только сейчас заметил ваш отклик, Алекс.Уж извините.))
А где,в каком месте памятник установлен?

Владим Филипп   07.07.2021 12:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.