Революционист

Осенний дождь бьет по крышам уже третий час. Как и подобает ранней осени, на улице безветренно. Дождь теплый, мягкий, успокаивающий.

-Эй, за дорогой смотри! – бросил водитель белого грузовика юноше, который вышел на дорогу. К несчастью, происшествия не случилось.

-А ты за пешеходами следи, ублюдок. Не видно, пешеходный переход. – Сказал вполголоса юноша. Его не интересовал этот грузовик, да и в глубине души он сделал это преднамеренно. На улице было раннее утро, на дороге в это время мало кто проезжает. Юноша ждал момента, когда появится какой-нибудь транспорт. Вот почему он пошёл на красный свет светофора. А ответ водителю был лишь пылью в пустоту.

Было около пяти часов утра. Это был обыденный путь до важного места для юноши. Ему было около 23-х , может уже и27 стукнуло. Если у него и спрашивали про возраст, он отвечал 25. Проснувшись у себя в квартире, Александр быстро собрался, взял книгу «История философии» и отправился на другой конец города. Одет он был в серое пальто, которые доходило буквально до пяток. Все говорили ему, что это плащ, но Александр думал по-другому. Всё его лицо выражало удовольствие. Вот он, ещё один день, который он посвятит своему любимому делу.

- Может сегодня будет и Анатолий Сергеевич. Я ему докажу, что конец «Мартина Идена» оправдан и имеет вес. А там и «Шагреневую кожу» можно использовать. Ещё бы встретить Марью Александровну. В последний раз она была 2 недели назад. Столько всего пропустила! Наконец-то я опровергну её заблуждение о сотворении мира, – разговаривал Александр сам с собой. Для него это было обыденной вещью в такую рань. Он сунул руку под пальто, поправил маленький крестик на груди и дошёл до моста.

«Сделай это» - промелькнула мысль в его голове. Александр облокотился о перила и смотрел на воду.

- Раз и всё. Может и Рафаэль так думал, когда ещё не встретил шагреневую кожу. А, к черту! – отмахнулся Александр и пошёл дальше. Ему оставалось ещё около 50-ти метров до любимого места.

И вот уже он поднимается по старенькой, но отремонтированной лестнице пятиэтажного дома. Вот он дошёл до квартиры 26 и позвонил.

-Александр Сергеевич – сказал наш герой, когда услышал звуки с другой стороны. – Я пришёл для исследований.

Дверь ему отворила пожилая женщина лет 50-ти, с потухшим взглядом и морщинистым лицом. Она уже привыкла к таким посетителям в такую рань. Женщина почесала затылок, молвила «проходи» и ушла на кухню. Пока Александр раздевался, из комнаты вышел мужчина лет 55-ти, в халате и тапочках. В руке он держал «Историю западной философии» Рассела. Увидев знакомое лицо, мужчина улыбнулся и пригласил в зал. Это был Христофор Кантемирович, профессор здешнего университета, преподаватель философии. Раз в два дня он собирал у себя любознательных людей всех возрастов, чтобы рассуждать и образовываться. Александр был завсегдатаем в его доме. Когда он прошёл в зал, то увидел тот же стол с белой простыней, 2 кресла по бокам и большой диван. Сбоку стоял телевизор, на столе красовалась ваза с цветами. Пахло отвратительно, но этот запах выветривался почти мгновенно. Христофор любил импортный табак. Доставая трубку, он просил каждого отворачиваться и всегда прятал его в шкатулке, которую запирал в ящике у телевизора. За все 10 лет его проживания в этой квартире никто не лез туда. Пока Христофор проводил этот «ритуал», Александр рассматривал всё те же желтые обои. Раньше они были белые, но пожелтели и не менялись 4 года. Ни Христофору Кантемировичу, ни Авдотье Васильевне, жене его, не приходило в голову менять их. Закончив свое дело, Христофор повернулся к Александру и тем же мягким, но хриплым голосом сказал:

- Ну что, юродивый (так звали здесь Александра), с какой целью ты пришёл сегодня? Честно говоря, ты будешь единственным гостем. Все другие заняты своими делами, - Христофор Кантемирович поднес трубку к губам и наслаждался своим табаком.

- Хотелось бы мне вас как-то удивить, профессор, но это нереально. Вы перечитали много книг по истории, но сейчас были с книжкой Рассела. Почему?

-Перечитываю его в 5-ый раз, чтобы удостовериться в своей правоте. Ты не читал эту книгу, так что бессмысленно говорить о ней. Ты принес вузовский учебник «История философии», которую я тебе дал позавчера. Уже прочитал? – удивленно задал риторический вопрос Христофор. Зная Александра и его страсть к книгам, он знал ответ на вопрос.

- Не мог же я держать эту книгу у себя вечно. Я не всё понял, но кое-какие моменты для себя выделил. Христофор Кантемирович, сегодня я опять думал о поступке Мартина Идена. Как вы считаете, он делал всё осознанно?

Каждое посещение Александра проходило как посещение к психологу.

- Конечно, осознанно. Его «шаг» в тот мир вполне осознан и оправдан. Думается мне, ты и сегодня хотел также поступить. Знаешь, смотря на всех вас, во мне искореняется вся ненависть к нынешним людям. Я тоже любил такие мысли, когда был твоего возраста. Эх, Александр, что значит сегодняшний человек? Это лицемерное, тщедушное создание. Сократу приписывают цитату: «Чем больше узнаю людей, тем больше ценю мою собаку». И даже сейчас, под «законами» нашего времени, я сомневаюсь в этой цитате. Почему? Может быть, сегодня любят подвергать прошлое сомнению, как в свое время делал и учил Декарт. Но даже если так, человек чудовищно упал в моих глазах. Вчера, гуляя по улице ***, я встретил молодых людей. По всей видимости, это были друзья, которые близки и, может быть, будут парой. Но не позавидую я тому юнцу! Я видел в его глазах силу, стойкость и умение бороться с реальностью этого мира. А что же девушка, которая была с ним? Она не ставила его ни во что. Оскорбляла, принижала, буквально боялась находиться с ним в позднее время! Можешь себе представить себя на месте того юноши? Когда я только почувствовал это, сразу повернул в другом направлении. Насколько же наш современный человек ненавидит человека. И как я могу дать в их руки будущее этого мира? – говорил Христофор Кантемирович, выкурив табак и положив трубку на стол. В это время его жена уже принесла чашку чая Александру и кофе мужу. Александр не притрагивался к этому чаю за всё время монолога профессора.

- Мне сложно представить себя на месте этого человека. Думаю, что та девушка сказала это в шутку и сгоряча, юноша даже и не придал значение этим словам.

-Может быть и так. Видишь, ты подвергаешь всё сомнению, как и я. Мы не верим ничему в этом мире. И так будет продолжаться ещё долго. Не могу сказать, поступил бы я так же, как Рафаэль в «Шагреневой коже», Мартин Иден, Джон из антиутопии «О дивный новый мир» и много других героев.

- Христофор Кантемирович, тогда почему никто не борется против этого? Вы же революционист в прошлом, возглавьте свое шествие и боритесь!

Профессор глянул на юродивого, подумал немного и засмеялся.

- Александр, мне уже пятый десяток. За всё это время, ты думаешь, такая мысль меня не посещала? Я устал бороться. Здесь нужно что-то другое, не тот метод, который выбрал я – просвещение. Что-то другое… Может быть, нам нужен новый Ленин, который не будет «собакой, бегающая за мясом» (так его называли здесь, в этой квартире). Но такого не будет. О чем говорить, если сейчас большинство людей думают, что Сталин подчинялся чему-то, был средством для достижения цели какого-то другого лица. В наше время не будет такого. – Сказал профессор, допив кофе и погружаясь в мягкое кресло. – Сейчас я не знаю, как решить данную проблему.

- Почему мы не можем найти решение в этом, - сказал Александр, указывая на учебник по Философии. – Почему мы не можем пользоваться этим, взрастить и образовывать всё больше и больше людей?

- Тогда нас ждёт революция, похуже Февральской и Октябрьской. – Сказал монотонно Христофор Кантемирович.

- А не это ли нам надо?! – говорил Александр, горячась с каждой секундой. Его обуздала страсть к преобразованиям, к совершенному миру.

- Ты всё тот же ребенок, Александр. Юродивый-мальчуган. – сказал Христофор Кантемирович с горечью в голосе. В глубине своего сердца он уже давно отдал в руки этого юноши будущее мира.

Александр уже хотел встать, кричать и махать руками, но остановил себя. «Я изменю этот тщедушный мир!» - крутилось в его голове. Но с каждой новой мыслью о преобразованиях Александр менялся в лице. Он становился угрюмее и угрюмее.

-Получается, нам надо смириться и доживать свою жизнь в таком мире? – спросил Александр.

-Не могу знать. В моем случае это будет так, а вот в твоем – мне неизвестно. – Христофор Кантемирович посмотрел на Александра. Вот он – человек, которому он передал свои знания и опыт. Этот человек увидит будущее. Может быть, оно будет таким, каким хочет его видеть профессор. – Александр, можешь оставить меня одного? Меня одолевает сонливость. Можешь пройтись час-другой, или пойти домой. Как тебе хочется.

-Хорошо, Христофор Кантемирович, я вас понял. Спасибо за чай, Авдотья Васильевна! – крикнул Александр в прихожей. Женщина выглянула из кухни, посмотрела на Александра и поблагодарила.

-Счастливо! – сказала она.

Александр проходил всё тот же мост. Опять облокотился на перила и смотрел в воду. В голове его кружились слова профессора. Христофор Кантемирович был «просветителем» Александра. Смотря в воду, в голове вновь возникали мысли «прыгай», «сдайся и поступи как другие», «смирись», «сделай этот шаг». И вот Александр поставил ногу на перила, хотел уже подняться и сделать этот «шаг».

- Если я и не изменю мир, хочу посмотреть на его состояние в будущем – сказал Александр и спустился с перил. Он оправился домой.


Рецензии
Здравствуйте, Ганс!
Вы подали заявку на 119-ый Конкурс Фонда ВСМ.
Этот рассказ принять не могу, как описывающий часть процесса суицида.
По Правилам проведения Конкурсов Фонда такие произведения не принимаются.
Представьте другое произведение на Конкурс.
Илана

Фонд Всм   10.12.2020 14:07     Заявить о нарушении