У костра

        Мне подарили сад. Конечно, это громко сказано. Заброшенный участок шесть соток, заросший за десять лет кустарником, даже выросло несколько небольших деревьев и трава по пояс. Знакомая, подарившая мне эти сотки, убеждала меня, что там так хорошо, душой отдыхаешь. Когда то у них с мужем это был образцовый участок, но так случилось, что состарившись, она осталась одна. Сад находился в нескольких километрах от города, и доехать можно было только на своей машине, или автобусом до ближайшей деревни, а там пешком километра три или четыре. Когда то там были сплошные болота, но их осушили, и нарезали людям землю под сады. Прорыли по периметру ров, огородили сеткой рабицей, и садоводы, как червяки стали копаться в своих сотках. Плодовые деревья там не росли, из-за близких грунтовых вод, зато обильно росла смородина и другие кустарники. На торфяной земле богато росли и овощи.

        Время, когда сад перешёл ко мне в собственность, было перестроечным и тяжёлым. Садоводческое товарищество было в полном упадке, Люди бросали свои участки и только пенсионеры и старожилы энтузиасты, поддерживали свои сады. Заброшенные домики ветшали, и приходили в негодность, участки зарастали всяким бурьяном. Сад мой, находился на крайней улице, дальше шёл ров, забор и сплошной лес. На длинной улице вдоль леса, только было три участка, где ещё были люди в начале улицы и в конце. И вот мой посередине. Большой щитовой домик приходил в негодность, крыша протекала, пол уже кто-то прихватизировал. Но мы решили привести его в божеский вид. Чтобы можно было, где переночевать и приезжать сюда на выходные, на шашлыки. Ну и потихоньку копошились, расчищая землю от кустарников и травы. И действительно, там была такая тишина, и безлюдье, что душой отдыхаешь. Часто к нам приезжали дети и знакомые, и мы устраивали пикники.
Прошло года четыре, когда произошёл случай, про который я хочу рассказать. У моей мамы был день рождения. И мы решили отметить его у нас на природе. Приехала сестра, внуки со своими семьями. Хорошо посидели, а потом все разъехались по домам. Ночевать остались только мы с мужем, мой сынишка подросток и старики. Была летняя июньская ночь. Спать не хотелось, мы все сидели у большого костра и пекли картошку. Душистый чай с дымком и листьями смородины, был необыкновенно вкусным. Искры от костра летели к небу. А небо было таким тёмно-синим и на нём алмазами сверкали звёзды. Мы о чём-то говорили, каждый вспоминал что-то своё. Я вспомнила своё пионерское детство, вот такие костры жгли в пионерских лагерях, когда заканчивалась смена. Было очень весело, сын слушал всё с интересом. Теперь было всё по-другому, не было пионерских лагерей, и он сожалел об этом. 
            
       Мама рассказала про костёр, свою историю. У неё было своё тяжёлое послевоенное детство. Свой рассказ она начала так: Жили мы в лесничестве, в лесу, где располагался лесопитомник. Хуторок состоял из двух бараков и нескольких домов. Родители работали в лесничестве. А мы ребятишки бегали по лесу и искали что-нибудь съестное. Потому, что вечно хотелось есть. Все ягоды и съедобные травы были наши. И вот однажды мы вот так же сидели возле костра, на берегу большого болота, которое называлось «Большие Мартыши», и пекли картошку, а в котелке варились яйца, которые, мальчишки плавая на плоту по болоту, насобирали на кочках. Там были гнёзда чаек и небольших уточек, которых мы называли чирками. Было уже поздно, и мы ждали, когда они сварятся, чтобы съесть их и разойтись по домам. Вот так же была темень и синее небо в звёздах. Как вдруг из темноты к костру, вышли два мужика. Нас было человек семь, и мы сильно галдели, поэтому не слышали, как они подошли. – «Здорово, пацаны!» - сказал один из них. – «Картохой то хоть нас угостите, а то жрать хочется». Они сели около нас. От неожиданности мы все замолчали. Это были два здоровых мужика, одеты они были одинаково. – «Что замолчали? Картоха то у вас ещё есть?» Самый старший из нас Фанис, достал палкой из костра несколько картошек, и подвинул их мужикам. – «Ну, вот, а в котелке что? Чаёк?» - «Нет, яйца» - сказал Фанис. Мы все молча, смотрели на них. – «Ого! Яйца, а где вы их взяли?» - «Да на болоте» - кивнул в сторону болота Фанис. Мы сидели и боялись пошевелиться. Сколько бы мы так просидели, не знаю? Но со стороны домов послышались крики. Это родители, звали своих детей домой. – «Нам домой надо» - заволновались мы все разом. Мужики спросили про хутор, сколько там жителей. – «Ну, идите, раз зовут, а мы ещё у костра посидим» - «Только вы когда пойдёте, потушите костёр. А то объездчик нас ругать будет за не потушенный огонь» – попросил их Фанис. Мужик кивнул головой. Мы, как по команде побежали прочь от костра. Когда отбежали подальше, то стали делиться впечатлениями – «А почему они одинаково одеты?» - удивился Вовка. Санька, ровесник Фаниса, сказал: «А, ты, что не понял, что это наверное, беглые зеки» - «А кто это такие?» - спросила я. – «Кто, кто, дура что ли, не понимаешь? Это они из тюрьмы сбежали, из зоны». Вот мне, почему то, после этих слов стало страшно. И мы со всех ног бросились бежать по домам. А наутро к родителям приехал объездчик, ругаться, что ребятня опять не потушила костёр. Узнав, в чём дело, он быстро поехал в город. А вскоре к нам приехал из города милиционер. Он расспрашивал нас о ночных гостях, которые были у костра. Мать, узнав всю эту историю, отругала меня. Ну ладно мальчишки мотаются, где попало по лесу. Но вы-то с Валькой туда же! Ведь вы же девочки! Не дай бог, что с вами случится. Мальчишки то убегут, а вас поймают и убьют. Но это предупреждение не напугало нас.  Мы всей нашей ватагой, по прежнему, ходили по лесу.

        Послушав этот рассказ, мы как то тоже притихли. Тишину нарушил муж. – «А вон летит спутник» - сказал он, глядя в небо. И действительно, небольшая звезда перемещалась по небу. Все дружно уставились на небо. Когда-то в школе, мы изучали астрономию. Но кроме большой и малой Медведиц, никто ничего не знал. Ну, ещё Полярную звезду. А вот муж, оказывается, неплохо знал звёздное небо. Он стал рассказывать про звёзды и показывать нам, где какая находится. Мы удивились его познаниям в астрономии и дружно поворачивали головы, то в одну, то в другую сторону, куда он указывал.

        Вдруг сын толкнул бабушку в бок, и сказал: «Бабуль, а это кто там стоит?» И указал рукой в сторону забора. Это услышала и я, и мы с мамой повернули голову. Из-за забора на нас смотрели два огонька. Это были чьи-то глаза. Дед с мужем тоже посмотрели в ту сторону, куда сын показал рукой. В миг всё исчезло. Было слышно, как кто-то перепрыгнул через ров. Муж включил фонарь и пошёл в сторону забора. – «Да вам это показалось» - сказал он. Но мы в три голоса уверяли, что видели огоньки глаз смотрящих на нас. Благодушное настроение сразу улетучилось Время подходило к двум часам ночи. Пора уже спать ложиться. Мы нехотя пошли спать, а наши мужчины ещё долго сидели у костра.

        Наутро мы снова обсуждали этот случай, но так и не смогли придумать, что это могло быть. Мы сходили посмотреть место, где светились огоньки глаз. За рвом росла трава, в основном крапива, и она была примята, как будто по ней кто-то прошёл. И сетка рабица на общем заборе, обвисла. Но кто это мог быть? – «Наверное, это снежный человек» - предположил сын. Все, засмеялись – «Ну какой йети? Здесь в людном месте, недалеко от города? Он живёт в глухих местах, в тайге» - сказал муж. – «Тогда, кто же?» - спросила я. – «Да, наверное, зверь какой-нибудь пришёл из леса на запах шашлыков» - предположил он. После этого случая, я, почему то стала бояться ездить в сад.

        А вскоре земля в этом садоводческом товариществе стала снова востребованной. Появился «богатенький буратино», и стал скупать землю по всей улице. Он предложил за наш сад не плохую цену, и мы решили продать ему свой участок и правильно сделали. Потому, что сосед, участок которого был в начале улицы, упирался и не хотел съезжать. А по весне его домик сгорел. От чего, никто не знает. На эти деньги, мы в этом же садоводческом товариществе, купили другой участок, в более людном месте. А на месте старых заброшенных садов, вскоре построили коттеджи. Все заброшенные участки были распроданы. И люди стали осваивать их. Жизнь в садоводческом товариществе вновь ожила.


Рецензии