Гамбит капитана Захарова. Гл. 3

*******************************
ВЕРСИЯ КАПИТАНА ЗАХАРОВА


     В шестнадцать ноль, ноль Захаров и Арефьев вошли в кабинет Звягинцева. По- смотрев на вошедших, тот пригласил сесть за приставной  столик и сразу же задал вопрос:
-    Как вживаетесь в наши дела, Валерий Иванович?
-    Стараюсь, Аркадий Степанович,
-    И есть что нам сейчас сказать?
-    Кое-что есть.
-    Тогда начнём.-
     Захаров вынул из папки исписанный лист бумаги и, положив перед собою, начал доклад:
     Я ознакомился с результатами вами проведённого следствия. Работа про- делана большая, полезная и её результаты ещё не раз пригодятся в расследовании   дела. Из материалов  и вашего со мной разговора следует, что версия по гастролёрам пока не подтвер-ждается. Так же в материалах  сказано, что лиц, отбывших срок заключения, у вас не значится и в посёлок к родным и близким таковые в октябре не появлялись. В нашей с вами беседе вы сказали, что на протяжении нескольких последних лет  в посёлке подобных происшествий не было. Стало быть, устойчивых криминальных группировок в Степном не должно быть. Но в то же время в, совершённых в октябре грабежах, явно просматривается профессиональный характер.  Напрашивается вывод, что преступник, или группа преступников в посёлке всё же завелась. Я склонен считать, что это  всё же группа. Но поскольку эта группа не местного происхождения, то она всё же  откуда-то прибыла. И если это не гастролёры, тогда кто?
                *
     Майор Звягинцев, узнав, что к нему на помощь командирован следователь, почувствовал себя несколько уязвлённым, посчитав это, как недоверие со стороны высшего начальства. Но в то же время, видя настроение населения посёлка, понимал, что  с расследованием дела надо спешить и потому усилием воли  подавлял в себе возникшие чувства, хотя давалось это ему не просто. И вот  сейчас, слушая Захарова, он вдруг почувствовал, что неприязнь к приехавшему  капитану  исчезает и перерастает в уважение. Ему и Арефьеву нравилось,  как мягко, тактично и уважительно Захаров оценил их работу, с какой скрупулёзностью  и точностью он раскладывал по полкам имеющиеся данные. 
     Внешне капитан особо ничем не отличался и совершенно не походил ни на одного  героя из американских боевиков. Был он чуть выше среднего роста, сутуловат и сухощав. Его рано седеющие волосы были коротко подстрижены, не дыбились, а гладко лежали на голове. Что его отличало, так это умные, спокойные, внимательные глаза и длинные пальцы на узких ладонях, глядя на которые, можно было подумать, что перед вами  не последователь Пинкертона, а  профессиональный музыкант.
                *
       Давайте попробуем с вами решить эту  задачу, - продолжал Захаров. Если не брать во внимание труп, тем более, что человек не был убит, а погиб от переохлаждения, да к тому же в нетрезвом состоянии, то характер всех трёх нападений я бы назвал, как мелкий грабёж. А такие преступления, как правило, совершаются подростками. Я просмотрел перечень учебных заведений вашего райцентра и нашёл среди них производственно-техническое училище, готовящее специалистов для сельского хозяйства…
      Звягинцев посмотрел на Арефьева, которому он поручал проверку по данному делу,  и с результатами которой он был согласен. И вот теперь, услышав название училища, в душе у Звягинцева больно кольнуло, но виду он не подал и продолжал внимательно слушать.
-    Общеизвестно, - продолжал Захаров, - что в ПТУ часто попадают лица, которым больше некуда рассчитывать поступить в более престижное учебное заведение в силу  слабости своих знаний. А в ПТУ, к тому же, часто недобор. Вот среди таких учащихся часто встречаются ребята с криминальными наклонностями. Конечно, нельзя исключать и другие версии, но поскольку сил у нас с вами маловато, да и время поджимает,  то начинать  разработку я думаю с наиболее вероятной.  А версию об участии в грабежах учащихся ПТУ считаю именно таковой,  потому, что в вашем тихом посёлке грабежи начались одновременно с началом занятий в училище, то  есть  с начала октября.
     У Звягинцева снова кольнуло в нутрии, но он продолжал слушать, не перебивая докладчика.  А когда тот  сделал на последней фразе паузу, кивнул лишь головой в знак согласия. Захаров продолжал:
-   Но в училище около сотни учащихся. Кого искать…? Есть две зацепочки: первая: в медицинском освидетельствовании погибшего указан его рост – 176 см.
Записано так  же, что удар нанесён тяжёлым предметом, предположительно – кастетом, в области  темени. И у остальных пострадавших  аналогичные заключения. Давайте проведём с вами небольшой следственный эксперимент.  Итак, рост пострадавшего 176 см.  Это почти мой рост.  Костя, а какой у вас рост?
- 169.
-   Отлично! Сейчас давайте, Костя, я привяжу к вашей ладони вот этот теннисный
Шарик, -- сказал Захаров, доставая его из кармана,. Он будет служить нам вместо кастета.  Захаров бинтом закрепил шарик на Костиной ладони.
-     А теперь, Костя, имитируйте на меня нападение со стороны спины.
А вы, Аркадий Степанович, фиксируйте точку прикосновения шарика на голове. Готовы?  Начали!
      Захаров повернулся к Косте спиной, а тот  произвёл имитацию  удара.  Удар пришёлся в затылочную часть головы.
-   Вот видите, Костиного роста не хватает, чтобы дотянуться до темени. Аркадий Степанович, сделайте, пожалуйста, Косте под ноги подставку из книг, а если  потребуется, увеличивайте  её до тех пор, пока шарик не коснётся темени.
       Звягинцеву пришлось трижды подкладывать под ноги Косте книги, пока шарик не коснулся нужного места.  Захаров попросил Костю оставаться на месте, а сам достал из своей объёмной сумки рулетку и вместе со Звягинцевым замерили
 Костин рост вместе с подставкой. Получилось 189 см!
-   Вот это и будет условный рост одного из преступников, - сказал Захаров, и улыбка осветила его лицо.
-     Но нападающий мог ударить и с боку, - возразил Костя.
-    Костя. Но пострадавшие утверждают, что не видели нападающих, хотя  степень  опьянения,  как  у вас записано в протоколе, позволяла им контролировать себя и дорогу.  Следовательно, нападение было совершено со стороны спины.
     Результат  эксперимента окончательно вычеркнул у Звягинцева неприязнь к приезжему следователю. Ему было и стыдно, что он не додумался до такого простого эксперимента, и в то же время был рад, что появилась улика, которая придаст делу  новое ускорение.
-     Хорошо!  Принимается! – сказал Звягинцев и пожал Захарову руку. А что из себя  представляет вторая зацепочка?
-   Вторая? Вот этот клочок бумажки, - ответил Захаров, раскрыв коробок из-под спичек, в котором лежал, успевший немного подсохнуть, бумажный обрывок, похожий  на автобусный билет. Этот билет мы нашли с Костей, осматривая последнее место нападения, Но его состояние таково, что без специальной аппаратуры нам его не прочесть. Требуется экспертиза
-     Валерий Иванович, а вы уверены, что этот билет имеет отношение к преступлению? – спросил Арефьев, Ведь вы нашли его в метрах  пятнадцати – двадцати от места нападения.
-     Конечно, нет, Костя.  Его мог обронить любой прохожий. Но!.. Я же не зря спрашивал вас про погоду, какая была в день происшествия. А после  просмотрел подшивку вашей районной газеты, где печатается и сводка погоды. Так вот ваши данные совпали с официальными. Так, что преступник мог в тот день выронить его из кармана. А при ваших ветрах лёгкий клочок бумажки  могло унести и намного дальше. Конечно, шанс, что этот билет принадлежит кому-то из грабителей, очень мал. Но мы его всё равно должны проверить. Поэтому, Аркадий Степанович, у меня к вам просьба: прямо с утра переправить билет в криминалистическую лабораторию областного УВД, чтобы завтра после обеда по телефону смогли получить о нём данные. У меня всё.
-    Ну, что, Валерий Иванович, с вашими выводами я согласен, хотя и другие версии исключать пока рано. В настоящее время по негласным каналам мы их отрабатываем.  А с отправкой билета на экспертизу… Костя, вызовите ко мне Тишина. А вы, Валерий Иванович, подготовьте посылку. 
       В дверь  постучали, и в кабинет вместе с Костей вошёл молодень-кий милиционер.
-    Вот, что, Ваня, завтра с первой электричкой поедешь в областное УВД  с пакетом, который через несколько минут вместе с команди-ровочным удостоверением заберёшь  у секретаря. К кому обратиться, она расскажет.
      Когда все вопросы по командировке сержанта Тишина были решены, Звягинцев пригласил к себе в кабинет Захарова и Арефьева.  На приставном столике дымил парком чайник и стояли три чашки, банка с кофе, коробка с рафинадам и домашней выпечки блины.
-    Прошу, друзья за стол! – пригласил вошедших Звягинцев. Время уже вечернее, пора немножко и взбодриться.
       Когда кофе было готово, Звягинцев заговорил вновь:
-     Продолжим наш разговор. С теоретической частью, будем считать, на сегодня закончено. Переходим к практической  Итак, каков ваш первый ход, капитан?

                Продолжение следует.


Рецензии