120 лет со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери

120 лет со дня рождения Антуана Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900–1944 гг.)
Зарубежная Литература XVII-XX веков подарила много веяний, привнесла романтизм в русскую прозу. Неисчислим список замечательных произведений, которые мы любим и знаем с детства. Но мне не составило труда выбрать – для меня – наиважнейшую книгу, вторую после Библии. А Библия открывается не всем, так и «Цитадель» (фр. «Citadelle») Антуана де Сент-Экзюпери, выстроенная в авторском мире писателя не пользуется популярностью. Книга гениально проста! Это шедевр мировой культуры! И вот! Это редчайшей огранки бриллиант хранится на дальней полке библиотеки интеллигентного человека в невзрачной пыльной коробочке – серенькой обложке книги «Цитадель». Для меня причина одна, люди суетливые торопятся жить, не желая задуматься о происходящем с ними!
«Цитадель» философский трактат «О жизни, которая прожита» без мудрёных терминов. Это неторопливая мысленная беседа автора с мудрым отцом показывает связь всего сущего, шаг за шагом открывает простые истины построения крепости и своего царства, учится управлению народом и государством, противостоит врагу, думающему иначе.
Рассуждения о человеческом существовании, о любви, о вере и Боге, о добре и зле, о семье и о мире, без закрученного сюжета. Короткие истории и примеры из жизненного опыта. Это шедевр, в котором есть ответы на все вопросы, терзающие живущих: жизнь и смерть, любовь, дружба и вражда, свобода и принуждение, мораль и похоть...
Писателю современному нужно созреть, чтобы ему открылась истина, золотой россыпью цитат наполнившая книгу для длительного чтения.
«Поэтому в молчании моей любви я без обиды слушаю твои проклятья».
«Имей в виду, мало посмотреть, чтобы увидеть».
«Преданность - это в первую очередь верность себе».
«А друг создан для того, чтобы тебя принять».
«Копишь ты не запас на жизнь, а мед на зиму вечности».
«Воспоминания хороши тем, что они есть».
«Прошлое - это то, что сплело твоё настоящее».
«Главное - идти. Дорога не кончается, а цель всегда обман зрения: странник поднялся на вершину и ему уже видится другая цель. А достигнутая перестала ощущаться целью».
«Ты ищешь смысла в жизни; но единственный ее смысл в том, чтобы ты, наконец, сбылся».
И ещё множество цитат можно привести из удивительной книги Антуана де Сент-Экзюпери «Цитадель». Пророчество о толерантности европейской сбылось через сто лет.
«Беженцы берберы работать не хотели. Они лежали».
Спокон века живущие пытаются дать определение любви, все древние и современные люди, писатели поэты.
«Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — это значит смотреть в одном направлении, на Бога».
И действительно, читаешь далее о том, что невозможно злиться на любимых, ибо они созданы по образу и подобию Божию, глядя друг на друга возлюбленные видят Бога, и нет причин для разладов.
«Вопреки общепринятому мнению, любовь не причиняет мук. Мучает инстинкт собственности, а он противоположен любви».
«Дружбу я узнаю по отсутствию разочарований, истинную любовь - по невозможности быть обиженным. И если можно украсть полученное тобой, то кто в силах отнять у тебя тобой отданное?»
«Сожалеть о любви — значит по-прежнему любить. Если не любишь — не сожалеешь».
Философский взгляд Антуана де Сент-Экзюпери на смысл существования человека, а суть моральный кодекс для счастливой жизни на планете.
«Хоть человеческая жизнь дороже всего на свете, мы всегда поступаем так, словно в мире существует нечто ещё более ценное, чем человеческая жизнь. Но что?»
В романе несколько сюжетных линий: о берберском вожде и о деградации его народа. Геометр и геометры рассуждают о связи знаков и символов. Образ корабля людей, плывущих по морю опасностей. Иногда автор говорит от имени божества, делая отсылки к библейским символам, образам, мотивам. Еще сюжетные ветки посвящены вопросам культуры, языкового барьера и взаимопонимания в духовности, связям между мышлением и действием.
Автор Правитель в своем царстве всю жизнь стремился к встрече со своим настоящим врагом. Как итог жизни и повествования встреча состоялась. Мысленная. И они говорят друг другу замечательную фразу:
«Этим утром и я тоже подрезал мои розы».
Ибо ты, Господи, общая для нас мера. Ты узел, что связал воедино несхожие деяния!»
Хотя, «Цитадель» (фр. «Citadelle») считается неоконченным романом Антуана де Сент-Экзюпери, вышедший через четыре года после смерти писателя в 1948 году. Первоначальное название «Каид» перекликается с Фридрихом Ницше «Так говорил Заратустра». В «Цитадели» множество отсылок к Библии («Книга Екклесиаста», «Песнь песней», «Откровение Иоанна»), к «Корану», к буддизму, к Ф.Ницше «Гибель богов», к Паскалю, Р.Декарту, к античным философам. Маркетинговая классификация относит шедевр из категории «интеллектуальных бестселлеров».
Полное издание книги в 1994 г. Русское издание в переводе М.Кожевниковой состоит из 219 глав (CCXIX). Первых три главы перевел С. Н. Толстой.
«Молитва» Экзюпери напоминает нам о самом главном, чтобы все задумались о том, чего нам надобно, и чего желаем:
«Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов. Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали. Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного. Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством. Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную. Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем. Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком. Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя! Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению. Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы. Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло. Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу». Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни. Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо. Научи меня искусству маленьких шагов».
 «О смерти всерьез. О жизни, которая прожита… Прежде всего я - житель. И я спасу тебя, моя крепость, цитадель моя и обитель, от посягательств бесплодного песка. Я развешу звонкие рога по твоим стенам. Трубя, они предупредят нас о варварах». Из письма г-же Н. Перевод Е. В. Баевской.
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900–1944 гг.) – великий мыслитель, французский писатель-эссеист, поэт-гуманист, профессиональный летчик. 1921 год поворотный в судьбе. Он призван в армию - Страсбургский полк истребительной авиации. После авиакатастрофы 1923 г. его комиссовали, в Париже он посвятил себя литературе. В возрасте 12 лет Антуан впервые поднялся в воздух на самолете, и не вернуться в авиацию он не смог. В 1925 году Экзюпери становится авиапилотом, занимается доставкой почты в Африку, а в печати появился первый рассказ Сент-Экзюпери «Летчик». Яркие моменты биографии Сент-Экзюпери запечатлены в его книгах, которые должен прочесть и понять мало-мальски мыслящий человек.
22 октября 2020


Рецензии