Воспитание личности в едином культурном пространст

      Воспитание личности в едином культурном пространстве.
  (Содержание и название сертифицированной методической разработки послужили 
    основой для данной статьи)
 
Но ещё есть свет верховный      
 Свет не солнца , не планет.
 Но – чистейший свет духовный –
Свет науки, Божий свет!
  И без этого сиянья
 Тщетно б шёл за веком век -               
 Силой нравственного знанья
 Человек есть человек               
                (В.Г.Бенедиктов)               
           Как дерево с обрубленными корнями  вскоре засыхает, так и  лишённый духовных корней человек напоминает  сухой, оторванный лист, гонимый по земле ветром.  В  одном из самых известных своих произведений А.С.Пушкин писал, что только в любви                «к родному пепелищу»  и к  «отеческим гробам… залог величья человека, сомостояние его».  Поэтому  упростившие жизнь  до физиологического восприятия, незнающие нашего общего начала, подобны  слепцу, по своему желанию, движущемуся к пропасти.
         Данная статья является общением многолетнего опыта работы в системе среднего профессионального и среднего технического образования. Итак, если говорить об образовании и воспитании, то прежде всего вспоминается, как в годы воинствующего атеизма и проистекающего из него  материализма целенаправленно искажалась русская классическая литература (да и не только русская).  Переворачивалось её духовное начало, символика, мысли писателей, которые, несмотря  тернии личного  духовного пути,  хорошо знали Библию, Двунадесятые праздники, Таинства Церкви; да и Церковь не была  тогда отделена от государства.
          Однако,  духовное начало «прорывалось», «выходило наружу», как родник  из-под земли, и в литературных произведениях, созданных  в годы Великой Отечественной войны, как, например,  «Ожившая фреска» или «Неоглядность» Б.Л.Пастернака,  многие  стихи А.А.Тарковского и др. Не говоря уже о классической литературе, созданной до  октябрьского переворота, которую всё-таки изучали.  А как композиторам удавалось, обманув безбожных чиновников, пусть и завуалировано, но доносить до слушателей со сцены Московской Консерватории или Зала Чайковского духовные песнопения, называя их или «утренней песней», или «песней без слов» – тоже отдельная история – об этом  даже сделаны документальные фильмы и написано немало статей.
          А особую роль, как уже было сказано,  играли и играют  литературные произведения, созданные в годы великих сражений времён войны против фашизма, например, те, которые упоминались выше, и многие другие.  Когда враг стоит в 30 километрах от Столицы,                у большинства  «улетучивается» атеистическое мировоззрение и идеи пролетарского интернационализма; а возвращается, воскресает  память о славных традициях русского воинства, неотделимых от духовно-нравственного начала. Всем хорошо известно об учреждении орденов Александра невского, Александра Суворова, Фёдора Ушакова.              За особые заслуги полки снова становятся гвардейскими, как когда-то Преображенский, Измайловский и Семёновский. Таким  духовным переломом становится Сталинградская битва. Именно в это время  возвращаются в армию  погоны как символ чести, а в Россию возвращается  Патриаршество, чтобы никогда больше не быть утраченным!   Как стало впоследствии известно, -  многие священники и монахи – бывшие воины, глядевшие в глаза смерти  и на последнем рубеже давшие обет Богу.  Несмотря на все беснования Хрущёва! Обо всём об этом необходимо знать и рассказывать своим детям!  И, наверное,  самое важное  -  понимать, что русские солдаты – наследники бранной славы наших предков, начиная со времён Древней Руси, а не «воспитанники» ВКПБ!
            И вот  потому  мы неоднократно и со студентами, и с учащимися проводили литературно-музыкальные композиции: «Благословенное воинство» ко  Дню Защитника Отечества и «Священная война», ко Дню Великой Победы.  Первая  наполнена содержанием не об образовании Краской армии 23февраля 1918 года, а о воинской доблести наших предков от Древней Руси   до наших дней, что истинно соответствует названию.                Вторая  же приурочена  к Великой, Священной  Дате – 9 мая с акцентом на духовную преемственность поколений. Кроме того,  на занятиях студенты писали творческие работы на основе вышеуказанных произведений о Великой Отечественной войне – и даже сопоставляя их с произведениями героя Первой Мировой войны Н.С.Гумилёва.    
      Обе же литературно-музыкальные композиции объединены творческой методической разработкой «Бранная Слава Святой Руси и Великой России», получившей гран-при на межрегиональном конкурсе «Алтарь Отечества».
 О Бранной Славе России можно говорить бесконечно  – тема эта неисчерпаема! 
    А теперь перенесёмся через несколько десятилетий. 1991год называют Вторым Крещением Руси. Возможно, именно благодаря Возрождению Церкви, о чём мы в нашей молодости и помышлять не смели, Великая Россия не погибла в грязные, кровавые, растленные 90-е годы.
           И вот ныне, «Отрезвясь от крови и угара», как писал замечательный поэт Серебряного века М.А.Волошин, всё больше людей, в том числе и облечённых властью, начинают понимать, что без знания азов Православия (а для других народов своей традиционной религии) невозможно восприятие литературы, да и других видов искусства. При этом с культурой России должны быть хотя бы немного знакомы  проживающие и обучающиеся в России  другие народы. Иначе люди будут напоминать  тех четырёх слепцов, каждый из которых судил о слоне по одной из частей тела. А это не столько жалко и смешно, сколько опасно.
    Конечно же, высокое искусство, и особенно классическая литература играет огромную роль в духовном просвещении.   А потому, на мой взгляд, выбор литературной  темы, её наполняемость, должны исходить из глубины размышлений преподавателя; из желания поделиться своими знаниями, своим  духовным опытом, из желания привлечь внимание к нравственным проблемам. И этот духовный опыт  должен быть глубоко осмысленным, даже, наверное, выстраданным. Ярким примером чего являются и вышеуказанные литературно-музыкальные композиции.
          Известный современный философ Эммануил Соломонович Менделевич писал:  свобода – это «мера взрослости человеческого духа».               
              Без духовного воспитания невозможно формирование правильных ценностных ориентиров, умения противостоять злу.   Потому  как напоминание, даже укор, звучат слова убиенного большевиками философа П.А.Флоренского о том, что понятие «культура» происходит от религиозного культа, а при распаде этой связи культура становится «не только антибожественной, но и античеловеческой», в чём приходилось неоднократно убеждаться. Для очень многих эта связь надолго распалась и не восстановлена до сих пор. Потому  и  столь необходимо, чтобы люди с детства знали основы хотя бы православной культуры. Именно культуры. Это – нравственный долг и родителей, и преподавателей.
              О патриотическом воспитании в настоящее время говорится довольно много.                Это бесспорно является признаком того, что мы постепенно «выкарабкиваемся» из бездны,                в которую не единожды летели с огромной скоростью  в течение двадцатого века.  Но при этом необходимо помнить и осознавать сердцем, то, что когда-то столь ярко, ёмко выразил наш великий соотечественник, истинно русский мыслитель И.А.Ильин, много скорбей претерпевший за Россию: «Без чувства религиозного нет и чувства национального».  Иначе , из идеи нации будет создан новый идол, трагическим свидетельством которого  стала Германия 30-40-х  годов, а ныне Украина. «Мы были крещены Святым Владимиром во имя Святой Троицы, а не во имя бесплодного единства» - сказал, выступая во Франции в 1888году, русский философ и поэт В.С.Соловьёв. И нет у нас права об этом забывать! И о том, что Москва – Третий Рим! Это – величайшая ответственность, а не повод гордиться собой!
      Не может тот, в ком не умерла душа, воспринимать окружающих людей как «одинаково устроенные похотливые машины».  Эти кощунственные слова принадлежат одному из большевистских идеологов  - Губельману, писавшему под псевдонимом Ярославский. Комментировать нечего и незачем. Человек -  это бессмертная душа!  Потому, только  видя духовное начало в другом человеке, можно научиться уважать его.  И человека,            и нацию в целом! О чём тоже неоднократно писал и И.А.Ильин, и многие другие истинно русские мыслители.
     Итак, возвращаемся от глубоких философских исследований к образованию и воспитанию. Конечно, прежде всего, духовное начало познаётся через уроки  литературы, культуры речи,  мировой художественной  культуры, о чём  уже было сказано.  Потому очень важно проводить и другие тематические беседы, классные часы -  не только о Бранной Славе Отечества, а  и посвящённые и великим художникам, писателям  и композиторам, и, конечно, Двунадесятым праздникам: Пасхе и Рождеству, повторяю, на уровне литературы, музыки, живописи. Преклоняясь перед подвигом Русского Воина, нельзя представлять Патриотизм только как сражение с оружием в руках. В моей практике таких тематических бесед и лекций-концертов тоже было немало. 
     Как показывает опыт, знания входящих в жизнь людей о духовной культуре катастрофически ничтожны. Главная причина того, что совершенно очевидно, – многолетнее безбожие, иссякший  «духовный капитал», как сказал один из священников нашего времени. Конечно, последние  двадцать лет можно свободно исповедовать свою веру, посещать  храмы, смотреть православные передачи по телевиденью – и это прекрасно.    Однако,  любое познание, любая работа над собственным усовершенствованием требует усилий, духовного напряжения, а  бездумное существование во грехе даётся легко, и самое страшное  - ещё  и целенаправленно навязывается многими С.М.И.  Бессердечными и безмозглыми  легче управлять! Шариковых легче сделать своим оружием! И вот «выворачивается наизнанку» святое понятие – Свобода.  Вместо  истинного  смысла как освобождение от пороков, низменных страстей, для многих, особенно молодых, оно предстаёт именно как разгул страстей, вседозволенность порочной жизни. Но древний перевод слова «страсть» означает «страдание»! Страдать надо за высокое, а не низменное!  И воспоминае, в частности, о Бранной Славе России, о нашей многострадальной истории, думаю, делает  это  особенно ясным.
    Итак, для того, чтобы противостоять злу, растлению, человек должен быть вооружён духовными знаниями!  И, конечно, ни в коем случае нельзя, чтобы беседы на духовные темы проводились как разовое мероприятие для отчёта!  Они должны  дать повод задуматься над собой, над своим местом, «нишей», как говорили русские святители,            в этом вечном мироздании. Повод ощутить незримую  связью с прошлым, которое, как писал А.П.Чехов, «связано с настоящим неразрывною цепью событий». Именно в этом главная задача преподавателя! Он должен знать предмет разговора не по интернету, а по своему духовному опыту, потому что слепец не может говорить  о солнце, а других слепцов он, как известно,  приводит в пропасть.
       Совершенно необходимо также  говорить с духовной точки зрения о роли  Царской власти в истории России и трагедии  цареубийства для сознания народа,  об истинной причине массового убийства инакомыслящих – и том, что это – звенья одной цепи.                Беседу на эту тему можно сравнить с вскрытием нарыва. Больно, но необходимо!
    И вот - один из самых ярких и страшных примеров  - известный во всём мире Бутовский полигон. О нём рассказывается во время   определённых  бесед, которые будут упомянуты ниже, а с некоторыми группами там проводились экскурсии.
Также «вскрывать нарыв нашей истории» помогают  не раз проводимые  литературно – музыкальные композиции: «Русский путь» о русской трагедии и величии истинно русского духа  на примере поэзии, музыки и живописи Серебряного века. Композиция  «Пути России и «преосуществленье человека», посвящена М.А.Волошину, чей жизненный путь можно сравнить с исповедничеством.  А самая углублённо философская и трагическая композиция «Свет Истины» названа словами  убиенного П.А.Флоренского и посвящена русской философской мысли и трагедии безбожия. Преподаватель и студенты, как и во время проведения других композиций, вместе читают произведения – но на этот раз не художественные, а отрывки из философских трудов П.А.Флоренского, И.А.Ильина, статей И.С.Шмелёва, а также Священномучеников Земли Русской.   
  И снова невольно возвращаемся к одной очень важной мысли - без памяти, осознания, покаяния  духовно слепые люди будут лёгкой добычей зла.  И тогда наш путь именно в ту самую пропасть!
           Конечно,  духовным центром России всегда была Москва, даже тогда, когда  официальной столицей был Петербург.  Москва старше на несколько веков  - и  поэтому всегда в большей степени сохраняла духовные традиции. К сожалению, не все знают, что у Патриотической Песни М.И.Глинки были слова. И слова эти о Москве: «Здравствуй, Древняя Столица – сердце Родины - Москва». Нет у нас права  потерять эту память!

 Поэтому необходимо говорить о духовном подъёме Москвы, которое начинается со  Святого  Князя Даниила и  созданной им Свято-Даниловой обители, где проводится экскурсия в созданном на территории обители  Церковно – историческом музее.
   Приобщение к духовным традициям Москвы и России в целом происходит и во время других экскурсий. При изучении древнерусской литературы – и не только  учащиеся или студенты посещают  Музей  Древнерусского искусства им. Андрея Рублёва и  его филиал на Филях. Главная цель – единство Слова и Образа -  а задачи ставятся                в зависимости от конкретной ситуации.
     Лучше понимать творчество писателей – Русского Зарубежья, вынужденных проводить свою жизнь в изгнании, помогает посещение  территории Донского  монастыря, куда был возвращён прах И.С.Шмелёва и И.А.Ильина, упоминаемых выше, и где показана нераздельная связь Церкви и армии и в годы Великой Отечественной войны. 
  Кроме того, студенты и учащиеся не раз участвовали в литературно музыкальной композиции «Москва – Третий Рим», читая стихи и прозу, а также литературные статьи о духовном начале  Москвы писателей разных времён
    Осознанию духовного начала во многом способствует и посещение Литературного Музея и его филиалов,  сохраняющих атмосферу духовного становления писателей, - и особенно сильно эта связь ощущается в музеях  Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, тем более, что эти два писателя – один из ярких примеров духовной  преемственности. При изучении творчества  Ф.М.Достоевского на занятиях читаются также отрывки из духовной прозы Н.В.Гоголя для сопоставления.
     Все виды искусства взаимосвязаны и не развиваются в отрыве друг от друга - и одним из таких примеров является беседа «Духовная наполняемость русского пейзажа»                о творчества И.И.Левитана, а также  И.И.Шишкина и А.И.Куинджи. (Слова о духовной наполняемости принадлежат ныне покойному профессору М.М.Дунаеву).
Многие студенты и учащиеся ни разу не были даже в Третьяковской галерее! Поэтому хотя бы в аудитории, рассматривая репродукции, они имеют  возможность приобщиться                к нетленному искусству, видеть запечатлённый в красках полёт души и  духовный подъём. Показ репродукций сопровождается отрывками из симфоний П.И.Чайковского и              Л.ван Бетховена; а также звучат стихи Н.М.Рубцова и С.С.Золотцева, посвящённые творчеству И.И.Левитана, стихи А.К.Толстого и  русских священников о природе как Нерукотворном Храме Творца.
 Вторая беседа называется «Святая, былинная Русь» о великих братьях Васнецовых и М.В.Нестерове. Творчество этих трёх великих художников не укладывается ни в один привычный жанр – это чисто русское явление, перед которым преклоняется весь мир! 
  Беседа третья - «Живое небо – живая душа» о И.Н.Крамском, его ученике Ф.А.Васильеве и о трагическом художнике 20-века  К.А.Васильеве. Это - ещё один из многочисленных великих примеров  духовной преемственности.
   «Словесность и музыка суть две сестры родные» - сказал один из поэтов 18-го века.  Примером того  служит литературно – музыкальная композиция «Возвращённый источник живой воды». Она проводится непременно на Пасхальной Седмице, лучше в четверг или пятницу, когда вспоминается Богородичный образ Живоносный источник.
Приобщение к мировой музыкальной культуре сопровождалось чтением стихов и прозы на пасхальную тему – одну из самых главных в русской литературе. Наверное, это – одна из самых сложных и одновременно самых благодатных тем!   «Музыкальное воспитание очищает душу и подготавливает её к восприятию впечатлений из духовного мира» - писали Оптинские Старцы – а они были намного мудрее нас.
Кроме того, был написан ещё один вариант – «Размышление сердца о Главном Празднике» - тоже в основном на Пасхальную тему, с немного меньшим акцентом именно на музыкальную культуру. 
    В том же ключе проводятся  и литературно - музыкальные композиции:  «Образ Рождества в русской литературе»,  «Святые Кирилл и Мефодий», посвящённая Дню Славянской Культуры и Письменности; «Очарованный странник», посвящённая преемственности творчества Н.С.Лескова и книге «Пролог».
     Наверное, нет более «музыкальной» поэзии, чем есенинская, поэтому на Покров – Праздник, почитаемый только в России, проводится  традиционная литературно-музыкальная композиция  «Святая Русь», посвящённая творчеству великого русского поэта С.А.Есенина и других незаслуженно забытых поэтов его круга, а также Н.М.Рубцова.
Есть также вариант, приуроченный к Весенним Праздникам – он отличается подбором музыки. Иногда все перечисленные композиции проводятся в сокращённом варианте.
  Ныне хорошо известно, что в  годы советской, материалистической  идеологии русские философы, как и многие  писатели, композиторы, сочинявшие духовную музыку, были преданы забвению – ведь они говорили о создании мира Творцом, а то, что называлось «идеализмом» считалось «враждебным» сознанию советского человека.
  И вот теперь, имея, наконец, возможность обращаться к запретным ранее темам, можно читать стихи религиозного философа В.С.Соловьёва. Удивительно то, что стихи вовсе              не трудные для чтения и восприятия, даже не очень сильными группами и учащимися  -  вплоть до групп коррекционных.
Одна из таких литературных композиций -   «Мысль, воплощённая в слове и образе» В.С.Соловьёва и его сестры П.С. Соловьёвой.  А в  студенческих группах, -  притом, где студенты более развиты и приучены хорошо работать со стихами, читаются стихи родоначальника Серебряного века  - И.Ф.Анненского. Но в любом варианте  творчество этих двух писателей представлено рядом.  Нелёгкая жизнь и предание забвению этих  имён  - тоже один из примеров для преклонения перед истинно русскими писателями. 
     А сама композиция  - сокращённый вариант, созданный из двух других: «Среди миров» и «Мыслей без речи и чувств без названия радостно-мощный прибой», объединённых  общим названием «Истоки».          
      Вышли из-под спуда  и многие произведения и писатели русского зарубежья и  – беседа          «Вековечный духовный ритм», посвящёна Двунадесятым и великим Праздникам лета и осени, а  основой стала  великое произведение И.С.Шмелёва – повесть «Лето Господне».
       Все упоминаемые литературно-музыкальные композиции неоднократно проводились          в разных  вариантах, в рамках преподавания литературы и культуры речи, Мировой художественной культуры, культурологии и даже основ философии. А то, композиция, связанная  со Славянской Культурой и Письменностью, даже в рамках преподавания русского языка, естественно,  ближе к концу учебного года, ближе к 24 мая. Потому что все эти дисциплины должны создавать единое культурное пространство!   
   А в основу «вековечного ритма труда и молитвы» -  как сказал упоминаемый уже мыслитель  И.А.Ильин, в России всегда были положены Двунадесятые Праздники и посты.   И если не может жить по этому ритму современное общество, то в во время изучения гуманитарных дисциплин, надо хотя бы  постараться  напомнить о том, что мы                не оторванные от ветвей листья, не перекати-поле, не срубленные деревья, а люди,  веками укреплявшиеся  своими корнями в русской почве. (Невольно вспоминается, как во время Великой Отечественной войны «русскими» часто называли всех советских солдат, независимо от национальной принадлежности и как у убиенного на Курской Дуге младшего офицера Александра Зацепы нашли письмо, адресованное… Богу!).
    И, приближаясь к финалу, хочется напомнить, что при работе с творчеством любого писателя, нужно уважать его мировоззрение – помнить, какие произведения он сам считал главными и любимыми. Поэтому несколько лет назад в рамках преподавания литературы были созданы творческие занятия, представленные как открытые: «Нравственное начало женского образа в творчестве И.С.Тургенева», «Воспитание творческого подхода                к литературным произведениям (На примере мирового шедевра Гавриила Романовича Державина – оды «Бог»)» и «Глубинная связь времён и антинигилистическая напрвленность творчества Н.С.Лескова». Как итог творческих занятий был написан  ряд  статей – и по одной из них, посвящённой творчеству Н.С.Лескова проводилось занятие в другом учебном заведении.  А  некоторые студенты под руководством преподавателя тоже писали творческие работы, посвящённые Святости Земли Русской, 100-летию начала Первой Мировой войны, искусству Серебряного века и вместе с преподавателем участвовали и в ежегодном Городском семинаре, и в двух конференциях, проводимых  Школой Искусств, имени А.С.Дарогомыжского. Считаю, что эта работа хоть  немного способствовала воспитанию того, что называется Русской Соборностью. 
      Великий И.И.Левитан когда - то написал, что есть «божественное нечто, разлитое            во всём, но что не всякий видит, что и понять нельзя, так как оно но поддаётся анализу, разуму, а постигается только любовью».  Слова  нашего великого соотечественника относятся не только к созданию пейзажа, ставшего делом всей его жизни  – они напоминают нам о предназначении человека, о смысле бытия.
     «Познайте Истину – и Истина сделает вас свободными» -  писал в конце жизни Н.В.Гоголь, цитируя Писание – и эта мысль должна быть в основе воспитания людей, независимо от выбранного в жизни дела.               
                Литература
1. Гумилёв Н.С. «Я свет у тебя за плечами»
2. Волошин М.А. Избранное
3. Дунаев М.М. «Вера в горниле сомнений»
4. Ильин И.А. «Путь духовного обновления»
5. Ильин И.А «Основы христианской культуры»
6. Ильин И.А  Сборник статей о революции.
7. «Левитан» из серии «Великие художники» изд. «Белый город»
8. Менделевич  Э.С. «Пойми простой урок моей земли»
9. Протоиерей Сергий Булгаков «Икона и иконопочитание»
10. Священник Николай Булгаков «Душа слышит свет» (О творчестве Н.В.Гоголя)
11. Соловьёв В.С. «Русская идея»
12. Соловьёв В.С. «Византизм и Россия»
13. Флоренский П.А. «Столп  и утверждение Истины»
14. Шмелёв И.С. Статьи.
15. Собственная книга «Боговдохновенная русская литература»
16. Собственная сертифицированная методическая разработка «Воспитание личности в едином культурном пространстве»   


Рецензии