1919 сентябрь Пилсудский и поляки в Минске

От автора:

Так уж случилось, что статью о событиях сентября 1919 я пишу 25 октября 2020. И неожиданно обнаружилась связь времен! Там где проводят свою сегодняшнюю акцию белорусы - на пл. Свободы, ул. Ленина, пр. Независимости - они (белорусы) осенью 1919 торжественно чествовали своего освободителя от большевиков Пилсудского. Пилсудский, в свою очередь, называл себя в молодости белорусом, и лишь потом стал поляком.

На иллюстрации дана карта Минска и стрелками показаны эти места. Таким образом сегодняшние протестующие собираются именно в том месте где когда-то сиживал "сам Пилсудский", с чем мы их и поздравляем. В принципе можно согласиться с "уходом" белорусов на запад к своим любимым полякам, при условии, что русские области - Могилев, Полоцк, Витебск, Гомель, которые входили в Р.С.Ф.С.Р. до образования БССР, вернутся в Россию.

17 сентября 1919 г. басмачество: басмачи атакуют Андижан

По Ю.Поляков, А.Чугунов «Конец басмачества», М., «Наука», 1976:

17 сентября 1919 г. крупный отряд басмачей начал штурм Андижана. Старый город был быстро захвачен. Красногвардейцев возглавлял рабочий, председатель Укома партии Георгий Бильдин. В городе шли тяжелые бои. В одной из схваток Бильдин погиб. Через 6 дней подошло подкрепление – басмачи были отбиты.

17 сентября 1919 г. Омск: «правитель» Колчак мечтает о победе над большевиками,

И.Иванов «Операция «Адмиралъ»  М., Алгоритм, 2009:

«Воспоминания Георгия Гинса – члена Омского правительства.»

В тот же вечер (16 сентября) я написал грамоту Верховного правителя и рескрипт на имя П. В. Вологодского. Все было так быстро составлено, что Омск не успел заранее узнать о происходившем, я был поражен, когда 17 сентября (1919), в день Веры, Надежды и Любви, прочел следующие исторические акты: «После длительной подготовки к наступлению оружию нашему в тяжких и упорных боях ниспослан крупный успех. Приближается тот счастливый момент, когда чувствуется решительный перелом борьбы, и дух победы окрыляет войска и подымает их на новые подвиги. И здесь, на востоке, куда устремлено ныне главное внимание противника, и на юге России, где войска генерала Деникина освободили от большевиков уже весь хлебородный район, и на западе, у границ Польши и Эстляндии, — большевики потерпели серьезные поражения. Укрепление успехов, достигнутых наступающими под верховным моим командованием армиями, предрешает завершение великих усилий и искупление тяжких жертв, принесенньтх на борьбу с разрушителями государства, врагами порядка и богоотступниками. Глубокое волнение охватывает борцов, чувствующих благословенное и радостное приближение мирной и свободной жизни.»

17 сентября 1919 г. Прибалтика: начались мирные переговоры Эстонии и РСФСР

17 сентября 1919 г. в Пскове начались мирные переговоры Эстонии и РСФСР. Первоначально Эстония выдвинула неприемлемые условия по отводу Красной армии и ликвидации Балтийского флота, поэтому переговоры были прерваны. После разгрома 2-го наступления на Петроград армии волнового героя генерала Юденича (см. 17 - 18 -
19 октября 1919 г.) переговоры возобновились, и 2 февраля 1920 г. в Тарту Республика Эстония и РСФСР подписали мирный договор.

17 сентября 1919 г. Прибалтика: волновой герой полковник Бермант-Авалов признан командующим добровольческими войсками на Западном фронте

Павел Бермонт-Авалов «Документы и воспоминания», «Вопр.ист.», М. 2003:

Акт соглашения Бермонта-Авалова и Военно-политического совета Западной России 17 сентября 1919 г., г. Митава.
«4) С своей стороны, Военно-политический совет Западной России признает полковника П.Р.Авалова-Бермонта (см. 17 марта 1884 г.) командующим всеми русскими и немецкими добровольческими войсками на Западном фронте. Таким  образом, полковник П.Р.Авалов-Бермонт во всех военных вопросах совершенно самостоятелен.»
«9) Полковник П.Р.Авалов-Бермонт, командуя созданной им для борьбы с большевиками армией, согласует свои военные действия с действиями адмирала Колчака. Поэтому Военно-политический совет Западной России принимает на себя обязательство обеспечения армии полковника П.Р.Авалова-Бермонта материальными средствами в полной мере и употребляет все меры к пополнению армии средствами физическими, доводя состав армии полковника П.Р.Авалова-Бермонта до возможно большого состава, а также принимает все меры к упрочению тыла и базы введением в эти районы правопорядка и государственности и ответственных органов управления.»

17 сентября 1919 г. Италия: социалист Модильяни неожиданно провозгласил в Италии республику

Н.Устрялов «Италия – колыбель фашизма», М., Алгоритм, 2012:

«17 сентября (1919) депутат социалист Модильяни под шумные аплодисменты левой произносит парламентскую речь с провозглашением итальянской республики.»

17 - 19 сентября 1919 г. Украина: волновой герой Петлюра встречается с украинскими повстанцами, сражение Махно с дивизиями Слащева за Елисаветград

В.Савченко «Двенадцать войн за Украину», Харьков, «Фолио», 2006:

«17 сентября Петлюра принял делегацию от украинских повстанцев Зелёного, Ангела, Гавращенко. Повстанцы тогда уверяли Петлюру, что у Зеленого 7 тысяч солдат, у Ангела и Гавращенко — по пять, что на Херсонщине и Екатеринославщине до двадцати тысяч повстанцев, что атаман Ангел взял Нежин, а атаман Зеленый — Переяславль и Золотоношу. Повстанцы юга доносили Петлюре о том, что заняли Елизаветград, Лозовую, Синельниково. Штабисты Петлюры рассматривали общие повстанческие силы в Украине до 70–80 тысяч человек. В то же время в штаб Петлюры приходила информация о слабости белогвардейцев в Украине и о наступлении большевиков на Харьков. Военные специалисты предлагали Петлюре немедленно наступать против белых в направлении Одессы, где армию могут поддержать повстанческие атаманы Заболотный и Махно.»

В.Голованов «Нестор Махно»:

17 сентября (1919) Махно, теснимый с разных сторон, нащупал во фронте белых слабое место и, опрокинув 5-ю дивизию, повел наступление на Елисаветград, захватив пленных и несколько орудий. В городе началась паника, спешная эвакуация всех деникинских учреждений. Узнав, что махновцы на окраине Елисаветграда и городу «грозит неминуемая опасность быть преданным на разграбление жестоких банд», в ставке белых осознали, наконец, что дело куда серьезнее, чем предполагалось. Тогда спешно была образована так называемая «ольвиопольская группа войск», подчиненных единому командованию бывшего командира 4-й дивизии Слащева. Командир 5-й дивизии пытался возмущаться, так как он был старше чином, но обстановка была слишком серьезная, чтобы дать разгореться этим генеральским амбициям, и за несколько часов конфликт утрясли. В ночь на 19 сентября Слащев получил приказ ставки: «…спасти Елисаветград во что бы то ни стало». На рассвете 19-го он двинул против Махно свою «гвардию» – Лабинский офицерский полк, численностью всего в 250 человек, но каждый из этих двухсот пятидесяти, как говорится, стоил трех. Лабинцы ударили Махно в тыл и произвели в рядах его панику. Махновцы отступили от Елисаветграда на запад, но быстро опомнились. Весь день длился упорный бой, однако попытки белых рассечь Махно надвое на линии Помощная—Новоукраинка все-таки не кончились ничем. К вечеру махновцы даже пытались контратаковать, но им во фланг вновь был брошен батальон офицерского полка, который отогнал атакующих в исходное положение. Обе стороны выдохлись. Если махновцам не хватало боеприпасов, то белым столь же остро не хватало людей, чтобы развить операцию. Слащев пишет, что к вечеру 19 сентября обстановка сложилась такая, что белым, из-за отсутствия резервов лишенным свободы маневра, нужно было идти ва-банк: «Малейшее промедление грозило гибелью, Махно атаковал бы сам, и измотанные войска белых, имея в тылу партизанскую конницу врага, конечно бы, не выдержали». Можно было бы и отступить, чтобы за ночь, отлипнув от Махно, вернуть себе свободу действий. Но это означало бы сдачу Елисаветграда, разграбление (термин Слащева) города и, как понимали белые, «сигнал к восстанию» всех «тайных махновцев» в районе. Слащев принял решение атаковать. Поскольку резервов не было и на карту ставилось все, командирам было приказано возглавить атаку и идти впереди цепей. Начавшийся с рассветом этот отчаянный приступ позиций Повстанческой армии увенчался успехом: в 8 часов утра Слащев уже отдавал приказы на станции Новоукраинка. Махновцы же, взорвав захваченный у белых бронепоезд «Непобедимый», бросив три орудия и 400 пленных, потянулись отступать дальше на запад, в стороне от железных дорог, а то и вовсе по бездорожью, чтобы затруднить преследование.

18 сентября 1919 г. поход на Москву: казаки Мамантова с уходят за Дон

В.Шамбаров «Белогвардейщина»:

18.09 казаки ложным маневром атаковали одну из красных дивизий, заставив противника спешно собирать туда свои части, а сами изменили направление, переправились через Дон, ударом с тыла уничтожили большевистский полк и прорвали фронт, соединившись с корпусом Шкуро, наступавшим на Воронеж с юга. Сорокадневный рейд завершился, погромив красные тылы, разрушив железнодорожные коммуникации, уничтожив огромные запасы военного имущества. Были распущены десятки тысяч мобилизованных, к белым вышли тысячи крестьян-добровольцев, из которых была сформирована Тульская дивизия. Увы, боеспособность самого корпуса Мамонтова к концу рейда постепенно сошла на нет. Казаки были хорошими вояками, но всегда себе на уме. А трофеи достались богатейшие, как же мимо такого добра пройти? К моменту выхода из тылов за корпусом тянулся обоз протяженностью 60 километров. А после соединения со своими в донские станицы потянулись вереницы повозок. Надо же было добро домой доставить! А заодно передохнуть от трудов праведных, расписать в кругу станичников свои подвиги, пожать заслуженные лавры народных героев. А на фронте от победоносного 4-го корпуса остались каких-нибудь 2 тысячи сабель...

18 сентября 1919 г. советско-польская война: поляки вышли на реку Припять, занят Петриков; глава Польского государства Пильсудский торжественно принят в Минске

18 сентября 1919 г. польские войска заняли Петриков в Полесье на реке Припять. После этого социалист Пильсудский остановил наступление на юге Белоруссии, т.к. до этого 31 августа 1919 г. Деникин занял Киев, и поляки не были политически заинтересованы в разгроме Красной Армии – Деникин не признавал отделение Польши, и обещал после взятия Москвы восстановить прежние границы России.

А.Грицкевич «Западный фронт РСФСР. 1918-1920», Минск, Харвест, 2009:

«Кульминацией этих ожиданий стал приезд главы Польского государства. 18-19 сентября 1919 года Пилсудский находился в Минске, где участвовал в торжествах по случаю взятия города польскими войсками. Пилсудский считал Минск «сердцем Белоруссии». Минский магистрат подготовился к встрече начальника Польского государства и верховного главнокомандующего Войска Польского, составил программу его пребывания в Минске. Подготовились и деятели белорусского национального движения, представители других групп населения. Русскоязычная газета «Минский курьер» сообщила 18 сентября: «Минск с самого утра приобрел праздничный вид: все здания украшены флагами, зеленью, транспарантами. Везде видны портреты Начальника государства. Газета «Звон» высказала ожидания деятелей белорусского национального движения: «для нас, белорусов, приезд в Минск создателя польского войска и независимой Польши имеет особое, историческое значение... Польша имела великих людей. Они провозгласили в темной неволе свой лозунг «За нашу и вашу свободу», шли за нее на смерть. Мы хорошо знаем, что и Костюшку, и Мицкевича, и повстанцев... дала Польше белорусская земля. На белорусской земле вырос и Пилсудский... Пилсудский должен помочь нам, приняв программу белорусской государственности. Кстати, Пилсудский хорошо знал беларуский язык. При одном из арестов в молодости он заявил, что по национальности белорус. Но поскольку он происходил из шляхты, то обычно пользовался польским языком и примкнул к польскому социалистическому движению. Пилсудский приехал в Минск своим поездом вечером 18 сентября. Поезд прибыл на Виленский вокзал (ныне это станция Минск - Пассажирская). Его встречали толпы народа на привокзальной площади и соседних улицах. На вокзале почетный караул составили офицеры и солдаты 4-й Познаньской дивизии. После воинских почестей главнокомандующему и исполнения польского национального гимна Пилсудский выслушал рапорты командира почетного караула, заместителя старосты Минского округа А.Еленского и бургомистра Довнар-Запольского. Затем он поехал в автомобиле по главной улице города Захарьевской (бывшей Советской) в отведенную ему резиденцию.»

18 сентября 1919 г. Венгрия: родился  Пал Лошонци  -  президент в 1967-87 гг.

18 сентября 1919 г. в Венгрии родился  Пал Лошонци - политик. В 1967-1987 гг. Пал Лошонци - председатель Президиума Венгерской Народной Республики, т.е. президент Венгрии. В 1990 г. полностью отошел от политики, умер в Капошваре в марте 2005 г.

18 - 19 сентября 1919 г. разведка: завершается операция волновых героев чекистов Менжинского и Артузова против Национального центра в Москве

Т.Гладков  «Артур Артузов»:

19 сентября (1919) арестовали и Миллера (начальник окружной артиллерийской школы). Оказавшись под стражей, этот самонадеянный человек, мнивший себя одним из будущих правителей Москвы, мигом утратил всю свою былую спесь, повел себя как жалкий трус, думающий лишь о том, как спасти свою шкуру. Менжинский и Артузов молча слушали его излияния. Наконец Вячеслав Рудольфович, которому, видно, надоел этот балаган, кивнул Артузову. Тот подошел к двери и отворил ее. В следственную камеру Бутырской тюрьмы вошел Кудеяр. На сей раз он был одет в свою настоящую форму. И Миллер все понял. Тут же, даже не смутившись, заявил:
– Лучше быть пять минут трусом, чем мертвым героем. Дайте мне бумагу и карандаш, я сам напишу показания. Заключительный допрос Миллера (уже в ноябре) провел председатель ВЧК. Сохранилась его запись в протоколе: «Сегодня, 23. IX, Миллер мне рассказал, что они строили планы, как захватить Ленина в качестве заложника против красного террора… И для этой цели держать его в каком–нибудь имении вне Москвы. Ф. Дзержинский».

Действия Дзержинского необычны – он сначала доложил об ликвидации заговора, а потом проводит аресты. Впрочем, восстания в Москве не было бы по причине слабости (2.000 сабель) корпуса Мамонтова, который не дошел до Тулы, а восстание намечалось начать с ее падением.

Т.Гладков  «Артур Артузов»:

18 сентября 1919 года Дзержинский доложил на объединенном заседании Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) о мероприятиях ВЧК по разгрому заговорщицких организаций. 19—20 сентября ВЧК арестовала всех основных руководителей заговора. 21 сентября Дзержинский доложил ЦК партии о ликвидации готовившегося в Москве восстания белогвардейцев.


Рецензии