Вундеркинд и Музейная Крыса. Глава первая

                Глава первая. Ваня Букин.

  В последнее время у нас с юмором  что-то неважно стало. А, сказать точнее, совсем не смешно.
 Вот, возьмем к примеру, наш юмористический дуэт «Новые русские бабки», который веселит народ уже в течение двадцати лет.
  Одна из этих бабок всё время пристаёт к другой с глупыми вопросами, а та отвечает ей вроде как смешно, потому что зрители смеются до упаду.
  «Вот привязалась, как репей  в огороде», - говорит она, и народ за животы хватается.
  А теперь прочтите, как ответил бы ей герой классика юмора и сатиры  О’Генри.
  «Мисс Цветочек, - сказал бы он, - я не знаю, какой звук издавало бы кислее молоко, падая с воздушного шара на дно жестяной кастрюли, но, мне кажется, что это было бы небесной музыкой по сравнению с бульканьем  дохлых мыслишек, истекающих из ваших разговорных органов и надоевших мне, как ежедневная овсянка  на завтрак».
  Я понимаю, что для некоторых этот юмор недосягаем, потому что он «не наш», а американский, но я люблю О’Генри с детских лет, и именно поэтому решил написать удивительную историю о двух очень гордых и даже, я бы сказал, высокомерных людях, которую рассказал мне Тойво  Ярвинен.
  Этот человек достоин того, чтобы о нем тоже упомянули  в этом произведении, и я, пожалуй, начну с него. Он по национальности финн,  родился и вырос в Карелии. Его отец, Пекки Ярвинен, был патриотом  своей близкой Родины, и заставлял своих многочисленных детей (трёх девочек и трёх мальчиков) говорить только на финском языке. И именно это сыграло с Тойво злую шутку, когда он, окончив школу, поехал в Москву, чтобы поступить  на актерское отделение ВГИКа. А поступать туда его надоумила  его классная руководительница, молоденькая учительница английского языка Елена Яковлевна Синичкина, которая была тайно влюблена в Тойво.
  «Ты красив,  как Аллен Делон, и тебя примут в Институт кинематографии, не обращая внимания на то, как ты сдашь экзамены»,  - говорила она ему.
  Но вышло совсем не так. На первом же прослушивании, где Тойво вдохновенно, не слыша собственного голоса, прочел отрывок из «Медного всадника», старенький  член приемной комиссии сказал ему:
  «Уважаемый юноша, с таким акцентом, как у вас, вы сможете играть только роли белофиннов в сериале «Смерть шпионам». Правда, вы  могли бы сняться ещё в роли крутого финского парня в продолжении нашего замечательного цикла  об особенностях наших национальных ценностей, как то: охота, рыбалка и тому подобное, но к сожалению он прервался на самом интересном месте. И не потому что особенности закончились, их у нас неисчислимо, а потому что умер замечательный актер Булдаков, которого никто не способен заменить».
  «Но я же могу…! – воскликнул Тойво.
  «Вы уже ничего не можете, прекрасный юноша, - печально прервал его старый актёр. – Прочтите еще что-нибудь и внимательно послушайте себя. И вы поймете, что я прав».
  И он прочел. И послушал. Это звучало так:
  «Лубви фсе фозрасты покорни…» и так далее.
Домой он  решил не возвращаться, а устроиться на работу в  Москве, и не кем-либо, а дамским парикмахером.
 
  Я забыл вам сказать, что в школе у него было  прозвище Фигаро, и дано оно было ему не без оснований. Перед выпускным балом у его дома возникала длинная очередь девчонок, пожелавших, чтобы именно Тойво сделал им прическу, хотя совсем рядом была парикмахерская с неплохими мастерами. Его чуткие пальцы ощущали девичьи волосы как живое существо, и он творил из них чудо искусства. И особенно девчонки ценили то, что  даже двух похожих чудес не бывало. Такой у него был талант.

  Выйдя их здания ВГИКа,  где он потерпел такое  позорное фиаско, Тойво, не обращая внимания на обычные парикмахерские, зашел в первый же попавшийся ему  по пути Салон красоты и сказал его директору, полной и неухоженной женщине:
  «Я хотел бы работать у вас дамским парикмахером»
  Женщина, которую недавно бросили муж и любовник одновременно, ответила ему раздраженно и категорично:
  «Мы берём только квалифицированных мастеров и только по рекомендации».
  Считая на этом разговор законченным, она открыла уже дверцу шкафчика, чтобы достать оттуда бутылочку армянского коньяка, с помощью которого успокаивала свои расшатанные нервы, когда Тойво неожиданно  предложил:
  «А хотите, я сейчас за полчаса прямо здесь сделаю из вас красавицу? Для этого мне нужны ножницы, расческа и немного макияжа. » 
  И несчастная женщина вдруг задорно ответила ему:
  «А попробуйте!»
  И когда, действительно, ровно через полчаса она вышла из своего кабинета в зал, все присутствовавшие там люди – и мастера, и клиентки – ахнули, ибо перед ними была сама Венера Милосская, правда, с руками.
  И сама Софья Андреевна, директор Салона красоты, застыла в изумлении,  впервые увидев себя в зеркале такой красивой.
  Уже на следующий день Тойво работал  в её заведении, а через неделю к нему стали выстраиваться очереди.
  Я познакомился с ним совершенно случайно, когда моя дочь выходила замуж, и мы вызвали на дом стилиста. Именно так и только так называли  теперь в Москве Тойво Ярвинена.
  Уходя, он увидел у меня в прихожей чертежи парапланов, полетами на которых я увлекаюсь с юношеских пор. Там же висела и недавняя фотография, где был запечатлен я, парящий над Подмосковьем.
 «Вы и сейчас летаете на этих штуках?»,  - удивленно спросил знаменитый стилист.
  «Да, летаю, - гордо я ответил я, - и надеюсь летать еще до девяноста лет» .
  «А вы бы не могли научить меня этому? Я с давних пор мечтаю летать»
  «Пока я не имею права учить кого-либо парапланеризму, но могу помочь записаться в наш клуб, где вас будут обучать квалифицированные тренеры».
 Так мы стали с ним встречаться дважды в неделю, и когда через месяц он впервые поднялся в небо, то первым делом пришел поблагодарить меня.
  А однажды мы с ним заночевали в клубе, когда он и рассказал мне эту историю о своем однокласснике Ване Букине по прозвищу Вундеркинд и о девушке – экскурсоводе Марусе Дороховой, которую многие заглаза называли Музейной крысой

  В деревне, где родились и росли одноклассники Тойво Ярвинен и Ваня Букин, а еще множество таких же талантливых ребятишек, было всего две достопримечательности. Это изумительная клюква, крупная   и сладкая, какой нигде больше вы в Карелии не найдёте, и прекрасный учитель математики,  Пётр Сергеевич Кубрик, по прозвищу Архимед.  Эти две достопримечательности были схожи в одном: и клюква, и труд учителя ценились в этих краях очень низко. 
Клюкву ведрами выносили  на ближайшую станцию железной дороги  Москва – Мурманск и продавали там её за бесценок, а Петр Сергеевич на свою зарплату не мог даже съездить во время отпуска к теплому морю, чтобы поправить пошатнувшееся здоровье. 
 Лето он проводил в деревне. И так как он не был ни охотником или рыболовом, ни грибником или ягодником, то всё свободное время посвящал опять-таки своему любимому делу – обучению математике.
  На берегу озера с первых же тёплых дней появлялись палатки и волейбольная площадка, дымились костры, на которых варилась вкусная каша с тушёнкой, и по водной глади начинали скользить разноцветные  байдарки.
А у  въезда на эту поляну школьный плотник сооружал красочную арку с надписью : «Оздоровительно – математический лагерь «Архимед».
  За лето в этом лагере отдыхали почти все ученики деревенской школы и даже ребята из районного центра, благодаря чему они занимали все первые места на областных и даже республиканских олимпиадах по математике, а Ваня Букин уже в девятом классе стал победителем Всероссийской олимпиады.
 О его дальнейших успехах я расскажу ниже, а сейчас немного отвлекусь, чтобы ответить на вопрос, который может возникнуть у моих читателей: почему автор ни разу не упомянул название этой деревни?
  А причина этому очень проста: если я сделаю это, то, во-первых, вскоре сюда устремится огромная армия любителей клюквы, и ягодные болота в окрестностях деревни  просто перестанут существовать. А, во-вторых, замечательного учителя математики  П. С.  Кубрика приказом министра образования РФ обязательно переведут в столичную школу.
  Таким образом, деревня лишится всех своих достопримечательностей 
и совсем захиреет, чего мне очень не хотелось бы.
 А теперь давайте вернемся к Ване Букину по прозвищу Вундеркинд ибо он является главным героем нашего повествования, как и  Маруся Дорохова по прозвищу Музейная Крыса.
  Перед самым окончанием школы ему удалось достичь, казалось бы, невозможного для паренька из глухой карельской деревни: он победил на Международной Олимпиаде математиков, которая на его счастье проходила в Москве. А если бы она проходила в Торонто, например, то туда его просто бы не пустили родители и   власти страны, в которой он жил. И те, и другие посчитали бы, что заграницей он будет выглядеть уж больно странным для юноши XXI века.
  Но его успех был их общей гордостью, и поэтому доучиваться ему пришлось в столице: пусть, мол, приобщится хоть маленько к мировой культуре.
  И здесь в моем рассказе будет досадный пробел, потому что Тойво ничего не знал о том, как шёл процесс этого  приобщения. Когда они встретились летом, Ваня сообщил ему, что едет учиться в… Оксфорд.
  В знаменитый университет, известный всему миру.
  И они больше не виделись в течение семи лет, за которые Ваня Букин успел окончить Оксфорд, защитить кандидатскую, а затем и докторскую диссертации в Йельском университете США и получить множество международных премий за свои научные труды в области математики.
  Но однажды в Салон красоты, где продолжал работать Тойво Ярвинен, зашел мужчина, в котором невозможно было узнать прежнего Ваню Букина.
  Мистер O’Генри описал бы его так:
  «Прямой и величественный, Молодой Джентльмен вошел в заведение, в которое ему не следовало заходить: он и так был слишком красив и ухожен, чтобы пользоваться услугами Салона красоты. Он взглянул на застывших и онемевших девушек Салона, и в этом взгляде было что-то феодальное. Он как бы говорил: «Работайте, детки, работайте. Сегодня я не буду собирать положенную мне дань. Вы сами принесете её, в виде  вашей всеобщей любви ко мне…».
 И даже кода этот изысканный джентльмен увидел Тойво в белом халате с ножницами в руках, он мало в чём изменился, воскликнув хорошо поставленным голосом:
  - Тойво, дружище, сегодня ты мой парикмахер до конца рабочего дня! Я оплачу его, сколько бы мне это не стоило!
  И он действительно подошел к кассе и заплатил все, что причиталось.
  И только после этого они обнялись…
  Затем Букин сдернул с Тойво  халат и, схватив за руку, потащил его на улицу.
  За ужином в ресторане «Балчуг»  он рассказал своему другу обо всем, что произошло с ним за эти годы. А в заключение этого рассказа Тойво  узнал, что теперь  Ваня будет работать в одном полу -засекреченном научно – исследовательском институте, что он уже получил однокомнатную служебную квартиру на Ленинском проспекте и даже успел купить себе автомобиль «Тойота», правда, пока с помощью родителей.
  С тех пор они начали встречаться почти каждый день. Обычно Ваня подъезжал на своей «Тойоте» к Салону красоты, когда  Тойво заканчивал работу, забирал его, и они ехали в ресторан или на концерт какой-либо знаменитости.
  По дороге они вспоминали свою деревню и  приключения прекрасной юношеской поры.


Рецензии