Сценарий Среди миров

               
    Сценарий творческого занятия «Среди миров» - размышление о Вечном в поэзии Серебряного века».
               
Занятие проводилось по дисциплинам: «Культурология» и «Культура речи», может проводиться и по дисциплине «литература»

                Введение
     Иннокентий Фёдорович Анненского -  великий русский поэт, основоположник Серебряного века русской поэзии, преподаватель Царскосельского лицея.
Издание первого сборника «Тихие песни» в 1904г. прошло, к сожалению, практически незамеченным.
Имя же Иннокентия Фёдоровича Анненского стало известным после выхода сборника «Кипарисовый ларец» уже, к ещё большему сожалению, после кончины писателя в 1910 году.
    На Николаевском вокзале в Петербурге поэт опустился на ступени – и сердце его перестало биться; а в вещах был кипарисовый ларец со стихами. Это и дало название бессмертному сборнику, который был издан приёмным сыном Иннокентия Фёдоровича Анненского – Валентином Кривичем.
                Теоретическая часть
     Великий поэт говорил, что самое главное слово – «…слово будничное», т.е. как высока ответственность за слово особенно тех, кому Господь даровал «Глаголом жечь сердца людей». «…Слово будничное» - это наш образ мышления, то, как мы общаемся друг с другом, чем мы живём, каково наше духовное начало! И адресованы эти слова другому удивительному поэту следующего поколения – М.А.Волошину, потому что И.Ф.Анненский не сомневался, что будет правильно понят. (Творчеству М.А.Волошина и других поэтов – символистов у автора данной разработки имеется отдельная сертифицированная методическая разработка «Пути России и «преосуществленье человека»).
   Собственно, произведений, в которых лирический герой явно обращается к Создателю или говорит о Нём, у поэта немного, как, например, у В.С.Соловьёва – поэта того же поколения. Пожалуй, это – лишь «Дети», «Молитва мытаря», давшее название телепрограмме из цикла «Библейский сюжет» о жизни и творчестве поэта. Там же, где «Звоны уходят молиться» - в произведении «Закатный в поле звон», скорее, отражение философии великого Платона, которого считают предвестником христианского мышления - но всё же предвестником, ведь Христос воплотится ещё лишь более, чем через три века.  Поэт родоначальник всего Серебряного века русской поэзии, но с него ещё и начинается направление – Символизм. Этому направлению во многом свойственно «тосковать» о том, чего нет в нашем бренном мире, - о том, что время столь скоротечно и нельзя его вернуть. Это, говоря словами самого поэта, - «тоска мимолётности», но, конечно, не безверие! Ведь слово «пустынь» - об ращение к образу монастыря, в котором обращаются в молитвах к иному миру. Это, как писал князь Е.Н.Трубецкой, - «Град Божий»! 
    Имя Иннокентия Фёдоровича Анненского в годы советской власти было предано забвению, в энциклопедиях кратко говорилось о его творчестве как об упадническом. Но не может быть упадка и отчаяния для православного христианина. А про самого Иннокентия Фёдоровича Анненского говорили, что у него была как будто бы «врождённая» совесть, которой без веры быть не может! И даже в те годы многие пели под гитару «Среди миров в мерцании светил одной звезды я повторяю имя…», даже не всегда зная имя автора. Душа-то противится грубому материализму и мысли о том, что человек бесследно уйдёт! А душу в те годы пытались «запереть в небытие». Не получилось и не могло получиться! В том числе и благодаря таким стихам.
         Для многих поэтов Серебряного века И.Ф.Анненский был учителем в высшем смысле этого слова, это имя было чем-то вроде святыни. «Последний из    Царскосельских лебедей» - так назвал своего великого учителя Н.С.Гумилёв. Анна Андреевна Ахматова вспоминала: «Когда мне принесли корректуру «Кипарисового ларца» Иннокентия Фёдоровича Анненского, я читала её, забыв обо всём на свете». Группа молодых поэтов зимней ночью поехала в Царское село, чтобы посидеть на любимой скамейке Иннокентия Фёдоровича Анненского. Его произведения - философские размышления в самом высоком смысле этого слова – и эти часто очень непростые размышления о сути земного бытия перед Вечностью.
     И, возвращаясь к мысли о духовном начале и всего Серебряного века, и самого И.Ф.Анненского необходимо ещё сказать - поэт ощущал себя как библейский фарисей, о чём всегда сожалел; но покаяние – начало веры мытаря! О поэзии Серебряного века писали, что проявляется в ней, более, чем в литературе 19 века, тема «демонизма». Возможно, но это не про истинных поэтов, не про И.Ф.Анненского и тех, чьи произведения звучат в представленных литературных программах!
    Всё возвращается «на круги своя» - и мы имеем возможность, счастье читать произведения нашего великого поэта, великого соотечественника Иннокентия Фёдоровича Анненского. К сожалению, его редко читают вслух, но мы со студентами постарались – и несколько самых лучших групп прочитали! И в данной разработке предлагается сценарий творческого занятия! А ещё надо добавить, что изначально данное творческое занятие - первая часть большой программы «Истоки» - вторая же часть посвящена упоминаемому уже поэту и философу В.С.Соловьёву – и обе части представляют единое целое. Вторая часть в несколько изменённом виде была сертифицирована в моей же методической разработке «Мысль, воплощённая в слове и образе». Вторая часть проводилась даже в группах профессиональной подготовки (обучающегося по программе 9 класса) – и даже в группе коррекционной! Первая же часть, представленная в данной разработке, конечно, может проводиться только в группах СПО – и то «избранных», что мы и делали.
                Примечание.
Если во второй части. проводимой отдельно, звучат лишь 2 стихотворения. читаемые, как правило, ведущим или самыми способными студентами - и только в случае проведения программы в группах СПО, то при работе отдельно с первой частью, представленной в данной разработке, читаются стихи В.С.Соловьёва о России и о Вечности.
                Исходя из вышеизложенного:
Целью данного занятия является показ на деле преемственности русской поэзии 19-20 веков, единства русской литературы и русской философской мысли в высшем понимании этого слова, невозможного без высшего начала; единства и взаимопроникновения всех видов искусства на примере самостоятельной творческой работы студентов
                Задачи:
- приобщение к русской культуре на примере словесности и музыки;
- развитие ассоциативного мышления на примере услышанного; развитие чутья родного языка и умения воспринимать философскую мысль, заложенную в произведениях искусства;
- нравственное воспитание студентов на примере жизни и творчества наших великих соотечественников, воспитание чувства ответственности, единства и сопричастности, чувства патриотизма.

                Литература.
Литературные произведения.
1. Стихи из сборника И.Ф.Анненского «Кипарисовый ларец»
2. Стихи В.С.Соловьёва.
3. В.С.Соловьёв «Византизм и Россия».
4. Стихи А.С.Хомякова, А.А.Тарковского, Н.С.Гумилёва, Н.Гиппиус.
5. Т.А. Кошемчук «Русская литература в православном контексте».
6. Телепрограмме из цикла «Библейский сюжет» о жизни и творчестве И.Ф.Анненского «Молитва мытаря»


Слайды, соответствующие содержанию занятий и представленные в ходе каждого занятия.

Музыкальные произведения, соответствующие содержанию занятий и представленные в ходе каждого занятия.

               
                Содержание занятия.
Композиция начинается   стихами И.Ф.Анненского: «Среди миров» и «Свечку внесли». Эти стихи читает преподаватель и обращает внимание студентов на образы и атмосферу стихов.
В это время звучит произведение А.Вивальди, названное «симфонией», т.к. в эпоху композитора этот жанр ещё не сформировался.
Далее один из студентов читает стихотворение «Нерасцепленные звенья» и пытается объяснить этот символ.
Далее преподаватель читает стихотворения И.Ф.Анненского: «Тоска миража» и «Минута», а потом как продолжение стихотворение М.А.Волошина «Счастья нет…» как продолжение мыслей символизма.
В это время звучит Адажио Ф.Шуберта и предсмертный ноктюрн Ф. Шопена.
Потом звучит отрывок из письма И.Ф.Анненского М.А.Волошину о сути слова вообще.
               
После этого студенты читают стихотворения И.Ф.Анненского: «Тоска медленных капель» и «Смычок и струны» как символ высокого искусства, требующего жертвы.
Далее преподаватель читает стихотворения. Далее преподаватель читает стихотворения И.Ф.Анненского: «Дымы» и «Маки в полдень» как символ быстротечности земного времени.
               
В это время звучит известный вальс И.Штрауса «На прекрасном голубом Дунае».
Далее как символ одиночества творческого человека, избранника звучат стихи И.Ф.Анненского: «Прелюдия» и «Печаль просвета» в исполнении студентов.
               
Тему продолжает «Consone» И.Ф.Анненского, «Молчание» Ф.И.Тютчева как пример нерушимых традиций и снова возвращение к И.Ф.Анненскому стихотворением «Я люблю…».
               
Тему продолжает стихотворение И.Ф.Анненского «Поэзия» и А.А.Тарковского «И я ниоткуда пришёл расколоть…» как продолжение традиций Серебряного века русской поэзии и символизма в исполнении студентов.
               
Далее преподаватель читает стихотворения, отражающие единство времён – то, что философы называют «сверхвременным». Звучат стихи И.Ф.Анненского: «Две любви», «Что счастье?», А.А.Тарковского «Бабочка на Госпитальном валу», снова И.Ф.Анненского «Мираж».
               
В это время звучит концерт Ф.Шопена и К.Ф.Э.Баха.
После как продолжение темы звучат стихи более молодых поэтов Серебряного века: З.Н.Гиппиус «Крылатое» и И.А.Бунина «О радость красок!».
После звучит песня В .Волкова «Голубое с белым…»
Тоже как пример традиций уже в начале 21 века.
Продолжают суть символизма стихи И.Ф.Анненского: «Невозможно», «Тоска синевы», «В ароматном краю» и «Лира часов» в исполнении студентов
                .   
Студенты смотрят вступление к передаче канала «Культура» из цикла «Библейский сюжет» об И.Ф.Анненском – его непростом духовном пути.
Первая  часть завершается  стихами И.Ф.Анненского: «Сиреневая мгла» и Закатный в поле звон», а  также  стихотворением Н. А. Заболоцкого   «Во многом знании немалая печаль…»  и стихотворением А.А.Тарковского «И это снилось мне…» в исполнении преподавателя.  Чтение сопровождается звучанием «Неоконченной симфонии» Ф.Шуберта.
               
               
                Владимир Сергеевич Соловьёв.
                (1853-1900)
Далее звучат философские мысли В.С.Соловьёва -   известного русского религиозного мыслителя и поэта.
Пример того, что можно назвать «религиозный символизм». Единство философских трудов и поэтического творчества.
Эта часть начинается одним из самых известных стихов В.С.Соловьёва «С нами Бог» в исполнении преподавателя.
               
В это время звучит известное рождественское песнопение В.Зиновьева «С нами Бог».
Преподаватель читает одно из самых трагических стихов В.С.Соловьёва «Панмонголизм», а потом риторический вопрос, содержащийся в его же стихотворении «Свет с Востока».
Чтение сопровождается звучанием «Покаянной молитвы о России».
               
Ответом на вопрос можно считать финал из поэмы Россия» более старшего философа -  А.С.Хомякова, к творчеству которого ранее студенты неоднократно обращались. 
               
Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860)   - известный русский философ, публицист, поэт – славянофил по   убеждениям.    
В финале студенты читают стихотворение сестры В.С.Соловьёва -  П.С.Соловьёвой «Тайна смерти».
               
Преподаватель читает стихи В.С.Соловьёва, посвящённые Богородице: «К чему слова в безбрежности лазурной» и «О Всесвятая, Благословенная …».
               
Чтение сопровождается звучанием «Ave Maria» Ф.Шуберта.
После звучат известные стихи В.С.Соловьёва: «Милый друг, иль ты не видишь?…», «Нет вопросов давно…» и «Бедный друг, истомил тебя путь…»
Чтение сопровождается звучанием 3-й сюиты    И.С.Баха.
               
(Примечание: если остаётся время, преподаватель читает стихотворение К.Д.Бальмонта, посвящённое В.С.Соловьёв, и стихотворение иеромонаха Романа «Блажен, кто наполняясь тишиной…»).
               


Рецензии