Маленькие Трагедии А. С. Пушкина и Моральные А1
Моральные Абракадабры 1991, часть 2, А,
Посвящается Шлыгину С.
Моцарт и Сальери
1
Продолжение исследование различных типов «порочного» сознания.
1Сцена: Сальери, 2Сцена: Моцарт и Сальери и (3)Сцена: Моцарт и Сальери. Монолог — как способ объяснения «Порока»: Филипп, Сальери, Гуан, Вальсингам -
Q: «Как связать объём высказывания с характером героя?»
2
2 Сцены: Начинается и завершается монологическим высказыванием Сальери. В центре — диалог.
3
Сальери получает 1 предупреждение: «Но дай схожу домой...» Моцарт (т. е. - ПОДУМАЙ =ПЕРЕДУМАЙ). Добавляется комментарий к импровизации самого Моцарта (Он догадывается, он знает, что я задумал), как гениальное предчувствие смерти, которое перерастёт в неотвратимый Реквием в 3 сцене. Некая неотвратимость в движении порока: Моцарт не настаивает, Сальери требует услышать— импровизацию-провокацию, как подтверждение своим рассуждениям, так как Моцарт превратился для зависти Сальери в сверхплотную звезду («чёрную дыру»), которая полностью уничтожила самобытность и единичность «души» завистника Сальери:
«Когда мне не до тебя». Вместо признания чужого таланта (ВЫХОД или СПАСЕНИЕ) — самоутверждение смертью — логика зависти, как порока, её логическое завершение.
4
2 Сцена вся построена на предупреждениях (уговорах) для Сальери: А) Рассказ Моцарта (его естественный страх перед казнью), Б) подколка над своим палачом: «... правда... кого-то отравил?», В) Антоним - противопоставление «Гения и Злодейства».
(ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ гопника: 1 — действие, 2 — ненужное, необязательное осмысление его: 1 — «бросает яд», 2 — «Постой... ты выпил.. без меня», моральная близорукость. Собственно, яд был — для самого Сальери, в силу его изначального и радикального неуважения к себе; великий и гордый план совместной смерти с гением не состоялся — срабатывает физический инстинкт самосохранения гопника).
Ничто не действует — хорошо, получи РЕКВИЕМ по уничтоженной душе, (забавные повторяющиеся фаллические символы — Филипп «Ключи, ключи мои» и Сальери и его душа, как «отсечённый больной ЧЛЕН» - «...Еще наполнить звуками мне душу...» - которой уже нет).
6
Сам Моцарт — герой в данном контексте 2степенный, герой-провокация-катализатор, с предчувствиями (их 2), работающими только на Сальери(?), со всем стандартным набором сакральной природы Моцарта, с совершенно недвусмысленными отсылками к предательствам Петра и Иуды — знания об этом Иисуса Христа («Я об этом знаю и хочу сказать тебе прямо в лицо об этом») («Знаю, что было-что будет, ты — это простая составная плана») и bla-bla-bla - «Довольно, сыт я» (шампанское не едят, кормят ложью, от которой уже тошнит).
7
Самые пугающие в своей великой и неопределяемой значимости персонажи — слепой скрЫпач у трактира и Лепорелло из «КГ» (Как вы вдвоём — всё помню я»).
8 Ещё — отношение Пушкина к импровизации (версия Шварца 1979 - Пушкин=Чарский= Сальери). Вывод: Пушкин погружается в самоанализ «порочных» аспектов собственного бытия(?) («Дневники»: «Соревнование = ревность= соперничество=зависть — всё нормально», + ядовитые Пушкинские поцелуи - импровизатору Мицкевичу).
9 SO: «Как мысли чёрные к тебе придут..» : «Это исследование логически законченного, завершённого порочного сознания (где зависть — это мотив 85% всех преступлений); Пушкин решает собственные сомнения (в ТВОРЧЕСТВЕ) - как покаяние — и излечивает себя от зависти и ощущения несправедливости Неба, которому, по идее, всё равно вообще — и таким, полу-мазохистским способом, принося себя в жертву интроспекции».
Свидетельство о публикации №220102501367