О психологии власти

1. Против Пол Пота

В середине ХХ века в камбоджийской деревушке Прексбаув родился и жил себе скромный паренек по имени Салот Сар. Большая крестьянская семья, семь братьев и сестер, буддистский монастырь в качестве начальной школы, где четко по расписанию медитативная практика, расширение сознания методом коан-терапии, а на десерт - пребольной удар бамбуковой палкой по голове в качестве мотивации к дальнейшему освоению дидактического дзен-материала. Так бы прожил малыш Салот в полуголоде на рисовых плантациях, пытаясь сосчитать хлопки в ударе одной ладонью, если б не увлекся кхмерским вариантом большевизма и не сменил имя на Пол Пота, в переводе с французского – Мастер Возможного, или Политический Искусствовед. [Псевдоним «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» — «политика возможного»].

На счету Салота – Пол Пота около трех миллионов зверски замученных, забитых дубинами, палками и камнями соотечественников всех возрастов, включая вырезанных из материнских животов младенчиков. Он работал вождем кхмерской Камбоджи с 1976 по 1979 год. Что было в его голове, когда ее, головы этой эманации в виде краснокхмерского воинства упорно, методично, ежедневно истребляли всех учителей, всех врачей, всех ученых, всех офицеров и вообще всех с их семьями и детьми никто не знает. Я года два назад слушала доклад кампучийского студента о Пол Поте, так этот 20-летний юноша показывал стеллажи из разбитых камнями черепов высотой с трехэтажный дом. Голос его звенел и срывался. Он сказал: это никому невозможно забыть, потому что невозможно понять. Вы со своими гражданскими войнами и  террорами даже представить не можете, что пережили наши деды и родители, когда весь Пномпень, два миллиона его жителей, полуголыми без единой крошки риса выгнали из города в трудовые лагеря, где они теми же миллионами и умирали в грязи, боли, лихорадке. Тощие скелеты-барабаны, по которым надсмотрщики упражнялись выбивать бесконечную дробь палками и дубинками. Пол Пот уничтожил две трети населения собственной страны. Камбоджийцы говорят: он подверг геноциду свою собственную страну, это безумие вообще никогда не приходило в голову ни одному тирану-параноику. Даже Нерон с Гитлером желтели бы от зависти. Он делал это не из-за ненависти и мести, не потому что рожден был маньяком. Он им стал. Ибо обладал тем, к чему совсем по-ницшеански стремится живая и алчно чавкающая природа человечества – к абсолютной власти. И если власть по определению это искусство возможного, то абсолютная власть – это искусство невозможного как непереносимого и немыслимого в объемах полученной политической силы.

Так, жестокий мальчик, получив «во власть» котенка забивает его из любопытства и врожденной страсти к познанию: а как это, когда ты берешь эту маленькую жизнь и делаешь с ней что хочешь? Или у Эриха Фромма в Искусстве любить, где он приводит случай с русским крестьянином, «топчущим барина до смерти в течение многих часов, только лишь затем, чтобы обнаружить душу у медленно и больно умирающего человеческого существа». Если б убил быстро, не увидел бы, где эта душа его прячется, как ведет себя когда затаптывают… он нащупывал душу сапогом. И камбоджийский политический искусствовед – тот же мальчик, тот крестьянин с сапогом, только в руки ему попал не котенок и даже не барин – целый десятимиллионный народ, у которого надо было найти, выкорчевать и переделать душу. Это всё ради мечты, ради красно-кхмерского социального рая, чуда, сотворить которое мог только добрый волшебник: ведь только добрый волшебник может справиться с чудовищным злом внутри себя ради будущего всеобщего счастья. «Я сначала поменяю народ, а потом поменяюсь сам, мы будем расти все вместе». Пол Пот был властен поменять народ ибо прежний ему как-то не очень нравился. Народ не был готов к счастью, Салот Сар – был. Он не ответил за свои злодеяния при жизни, умерев от сердечной недостаточности (по другим сведениям от рака), успев сказать, что ни о чем не жалеет.

Так что же такое эта сила, способная из обыкновенного кампучийского мальчишки сделать серийного убийцу, садиста, людоеда и мечтателя? Что же такое – власть и кого именно она может обратить в Пол Пота, а кого – в Александра Невского; в какой ее глубине содержатся те механизмы, что влияют на кардинальное преобразование человеческой сути в ту или иную степь?

Начиная с Платона человечество искало средство против полпотов, придумывая политию и утопии: власть элит, например, профессионалов-философов. При этом не надо путать платоновских философов с современными: главным качеством платоновских и аристотелевских философов являлась не отнюдь не способность чтить историю философии (ее толком и не было, не успела как следует сложиться), а страсть к улучшению своей души, ума и самоограничению. При этом всё это во имя политической истины: государства. Например, все Утопии слагались горсткой вариантов самолишений, возведенных в универсальный закон, то есть сумму требований к содержанию и регламенту жизни граждан в соответствии с чувством справедливости, - примерно такому же, каким гордились граждане СССР. Принцип един: если ты сможешь ради Общества и Государства держать себя сам в строгих нравственных, жестких физических и актуально интеллектуальных границах, ты – прирожденный правитель. Если нет, и государству приходится ограничивать тебя насильственно вследствие верховенства идеалов социальной справедливости, то ты – подданный, опекаемый и фактически заключенный в своем городе  - «солярий».

Сложно не согласиться с Платоном: уже простая индукция определяет весомое значение мастеров - лучших в любой профессии. Из тысячи гончаров лучшими будут только десять, но именно они знают о профессии всё и способны творить потрясающие шедевры из комка липкой грязи и ржавой водицы. Им подвластны все тайны живорождения из «праха земного», равно как мастера-строители способны возводить ажурные дворцы, парящие в воздухе, в то время как тысячи других – хижины и лачуги. Любых мастеров отличает творческая, наравне с самоистязанием преданность делу и любовь ко всему, что с ним связано: о да, они могут не есть, не пить и даже не продавать свои творения. И вот именно поэтому они – поэты профессии, философы и мастера. Политика – такая же часть жизни, отличная лишь свойством власти, так отчего же именно политике отказано в мастерстве и любовном творчестве? Критерий тот же: любовь во имя Государства – того самого Шедевра, Вазы, Замка, Сосуда, в котором содержится и множится при умелом и любящем подходе благо для всех людей.

Согласно Платону плохими тиранами становятся случайные во власти люди, необразованные, безумные и страстные демоны-ремесленники, не умеющие любить профессию и идеал политического творчества - Государство. Противовесом полит-шайтанам может являться лишь элита или каста с ее жесткими требованиями к профессии и кадровыми отсевами – вот единственное спасение от «полпотов, наполеонов и гитлеров» всех мастей.

Потому основной принцип власти: не допускать во власть случайных людей. Чтобы он работал, надо воспитывать правителей начиная чуть не с пеленок, проводя выбраковку уже внутри касты на предмет выявления одаренных и бесталанных, умных и не очень, нравственных и скоропортящихся претендентов на власть. В любых утопиях этот принцип неоспорим. Его ущербность в известном вопросе: а кто будет охранять охранников? Кто будет гарантией принципа профессиональной преемственности в политике, где никакая компетентная кадровая комиссия не сможет беспристрастно оценить качество представителя власти, ибо по факту находится в его подчинении. Представим этот абсурд: вот на экзамен приходит студент (власть), берет билет, готовится, присаживается за стол отвечать. Профессор (квалификационная комиссия) просит показать билет, почесывает бороду, задает уточняющий вопрос, сам же на него отвечает, вообще на все отвечает, объявляет оценку «отлично», заносит ее в зачетку и поздравляет студента с успешной сдачей сессии. Студент улыбается, садится в бронированный мерседес, мчится во властные структуры, где одобряет повышение зарплат всезнающим и участливым преподавателям.  Но ладно так, еще хуже, когда власть-студента экзаменует не квалифицированный «профессор» а общественное мнение. Ученик присаживается доказать теорему Ферма, а комиссию интересует, почему молоко на пять рублей подорожало а в Швейцарии и в Арабских Эмиратах живут в тысячи раз лучше. Никто не оспаривает главный конституционный принцип страны – народовластие, но народ всегда будет выбирать того, кто нравится большинству (а это у нас женщины среднего возраста с креном 50+). Напомню, что женщинам среднего и старшего возраста нравятся суровые но обаятельные, кипящие маскулинной энергетикой мужчины, знающие как снизить молоко и повысить материальное и гормональное благополучие всем и сейчас.

2 Вариант второй: воспитание преемников авторитетом действующего правителя.

Марк Аврелий написал потрясающей ясности моральный императив императора своему любимому отпрыску Коммоду: «умей ограничивать свои страсти и работать ради благополучия людей, ради государства». Тот как был монстром, рыскающим лишь по своим интересам, так и остался, испортив после отца все что можно. Злобный, мелкий, мстительный и алчный чертик. А ведь бывал воспитан любящим папой, обласкан и нравоучен, огражден и защищен великой отцовой властью ото зла всякого да лихого. Значит, не только в воспитании дело, а любовь и забота великих о чадах своих всегда приносит обратный результат для чад и государств, остающихся у них в заложниках. Вот зато Екатерина наша Великая получила совсем иное «воспитание» при дворе матушки Елизаветы Петровны: юную немочку замораживали недоверием и нелюбовью, она пряталась в чуланах и темных углах с книжками в руках в то время как наследник-муж вынашивал планы избавиться от нее и «жёг» с любовницей. Бедная принцесса на бобах испытала все тяготы жизни и обструкции, готова была уйти в монастырь или вообще – уйти, пока как-то случайно и нежданно не нашелся выход. Екатерина Алексеевна – не идеальная императрица, но все же в международный делах и в чувстве к своей второй великой Родине ей равных не было во всей истории Российской империи.

Политика – это единственная профессия, где опыт не передается, но только лишь приобретается собственным трудом, ошибками, достижениями, везением, случайностями и способностями. Политика – единственное место где теория полностью бесполезна, а практика действует лишь на тех, кто может ее творчески преобразовать в теорию, идеологию и мотивацию для большинства граждан.

Отличие политики от гончарного дела: горшки и вазы можно продать на рынке, и цена изделия зависит от его качества и красоты. Политика создает продукт, отличающийся от горшка неочевидностью и необъективностью пользы: то, что полезно рабочему, не полезно олигарху; что полезно пенсионерам, не всегда полезно крестьянам. В горшок можно посадить цветок. В политике можно посадить только политика, но это мимолетное и сомнительное удовольствие. В гончарном искусстве ценны произведения, вещи. В политике ценны люди особых уникальных качеств; но обычно это понимают после того, как эти люди вместе с их способностями уходят в историю.

Выходит, принцип профессиональной фильтрации и жестко-кастовое образование философов-управленцев остается лишь моральным идеалом и не работает в большинстве случаев. Ибо заставить его работать может лишь человек, нравственные убеждения которого в целом соответствуют указанному нравственному идеалу. И если он случайно или по обстоятельствам попал во власть, то обществу или государству повезло. Если не попал – то повезло только тому, кто не попал. Сделать этот принцип универсальным означает ввести недемократические законодательные ограничители для претендентов на различные должности от губернаторов до Президента. Их нужно: тестировать по всем отраслям общественно-полезного знания, определять уровень интеллекта, способности решать сложные тактические и стратегические задачи. Кандидатам обязательно нужно: уметь убеждать, разъяснять, нравится обычным людям, иметь не очень высокий доход, быть зрелым мужчиной, по ночам читающим Карамзина, Ключевского и Хокинга.

Ясно, за подобные поправки в Конституцию никто не проголосует, ибо налицо дискриминация по всем признакам. Остается только одно средство: воспитание всего общества по морально-нравственным канонам, максимально приближенным к высоким профессиональным запросам безупречной власти.

3. Ограничители или самоограничители власти?

Макиавелли как известно был не только отцом-основателем современной реал-политики.  Он был представителем той же когорты «за элитарность власти». С одной оговоркой: не за профессионально-кастовую элитарность, но монархическую. В монархической модели нет возможности выбирать лучшего из лучших, здесь человек во власти задан изначально как генетический факт. Николо, понимая всю слабость этой модели, подошел к делу слишком серьезно, от чего и пострадал. Он взял на себя обязанность обучать государя делу государеву. Дескать, управлять государством, даже применяя «специальные средства» против крамолы и мятежников можно, но только там и тогда, где и когда эти угрозы могут реально повредить людям и обществу. То есть не ради себя, монарха, надо казнить и тайно уничтожать негодяев-заговорщиков по месту их преступления, а ради страны, которой правишь. Эту в общем-то понятную и простую истину «не за себя, а за страну можно все по принципу цель оправдывает средства», Макиавелли и не простили, подвергнув опале и остракизму. А зря, он был изобретателем второго принципа власти, возможного при монархии или иной форме единоначалия.

Принцип второй: при отсутствии элиты ограничителем власти может являться только сам государь (руководитель). Идея самоограничения государя зиждется на требовании работать во благо государства и народа, часто против своих личных интересов. Слабостью данного принципа является невозможность гарантировать постоянство действий государя, тем более что здесь отсутствует принцип профессиональной преемственности и универсальности, распространяемой на всех представителей элиты. Государь несет ответственность только перед своим зеркалом. Вследствие этого многие из государей предпочитают формировать себе элиту как совещательную группу из наиболее доверенных и близких лиц. При этом данные лица необязательно известны широкой публике и порой они даже гос.должности не занимают. Раньше такого рода группы назывались «ближний круг», «негласный комитет» и т.д. Сейчас это теневые кабинеты, кланы, сферы влияния.

Теории заговора, золотого миллиарда (теперь двух миллиардов), цифровой глобализации, однополярного мира, кланы Ротшильдов и Рокфеллеров, тайной и волосатой руки… Во всем этом есть потребность, ибо общество, интуитивно создавая таинственные властные ордена тем самым требует единообразия и прогнозируемости поведения людей власти, охваченных корпоративной этикой и квалификационными требованиями к профессии. Люди хотят оставаться уверенными, что завтра их президентом не станет психопат типа Брейвика, скрытый мизантроп, влезший во власть ради очищения человечества от человечества. Они желают наделять заседающую за их спинами страшную, но умную элиту способностью вести отсев брйвиков и полпотов ну хотя бы из соображений собственной безопасности и причастности к глубоким мировым процессам добычи нефти, людских душ и золотых тельцов. То, на что неспособно человечество в целом в силу некомпетентности и зацикленности на своих частных проблемах, должно быть в руках тех, кто смог «туда» пробиться. В ядерный век люди готовы простить тайной элите то, чего ранее не прощали инквизиции и иезуитам. Элитаризм, сверхбогатство и бесконтрольность, неочевидность самого существования этой «мировой правящей элиты». С тех пор как было изобретено разделение труда и мир осознал фундаментальное значение его результата в виде прибавочной стоимости и умножения эффективности, вопрос об эгалитарности был снят. В поединке Мастер против Толпы побеждает первый. Он же и собирает под себя элиту – профессиональное подспорье, явным и тайным образом способное контролировать, регулировать и компетентно управлять громоздкой государственной машиной.

Впрочем, перефразировав известную идеологему суммируем:

Хороший Мастер делает хорошую элиту, хорошая элита делает плохого мастера. Плохой мастер делает плохую элиту, в результате кризис, революция и война. Все рушится. Приходит хороший Мастер и делает хорошую элиту.

В сельской местности на этот счет сказали бы «начинай, дурак, сначала».

4. Вариант панацеи: Игнатий Лойолла и иезуиты.

Пожалуй, единственной очевидной попыткой создать мировую универсальную, профессиональную религиозно-интеллектуальную элиту была у Игнатия Лойоллы в 1540-х годах и, отдать должное, отчасти его идеи увенчались успехом. По всему миру создавались школы, образовательные центры, иезуиты воспитывали и образовывали сильных мира всего, да и всех остальных вместе с ними. Этот амбициозный фанатик-аскет умудрился охватить сетью своих учебных заведений для фабрикации политических, научных и образовательных элит почти весь мир, включая колонии Англии и Франции в Северной Америке. Долгое время, почти триста лет дело его мозга и души жило и почти процветало на всех цивилизованных континентах, но затем пришла рыночная экономика и все испортила. Основной принцип рыночной экономики: деньги вместо знания. В пору стихийного и пиратского накопления капитала выигрывают бомбилы, вышибалы и разбойники коим как известно чуждо трепетное отношение к сакральности высших знаний. Книжки – не лучшие помощники в деле вышибания денег из окружающей действительности. Величественное многофункциональное и всеохватное здание Лойоллы обрушилось тихо и незаметно вследствие создания всеобщих и всесословных образовательных систем, где во главу угла ставился отнюдь не принцип воспитания и образования элит, а принцип профессионального, на потребу рыночной экономике и технике, всеобщего просвещения. Знания ради денег – новый капиталистический принцип уничтожил то, что последователи Лойоллы строили с таким непомерным трудом.

Новую элиту стали составлять люди иных когнитивных и физических качеств: сумевшие поставить волевыми качествами законы рынка себе во благо. Их психические содержания крайне отличны от содержаний Игнатия Лойоллы или Франциска Ассизского. В нашем, капиталистическом обществе власть отнюдь не сакральна, власть – это бизнес со встроенными долгосрочными гарантиями материального благополучия, необходимого Семье. Естественный отбор капиталистических джунглей уже триста лет назад сформировал образ бизнес-акулы, человека, способного «прогнуть под себя мир»; при этом его моральные качества – дело его личного выбора. Есть они или нет, особого значения этот факт для бизнеса не имеет. Он сам формирует весьма по-ницшиански формулируемые моральные принципы, более схожие с моралью уголовной, требовательной к корпоративной ответственности, но не к любви. Мораль бизнес-уголовная, это мораль раненых, битых и мозолистых, недоверчивая, хищная, актуальная к деньгам и материальным благополучиям. Бизнес обычно не дает человека, он дает биологическое приложение к рынку и соответствующую его атрибутику в виде высокой адаптивности, комммуникативности, малой начитанности и скудного интереса к знаниям, зато высокой игровой интеллектуальности.

В подтверждение этой мысли возьмите книги «Время Березовского» и «Тюрьма и Воля» - М.Б. Ходорковского. Как вспоминают знавшие Бориса Абрамовича люди, у того дома никогда не бывало библиотек. Вообще книг не было, Березовский не читал либо читал так мало и только то, что касалось его непосредственных интересов – политической интриги и денег как главного аргумента в игре. Ходорковский в свою очередь пишет, что в бытность олигархом читать ему особо было некогда и в определенной степени он может быть благодарен тюрьме за то, что именно там прочел множество книг и даже увлекся писательством.

Потому современные клановые бизнес-элиты – это отнюдь не фактор безопасности для отдельных государств; но лишь фактор безопасности общецивилизационного характера, ибо его интересуют крупные карты и фишки: глобальные ресурсы. Рынок как эталон современных экономических отношений стремится к централизации и большей упорядоченности, поэтому стремление бизнес-элит к единению и поддержанию статуса Единого Полюса управления планетой – суть закономерность, имманентная капиталу, не ведающему границ. Любое усиление региона может здесь расцениваться только как беда, коей, по- Бжезинскому, необходимо противопоставлять преждевременные заслоны, барьеры, а то и вовсе дробить-уничтожать силами собственных народов и цветных революций.

Возврат к идее профессиональных полит-элит, работающих на национальные либо комплексные проблемы возможен с учетом одного субъективного фактора. Хороший Мастер подбирает элиту под себя, чтобы удобно работалось и не переживалось за удар в спину. Отличный Мастер делает элиту для страны, для будущего своей Родины: организует университеты, проекты, отсевы и выбраковки, ищет в силовых и иных патриотических структурах, тестирует, экзаменует, учит, увольняет и назначает.  При этом ждет удара в спину, предательства, недовольства и срыва всех проектов.

Проблема в том, что иные механизмы здесь не работают и работать не будут. Что ответственность за будущее – только в руках пресловутого «человеческого фактора», а это крайне зыбкое обстоятельство для надежд и чаяний о светлом будущем. Проблема в том, что Мастера никто не может этому научить, он учится сам на своих ошибках и достижениях; но он непроницаем как Будда, поэтому никто не может быть уверен в завтрашнем дне, во всяком случае те из нас, кому до этого дна есть дело.

И все же страсть наша к синтезу требует скрестить «ужа с ежом», принцип, положенный в основу Игнатием Лойоллой (обучение способных к обучению для дела управления) и воспитание всего общества через призму национальных интересов и традиций. Тому и другому варианту противостоит психология и экономика конкурентной техно-капиталитстической глобальной цивилизации, что делает задачу практически невыполнимой.

Возникает вопрос: можем ли мы в своих поисках обратить природу и биологию власти себе в пользу? Может быть, там кроется панацея для нормального стабильного будущего, так страстно желаемого всеми нами?


5.   Психология и биология власти

Ницше полагал власть символом естественной страсти человека к полной самореализации себя; началом власти является факт признания себя способным быть над: обстоятельствами, чужой агрессией и злобой. Ницше писал о себе. Он был одинок, смешон и нелеп в своем безумии и его смелость была сродни отваге пилота, тарянящего истребитель врага: я обладаю абсолютной властью сказать людям то, что им невозможно услышать. Для него власть не была искусством и чисто политической сферой – она была смыслом жизни, самой ее возможностью в мире социальной шизофрении, коя от индивидуальной психопатии отличалась массовостью и организованностью рабов, рожденных для того, чтобы никогда не узнать что они – люди. Напомню, то было начало капитализма и разделения труда, - и уже такая безысходность…

Сегодняшние представления о власти сродни мягкому варианту социал-дарвинизма; власть стала прилагательным к базовым человеческим инстинктам. Мы все: а) высокоорганизованные животные с оригинальны когнитивным статусом, б) как и другие стайные животные, мы живем в сложных иерархических взаимосвязях, стремясь вверх по статусной лестнице. Лесенка же суть иерархия  доступов к ресурсам, распределяемым пропорционально «высоте» очередной ступеньки. Иначе, чем выше ступенька, тем больше богатства, возможностей и счастья выпадает на долю карабкающегося индивида, ибо каждый шаг вверх прибавляет серотониновый кайф ему в кровь и остальные органы. Серотонин, гормон счастья, химический «пряник», который мозг дарит человеку, добивающемуся поставленной цели во имя своего благополучия и долголетия. Мы прочно повязаны личной химией с вариациями статусных уровней и прослоек; наш мозг еще до принятия решения знает, как нам будет лучше и поощряет любое движение в пользу жизни, стабильности и власти, всё это способной обеспечить.

Биолог Марк Хаузер в «Моральной грамматике» пишет, что мораль есть необходимое следствие сложных способов взаимодействия между животными, где потребности обеспечиваются коллективными усилиями всех особей. Мораль указывает правильный вектор деятельности сообщества. О том же – Доукинз в Эгоистичном гене. Нет альтруизма господа. Если я хочу, чтобы собрат помог мне добыть связку бананов на дереве, путь к которому пролегает через землю леопардов, я должен почесать ему брюхо. Тот одобрит мой грумминг и согласиться сопровождать меня; мы отобьемся от кровожадных монстров. А еще лучше, если я почешу брюхо тому товарищу, который подговорит вожака отправить в банановый рай все племя. Наша эмпатия вырабатывается той же лимбической системой, организующих зеркальные нейроны к восприятию боли и страданий собрата для того, чтобы мы могли помогать друг другу добывать, защищаться, обниматься и находить искомое быстро и без особых затрат. Ты – мне. Я – тебе. Современная нейробиология и психология давно преодолели метания Достоевского относительно русской души, да и вообще метания по поводу и без повода, поскольку повод зашифрован уже в генах амебы. У нее тоже есть власть, но в отличие от Раскольникова нет проблем с «убийством процентщицы», ибо она просто вытолкает ее без всяких внутренних мук и проклятий. Поскольку условной «властью» обладает та особь, которая на данный момент времени «захватила» больше питательной среды и действует там более-менее сыто и свободно. На какой-то период  времени она вытесняет конкурентов и организует стабильную жизнь в своем ареале для себя и своего потомства. Затем ситуация меняется и ее вытесняет более сильная соперница. Но в сложноорганизованных структурах и власть и мораль взаимодополняют друг друга общей генетической базой – жизнеутверждающим принципом.

Жизнеутверждение – вот базовый принцип власти как способа и способности выживать и делать свой мир лучше. То есть жизнеспособнее.

Каждый организм включен в процесс создания, формирования и раскрытия власти, именно на основании того, что он – живой. Но, естественно, на разных иерархических уровнях бытия. Возьмем трудный случай: животных-одиночек, например изгоев. Изгнанные из стаи волки внешне свободны от власти, ибо она по очевидным обстоятельствам является атрибутом группового образа жизни. Естественно, чтобы выжить, волк должен учитывать любую вероятность получения ущерба от внешней среды, рассчитывать свои силы, в основном неравные на этой агрессивной к нему чужой территории, искать себе союзницу (союзников) и контролировать ту часть пространства, которую сможет использовать в качестве ресурсной базы без смертельного риска быть убитым. Таким образом, волк-одиночка сам себе и «царь и раб», и от того, насколько эффективно, «умно», тактически выверенно он будет образовывать свою жизнь в условиях агрессивной среды, настолько длительнее и безопаснее станет его выживание.

Иным словами одиночество, неважно социальное либо психологическое (депрессия, фрустрация)  проявляет потенциальную возможность человека организовать «стадо» из конструкции «я» -  мир или «мой мир» - «мир внешних обстоятельств»; и в том случае если он сформирует жизненно-важную иерархию власти в этой схеме, он выживет. То есть в его власти «назначить царя» и подчиненных, определив во имя каких целей вообще это ему нужно.

Образ «царя» – это способность решать что-то о своей жизни в любых условиях на основании ведущего инстинкта – выживания и с учетом реальных, агрессивных, угнетающих или даже угрожающих жизни условий окружающей среды. Чем опаснее среда, тем больше «царя», то есть когнитивного конструкта выживания и преобразования этой среды в своих интересах должно быть в голове узника. «Раб» - это лишь функция поднесения ложки баланды к губам в час обеда, раб – это поиск веревки для того, чтобы повеситься в состоянии очередного бунта против тяжких условий существования.

В культовом фильме «Жизнь прекрасна» главный герой, заключенный в нацистском концлагере со своим маленьким сыном, властен сотворить невозможное: во имя спасения сынишки он преобразует внутренний мир мальчика, убедив его, что всё происходящее с ними – суть такая жесткая игра, где главный приз – танк – достанется тому, кто четко и верно выполняет все правила. Благодаря последовательной и любящей тактике отца, мальчик выживает и в самом деле «получает» танк: малыша поднял на броню освободивший его советский танкист. Сам отец погибает, до последней секунды играя роль веселого Арлекино в часы массовых расстрелов заключенных. Что ему пришлось пережить во имя жизни сына, кроха узнал только после победы. И победителем он стал только потому, что, несмотря на гибель, победил его отец – упрямо преобразуя действительность концлагеря в душе своего ребенка.

Следовательно, базовый властный ресурс – это сила, с помощью которой человек реализует свои решения в том числе и вопреки сопротивлению окружающей среды, других людей и обстоятельств зависит от уровня распорядительных, административных и организационных полномочий и сопряженной с этими уровнями силой в виде: членов семьи, друзей, коллег, внутренних силовых структур, вооруженных сил. И, если вы на самом дне статусной иерархии, то единственный ваш ресурс – ваши собственные силы, как физические (отбиться от сокамерников в тюрьме, от дебоширов в темном парке) и психические (преодолеть трясину алкоголизма или наркомании, заставить себя не отчаяться в случае тяжкой болезни, парализации и найти выход в компенсаторной замещающей деятельности), так и когнитивные (освоить посильную полученной травме творческую деятельность, профессию). 

Человеческое сообщество отличается тем, что иерархичность у нас не стационарно-герметична, а скорее напоминает паутину, постоянно выстраивающую новые гибкие связи и направления движения. Множество вариантов самореализации в творчестве, науке, искусстве, общении по интересам снимают жесткую иерархичность, способствуя обретению смысла жизни в зависимости от заданностей, способностей и обстоятельств. Постой пример: если я не смог справиться с административной работой, то вполне вероятно я смогу многое найти для себя в гончарном деле или бизнесе. Я выбираю свой концепт власти и, что интересно, он находится в том случае, если у человека имеется интуиция к добру. Она выражается в требованиях и желаниях: приносить пользу себе и близким, сделать жизнь чуть счастливее несмотря ни на что, помогать людям, быть рядом и т.д.

У животных все-таки чуть иначе. Например, гибкость политической системы в стае павианов достигается путем мятежей против неопытных либо чрезмерно агрессивных вожаков. Когда молодой сильный наглец узурпирует власть, двое-трое мудрых самцов, «сговорившись» устраивают мятеж и изгоняют «глупого» лидера числовым превосходством. Павианов как и людей роднит отсутствие очевидной традиции в передаче власти и силовой режим в случае попадания во власть «громилы». Но у людей имеется козырь: способность к прогнозу и обучению, и историческому мышлению, чего категорически нет у обезьян. У приматов в распоряжении только два варианта решения конфликтов, в том числе и смертоубийственных: изгнание плохого вожака и … любовь.

Да, любовь. В стаях шимпанзе бонобо проблемы статусов и вообще коммуникативно-психологические проблемы решаются с помощью ласк, нежных объятий и «любви»: так обезьянки гасят только начавшиеся конфликты чуть не на стадии их зарождения [Де Вааль Ф. «Истоки морали: в поисках человеческого у приматов»]. Некоторые последователи де Вааля небезосновательно полагают, что врожденный очень многим представителям Хомо Сапиенс пресловутый женский мазохизм, гуманизм и либерализм суть генетический  «презент», доставшийся от общих наших с бонобо предков. Там тоже безмерно ценят жизнь и условную свободу «самовыражения» каждой особи. И во имя этой ценности соглашаются на самые экстравагантные и даже не совсем стандартные способы любовного разрешения конфликтов и «войн». Во многом такой тип социального поведения характерен для Европы с ее многочисленными свободами.

В отличие от бонобо, человек наделен по меньшей мере четырьмя способностями любви: родительской и дочерне-сыновьей, эротической (влюбленность), творящее-рождающей (муж и жена, семья и ее ценности) и нравственной. Нравственная любовь основана чувством сопричастности крови и пространства, красоты и уникальности мира, в котором человек родился и живет, вместе со всем его содержанием. Нравственной является любовь к творчеству, красоте вообще, вообще к поиску необходимого для жизни и ее цветения. Нравственна любовь к Родине: она сложна множеством свих ассоциаций: это дом, семья, любимые и родные люди, пространство своей земли и красоты в ней, ее географии и уникальной истории. Подобного чувства у животных нет. Да и у людей это качество приобретаемо, а не имманентно. У идейных глобалистов например чувство родины атрофировано в силу естественных причин. Но нравственную любовь можно воспитать, приобщить к ней, погрузить в нее.

Нравственная любовь – это мощнейшая стена против парадокса Келтнера.

Философ Дачер Келтнер в книге «Парадокс власти. Как обретают и теряют влияние» определил власть как возможность изменить окружающий мир, воздействуя на других людей. Однако здесь же скрыто ядро парадокса: «Суть парадокса власти состоит в следующем: мы добиваемся власти и меняем мир благодаря лучшему, что в нас есть, однако наша худшая сторона приводит к падению с вершины власти. Мы приобретаем способность менять мир, улучшая жизнь других, но само обладание властью и привилегиями проявляет в нас худшие качества, делает похожими на импульсивных, несдержанных социопатов». Иначе, функциональная сторона политической власти, а именно действенная взаимосвязь статуса, его ресурсного и силового содержания, вместе с возможностями положительной общественной деятельности рождает «сатанинский соблазн души», что в свою очередь приводит к войнам, трагедиям общечеловеческого масштаба, кризисам власти и ее обрушениям в конечном итоге. Именно здесь рождается личностный компонент политической власти, обнажающий ее категорическую уязвимость и фактическую невозможность нейтрализации этой уязвимости системным образом. Именно здесь рождается цинизм власти, ее вычурно-стратегемный стиль мягкой силы. Бей по уязвимому, убивай, где не ждут, разделяй, дроби, властвуй [Грин Р. «48 законов власти»].

Для того, чтобы противостоять парадоксу, необходимо:

- мотивировать, побуждать, принуждать потенциально способных людей с раннего возраста понимать власть через нравственное отношение к людям. Объяснять, писать учебники и методички, о том что настоящей целю человеческого общества является производство благ, справедливое распределение доходов и стабильное существование как общества так и человека. Эта цель рационализируется в системе власти теми задачами, которые определены ею как а) регламентация общественной (государственной) жизни легитимными, морально-правовыми средствами во имя поддержания порядка и стабильности против радикальных нарушений, ведущих к войнам, дезорганизации общественной жизни, снижению производительных сил общества, уменьшению доходной части бюджета; б) поощрение конструктивных сил и слоев (групп, организаций, отдельных лиц), способствующих увеличению стаб-факторов в государстве и обществе; в) применение государственного насилия в виде определенных законом военизированных организаций для сохранения порядка и мобильности общества, для наказания виновников нарушений, преступлений, исправления возникших системных и антропогенных девиаций и нейтрализацию возникших проблем.

К отрицательным явлениям относится всё, что мешает власти исполнять свою основную задачу: быть справедливой и способствовать укреплению стаб-факторов в жизни общества и государства. Это прежде всего системные девиации, связанные с противоправной либо противоморальной деятельностью организаций, сообществ, групп внутри государства, рационально либо подсознательно противодействующих положительной динамике развития общества. Также это внешние отрицательные влияния, способные подорвать экономику, ценностную базу сложившейся общественной морали, расшатать и ослабить конкурирующее государство.

Внутренними условиями реализации внешнего деструктивного влияния являются:
- необразованность и самонадеянность  информационного общества, способного сформировать прочное временное общественное мнение, идейно и действенно конфликтное государственному строительству;
- системные девиации, подрывающие веру людей (народа в целом) в способность власти справиться с существующими проблемами и их возможными осложнениями в будущем. К таковым девиациям относится прежде всего коррупция, инертность исполнительной машины, реализующей государственные программы, непреодолимая дихотомия между «знанием об управлении» у обычных людей и знанием об управлении людей власти с учетом дополнительных фактов, относящихся к гостайне и закрытым секторам управления (разведывательная деятельность, деятельность силовых структур и т.д.).
- личностные девиации, обусловленные а) психическими отклонениями генно-социального характера. Это склонность к агрессии, преступности, наркомании, бунтарству, пониженный когнитивный уровень и т.д.; б) обусловленные спецификой деятельности в конкурентной среде. Это «аморальность» свойственная профессиям, смысл которых в получении личной выгоды (бизнес), высокого авторитета, славы и тд (наука, искусство).

Жизнь государства и общества – это производительно-преобразовательный и потребительский процесс, обусловленный действиями как стаб-факторов, так и стерсс-факторов или энтропии в целом на любых уровнях социального бытия.

Сила политической власти в данном случае проявляет себя способностью:

а) предугадывать и гасить внутри,- и межгосударственные конфликты, участие в которых может грозить России серьезными социально-экономическими, культурными и имидживыми потерями;
б) просчитывать и усмирять внутренние источники смут и саморазрушений до того, как они стали реальностью; сохранять общую работоспособность системы госуправления при имеющихся реальных сложностях и упущениях.

Например, несомненным плюсом современной российской системы власти  является «воспитательный процесс» по отношению к состоятельному бизнес-сообществу: за 10-15 лет надо было умудриться из прожорливой хищной стаи соорудить конструктив, одной из главных целей которого является в том числе и инициативная, общественно-полезная  работа крупного бизнеса на государственные и народные интересы. При этом проблемы трения и нарастания энтропии при таких формах взаимоотношения олигархов и государства  являются свойством системы и рано или поздно конечно проявят себя, примерно так же, как они проявляли себя еще в эпоху Ивана Третьего, успешно, но длительно боровшегося с тогдашней олигархической Новгородской республикой в лице Марфы Посадницы и ее семьи, решивших «отчалить» к вольным хлебам Литвы и германской свободы. Иван Васильевич силовым решением пресек это все в 1478 году, и был прав, иначе Новгорода и Пскова в России бы не было.

Или, к примеру, проблема Крыма. Как известно, февраль-март 2014 года разделил российское общество на две достаточно реактивные части: патриотическое большинство, резко и моментально схваченное эйфорией «Крым наш» и либеральное, резко отпавшее в своем негативизме от государственных идей и идеалов меньшинство. Исторически справедливо было решить эту проблему исходя их двух позицией: поставить точку в вопросе о волюнтаризме и нарушении советского законодательства Н.С. Хрущевым, подарившего Крым Украине из-за страха политической расправы; и поставить еще одну точку в процессе окончательного развода с Украиной, на чем всегда стояла сама Украина, захватившая по географическому совместительству в свои руки еще и Севастополь, всегда составлявший федеральное значение и Украине не передававшийся, но отброшенный Ельциным в 1991 году за ненадобностью. Развод – процесс болезненный, но рациональный по отношению к спорному имуществу. Рано или поздно, с учетом намерений Украины продать доходное и стратегическое место под Севастополем, да и сам Севастополь натовским военным базам, выхода у нас не было. Либо сдаться и жить с натовской тактической иголкой, направленной в сердце России, либо как-то решить вопрос. Решить вопрос можно было двояко: войной или миром. Хотя мирным решение о возвращении Крыма с учетом Майдана, разрушения украинской власти и событиями в Новороссии не назовешь, тем не менее и войны не случилось.

Позиция «войны не случилось», как ни странно, воздействовала на умы патриотов: многие из них не согласились с нерешительностью России в отношении ДНР, ЛНР и всей остальной Новороссии, которую могли бы и «прихватить» вместе с Крымом в 2014-2015 году. Радикальные патриоты, которые иногда требуют «решения украинского вопроса» так, как когда-то Екатерина Вторая решала Польский с помощью трёх разделов Польши и устранения ее государственности по принципу «добить во что бы то ни стало» отчего-то забыли, что война – это такое явление, которое убивает прежде всего самое ценное для тебя. Возможно – тебя самого, твоих детей или внуков. Власть каким-то чудом в ту дребезжащую обоюдной ненавистью пору умудрился не допустить «Югоосетино-Грузинского» варианта либо – еще хуже Югославского, 1999 г. на сопредельных России территориях. Неизвестно, можно ли было сделать лучше, но вот хуже сделали бы 99,9 процентов советчиков. Необходимо помнить, что после Грузии «маленькая победоносная война» была бы как раз кстати западным провокаторам ради очередной дестабилизации российского приграничья чужими руками и жизнями. Всем тем, кто до сих пор хочет маленькой победоносной войны не преминуло вспомнить, чем закончилась «маленькая победоносная» Крымская война 1853-1856 гг, «маленькая победоносная» Русско-Японская 1904-1905 гг, и начавшаяся как «маленькая победоносная» Первая Мировая 1914-1918 – та самая, что за сербов-братушек, та самая, что сломала Российскую империю в пух и прах.

История учит только тех, кто учит историю. Желательно каждый день.

При всей кажущейся негибкости модели управления в России, не замечать ее миролюбия и миротворчества невозможно: погашены Северокавказский конфликт, Грузино-Югоосетинская война, тенденции нормализации наблюдаются и Донбасском конфликте, самом трудном с 2009 года. Разгоревшийся недавно Карабахский военный конфликт тоже на сегодняшний день начинает решаться в пользу прекращения стрельбы хотя бы. Сколько жизней мы спасли разруливанием этих сложнейших и пылающих узлов? Сколько душ и умов мы сохранили для России, ее будущего, ее экономического и культурного развития.

Власть – это труд, способный сделать счастливыми огромное количество людей. И столько же людей уничтожить. Это сфера ответственности непосильного человеческого тоннажа. И чем дальше, тем тяжелее будет этот груз. Оружие, войны, конфликты, санкции, энтропии. Очень хочется, чтобы наши дети и их дети жили в нормальном, стабильном обществе, мало задумываясь о смысле и ценности политической власти. Для этого общество само должно выработать «антиполпотовский» фильтр, само стать этим фильтром.

Простой вопрос: смог(ла) бы я спасти ситуацию в то время (?) думается, охладит многих. Может, для претендентов всех уровней власти следует проводить открытые интернет-конкурсы и олимпиады типа «реши задачу о спасении страны в том случае если начинается гражданская война» либо «нейтрализуй террористическую угрозу такими-то средствами». При этом надо вести постоянный онлайн просмотр способов решения, предлагаемых претендентами: пусть народ видит, как будут его спасать в том случае, если...

Власть начинается с человеческой способности заявить о себе, несмотря на сопротивление среды, окружения, друзей и коллег. Но этому нигде не учат. Учат выстаивать, не учат владеть: собой, своими мозгами наконец. Между нами, не умеющими понять власть и «рулить» ею в своем жизненном пространстве и Властью государства – зияющая пустота. Чтобы ее преодолеть, Крымского моста мало. А элиту необходимо выращивать, согласно Томасу Мору и Кампанелле, уже в детском саду. Вопрос: где взять экспертов для отслеживания маленьких умненьких вожаков; - там же где и ответ: в себе самом.

На самом деле будем объективны: ни одна программа по «выращиванию элит» в открытом обществе работать не будет, уже потому что оно открыто, а «профессиональный политик» - это табличка, скрывающая сложную гибридную, дай Бог нацеленную на добро личность с трудным жизненным и профессиональным опытом. Чтобы собрать такую персону, мало ее обучить и воспитать в духе нравственной любви, долга и чести. Она должна вырасти сама, причем вопреки тому, что требует от нее большинство.

Но самое главное – когда она появиться, мы должны ее хотя бы не прозевать и уметь отличать от полит-игроков и прожектеров.

Основная проблема в том, мы не умеем видеть таких людей. Основная задача: научить себя понимать главное значение власти, вытащить себя из инертной массы «вечных детей – инфантилов» и заставить себя же выбирать не умом либо сердцем, а сердцем и умом одновременно. Понимая, что государство – это не «я» и не «он», это миллионы наших предков и миллиарды наших потомков. Понимать, что и за всех них ответственны мы – живущие сейчас.

Панацеи от полпотов нет. Есть всеобщее желание сохранить прошлое, настоящее и будущее в едином целом – в пространстве России. В этом чувстве и заключена наша возможность быть лучше. Становится сильнее, начитаннее, образованнее, талантливее. Только в этом движении может создаться то самое экспертное звено, гражданское общество, основанное нравственной любовью к своей земле. Что само по себе и может стать барьером для полпотов.



Рецензии
Мария,как ребёнок ВОВ,на которой погиб мой отец,не раз видел Сталина на парадах и слушал его выступления по радио,так вот сложилась моя жизнь,мать одна поднимала меня с сестрой на ноги,ей было не легко,мы всегда слушались мать и слушали её разговоры с другими людьми,красивой женщине и ещё вдове с двумя детьми,это не дай Бог кому испытать,ведь находились выродки и среди начальствующих мужчин-коммунистов,которые старались подачками(продуктами,пряностями)купить её,а когда это не действовало,то угрозами,только после войны она вновь вышла замуж за порядочного человека(он как и отец был капитаном)и он очень любил мать,с нами прожил более полувека,мы его так же зовём отцом,он многое сделал для нас,так вот он сам был коммунистом с 1932 года и семьи Орехово-Зуевских большевиков работал с архивами,ещё при правление Хрущёва он мне сказал:"Что страну и Советскую власть развалят коммунисты,так как в партию табунами вступают торгаши,ударники-бракоделы коммунистического труда,настоящие подхалимы и очковтиратели и он с моим дедом всегда говорили,что оклеветав Сталина на двадцатом съезде партии,Хрущёв нанёс подлый удар в спину Советской власти и её завоеваниям,с этого момента и пошло,и поехало по наклонной в нашей стране к трагическому финалу.

С уважением.

Юрий Симоненков   23.04.2023 06:50     Заявить о нарушении
Юрий, благодарю Вас за ваше мнение. В целом с Вами согласна, но есть частности... В общем, мое мнение вы знаете.

Мария Груздева   23.04.2023 09:40   Заявить о нарушении
... а не согласна с вашими словами о том что "страну развалят коммунисты". Страну развалили не коммунисты (Ельцин их вообще запретить пытался в первый год своей власти).

Страну развалили доверчивость, человеческая открытость, в том числе к западной и прозападной пропаганде, подкрепленной определенными социально-экономическими процессами. Неопытность нас погубила, излишний инфантилизм, который, увы - следствие определенных установок в мышлении советских граждан. Где преобладала уверенность, что "хуже не будет" и абсолютное доверие к государству, что оно всё решит, даже если оно, это государство поругаемо всеми подряд и шатается изнутри же.

И Горбачев, и Ельцин, - бывшие коммунисты, публично отрёкшиеся от своих идеалов. Горбачев в ряде западных интервью прямо заявлял, что чуть не с 1986-го желал "мягко разделаться" с коммунизмом в СССР. Правда, якобы развала страны не желал. Ельцин же примерно то же говорил. Оба не считали себя коммунистами.

Коммунист - это человек, вся сознательная (а подчас и бессознательная) деятельность которого подчинена идее преодоления социально-экономической несправедливости посредством методов, способных мотивировать каждого человека к изменению к лучшему в нравственном плане. К методам относится законная деятельность, направленная на создание условий для таких человеческих изменений. Как социальных и политических, так и психологических. Коммунист - всегда интернационалист. А интернационалист он, потому что гуманист и верит в человеческое вне зависимости от национальностей людей - носителей этих важнейших человеческих качеств. Именно поэтому коммунистам нетерпим национализм.

Современный коммунист, как показывает пример Г. Зюганова, может даже лояльно относится к вере и быть верующим человеком, но с прочной опорой на научное мировоззрение. Впрочем, наука не доказала небытия Бога. Потому верующий коммунист, прекрасно разбирающийся в научных теориях - это вариант нормы.

Но более всего коммунист верит в лучшее в человеке. Не в стёбное "лучшее", не в какую-то кальку или внешний образец для подражания. Именно в то, о чем в свое время сказал Сократ. А сказал он, спасибо Платону, о том, что в отличие от всех иных живых существ человек - единственное существо в мире, способное к саморазвитию. К духовному росту от худшего к лучшему. И те, кто это отрицают, кто упорно считает что "люди не меняются" - крайне плохие философы и абсолютно не знающие предмета психологи.

Вот кто такие коммунисты. Они будут убиваться за свою идею, убеждать, писать, подвергаться гонениям и издевательствам. Но идею не предадут. Равно как и Родину.

Мария Груздева   23.04.2023 11:01   Заявить о нарушении
Как-то российский журналист спросил у канадского политика из марксистской партии, почему в России много бедных и несчастных, хотя рынок наполнен всем необходимым? Тот подумал и говорит: -

<<Все дело в людях и в принятых законах страны! У нас в правительстве, политике, бизнесе и среди рядовых граждан тоже есть жулики, лгуны, коррупционеры и откровенные бездельники, но таких у нас до 20%, а остальные добросовестные и законопослушные, самодостаточные и нормальные граждане.

Именно такие объединились в свою мощную политическую партию, победили на выборах, приняли для себя мудрые и справедливые социально-экономические законы, чтобы с равным правом честно и добросовестно трудиться на благо общества, в равное узаконенное для всех рабочее время, у всех было равное право иметь от общества достойные человека ЗАКОННЫЕ нормы необходимых каждому благ для жизни от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации своего труда!

Чтобы каждый честный и добросовестный гражданин имел право на относительно равные нормы таких производимых в обществе и необходимых каждому социально-бытовых благ, как добротное жильё, качественная продукция для полноценного питания и для изготовления одежды от их общего производимого в стране количества, производство которых рассчитывается по количеству населения.

Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, на рабочем месте труда или службы на благо общества в экономике страны по единой и законодательно оформленной норме рабочего времени!

При рынке на производимое сверх принятых в законе норм необходимых для социального благополучия общества! Чтобы те, кто смог заработать, выиграть, украсть или другим способом добыть много денег, не имели возможности лишать других людей способности иметь необходимые каждому базовые средства для жизни!

Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии! Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо нам не наплевать на будущее наших внуков и правнуков, а старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую заслугам перед обществом пенсию как заслужившие благополучную старость!

И мы все счастливо живём по этим законам, следим, чтобы другие их не нарушали и строго наказываем всех нарушителей закона по статьям принятого нами закона. А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития, для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха каждого, и для дальнейшего развития общества, ибо нет предела совершенству!

А у вас в России СЕЙЧАС ВСЁ С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ!!!

Объединены в партию все жулики, воры, лгуны, коррупционеры и откровенные бездельники, победили на выборах, приняли справедливые ДЛЯ СЕБЯ законы с монополией капитала, властью денег, анархией рынка и живут счастливо, а трудящиеся, как послушные наёмные рабы, им служат и позволяют обирать себя по договору с работодателем, не имея иногда даже зарплаты пропорционально труду, не говоря уже о социально-бытовых благах с законными гарантиями по количеству и квалификации труда.>>

Может быть действительно, всё так и есть и нет в России такого народа, который бы мог сплотиться в мощную политическую партию с социально прогрессивной программой развития и победить на выборах...

Марксизм это учение о развитии в обществе гуманности, равноправия и социальной справедливости на основе опыта развития самых социально справедливых форм жизни людей, а не умозаключений и фантазий теоретизирующих умников.

Когда право на труд не гарантирует людям право хотя бы социально-бытовые условия жизни по труду, при его честном и справедливом нормировании по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее в разных профессиях, то есть без гарантий на законные нормы базовых средств для жизни от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации труда, общество справедливым НИКОГДА НЕ БУДЕТ!

Только когда Россия станет обществом, в котором каждый честный и добросовестный человек будет видеть счастливое будущее своих детей и внуков, всё по-настоящему изменится в сторону развития социальной справедливости для счастливой жизни трудящегося населения нашей страны.

Аникеев Александр Борисович   07.10.2023 11:48   Заявить о нарушении
Уважаемый Аникеев Александр Борисович! Но если вам так нравится соцсправедливость по-канадски - то почему вы все еще не в Канаде, где рай и божественная манна с нектаром молодильных яблок капает прям во все поры человеческого, и даже, позволю себе предположить - нечеловеческого организма? Так вот, почему вы все еще здесь - в России? Где вам так сильно не нравится? Где вы свое личное "не нравится" возводите в универсальный закон и проецируете на всех остальных граждан Российской Федерации. Граждан, которые в отличие от вас знают Конституцию своей страны, федеральное законодательство и его правоприменительные механизмы, стоящие на страже соблюдения всех базовых прав и свобод людей, проживающих на территории России. Граждан, которым нравится жить в своей стране - России, даже несмотря на нелегкие времена, на гон и агрессию со стороны запада, в том числе, и возлюбленной вашей Канады обетованной. Так вот, любезный Александр Борисыч - почему же вы все еще не там? Отвечаю: если бы вы были там, то вам и там бы всё абсолютно и категорично не нравилось бы. Ну вот такой вы человек - не нравится вам всё. И куда бы вы ни попали, - там вам тоже не понравится абсолютно всё и навсегда.
Знаете почему так бывает всегда и именно с такими как вы? Потому что вы не знаете психологии, любезнейший Александр Борисович! Ибо, если бы вы ее знали, то поняли бы что человек - существо в целом жизненноактивное, нацеленное на приобретение благ, обеспечивающих по меньшей мере два базовых уровня по пирамиде Маслоу: потребности в пище-размножении и потребности в безопасности. Это по меньшей мере, ибо человеческие потребности безграничны. И ради еды-уюта-шмоток-недвижимости и безопасности он, этот жизненно-активный субъект, готов отнять у вас кусок крипты, комнату ну или обманом втянуть вас и миллионы таких как вы в некое подобие фин-пирамиды МММ. Куда вы, обуреваемый желанием простых, быстрых, но больших денег обязательно поведётесь. А потом, когда поймете что вас обманули, станете сильно переживаете и ругаете власть. Которая почему-то должна защищать вас и только вас даже несмотря на то, что, защити она вас еще раз, вы забудете о своих прежних ошибках и снова впендюритесь в очередное мошенническое предприятие. И снова заголосите на весь мир, что виноваты все, кроме вас и Канады.

Так может, с учетом вышесказанного, проблема не столько в России - сколько в вас и ваших психологических особенностях? А?

Знаете, что необходимо для того, чтобы победил наконец во всем мире вожделеемый вами социализм, а лучше - коммунизм, о чем мечтали классики марксизма-ленинизма? Правильно, нужно основательнейшим образом корректировать вашу, уважаемый Александр Борисович, психику. Ну и психику жизненно-активного субъекта(тов). Как? Лучше всего на добровольной основе. Это когда, допустим, вы, понимая странности своего отношения к собственной стране, причины своего вечного всем-недовольства, решаете обвинять не только правительство, но и - в чём-то - себя самого. В результате находите, что: а) вы очень много не знаете ни в природе управления, ни в психологии, б) решаете заполнить незнание большим количеством по-настоящему продуманных и объективных исследований. Методом рефлексии вы избавляетесь от массы девиаций и изъянов: лени, потребительства, зависти, корысти, невежества, обучаетесь какой-то очень востребованной в обществе профессии, которую искренно любите, результаты которой приносят радость и счастье не только вам, но и тем, с кем вы этой радостью и счастьем желаете поделиться. Не забывая при этом что большинство этих людей - это вы вчерашний. И им тоже желательно было бы понять то, что поняли вы. И когда все они, включая бывших лодырей, неумех, ворчунов, эгоистов, нарциссов, корыстолюбцев, и даже преступников поймут то же, что и вы - измененный и отредактированный, - тогда и наступит коммунизм. С социализмом и социальным государством. Стоп, при коммунизме же нет государства? Впрочем, не стоит об этом. Ибо об этом - научная, а подчас и ненаучная фантастика. Которую я лично все еще люблю, ибо надеюсь. Чего и вам желаю, равно как и побед. Прежде всего над своими проблемами. С которыми никто, кроме вас, справиться не сумеет.

Мария Груздева   07.10.2023 16:27   Заявить о нарушении
Если Вы убеждены, что Россия социально прогрессивная страна, то я убеждён в обратном. Сегодня ожидать внедрение принципов социальной справедливости в России и в прочих социально отсталых капиталистических государствах с политически пассивным трудящимся народом, который трудится ради добывания любыми способами денег - УТОПИЯ!

А в странах, где люди трудятся для удовлетворения своих самых насущных потребностей по общинным принципам гуманизма и взаимопомощи, равноправия и социальной справедливости это уже РЕАЛЬНОСТЬ!

В этих странах на рынке лишь то, что производится сверх норм необходимых для социального благополучия общества!

Там, где развит партийный парламентаризм, где есть мощные и хорошо организованные партии трудящихся масс, все организованные в государство сельские и городские промышленные муниципальные общины самоуправления связаны социально-экономическими взаимоотношениями между собой с целью социально благополучного проживания всего трудящегося населения страны!

А распределение базовых социально-бытовых благ там производится по принятому всем трудящимся народом закону, который гарантирует достойные человека нормы от их общего производимого в обществе количества при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

А в России люди пока для этого не стремятся объединяться, это обирать трудящееся население власть и богатство имущим не мешают огромные пространства России, а организоваться для нормальной жизни мешает жажда наживы самих россиян в каждом регионе страны, где никто даже не собирается налаживать производство и распределение базовых средств для жизни по социально справедливым принципам.

В таких странах с детства учат всех быть честными и трудолюбивыми, благородными и справедливыми, а экономика строится прежде всего для удовлетворения всё возрастающих потребностей трудящегося населения на основе природных ресурсов СВОЕЙ страны!

А в России все привыкли трудиться для увеличения прибыли и доходов власть и богатство имущих. Сначала на царское правительство, а потом на буржуазно привилегированное советское чиновничество, часто получая лишь минимальную зарплату за свой труд без всяких социально-бытовых гарантий.

А власть и богатство имущие всегда живут как при коммунизме, ибо у них всегда в достатке не только социально-бытовые блага, но и коммуникационные, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! А если этого не будет у граждан социально развитых стран, то это уже нарушение естественных прав человека!

В России НИКОГДА не было законов, чтобы с правом на честно и добросовестно нормированный общественно необходимый труд по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее на благо общества, законодательно каждому, независимо от профессии, гарантировалось право хотя бы на социально-бытовых условий жизни не ниже достойных человека норм от общего количества производимых для социального благополучия населения таких социально необходимых каждому благ, как добротное жильё, качественная и привычная для населения основная продукция для полноценного питания и для изготовления одежды.

Где благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый может сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны.

И только с таким социально-экономическим законом бедных среди честных и добросовестных в труде граждан быть не может! Именно такие законы и других заставляют быть честными и добросовестными, трудолюбивыми и благородными, а что в России людей заставит быть такими?.

Именно поэтому там каждый трудящийся человек по закону принятому абсолютным большинством трудящегося населения страны имеет право на необходимые нормы базовых средств для жизни от общей массы производимых трудящимися общества и необходимых каждому для социально благополучной жизни, а не только на зарплату пропорционально труду не обеспеченную никакими законными гарантиями. А значит и добросовестные граждане там бедными быть не могут!

Когда законные социальные гарантии ВСЕХ граждан общества формируются от производственных мощностей, от природных ресурсов страны, от мастерства и добросовестности трудящихся граждан страны, а не только от прибыли и доходов населения, то от этих законов и добросовестности всех граждан зависят условия жизни и всех членов правительства.

Но если они хотят попасть под следствие за противоправные деяния, то это их проблемы! А в социально развитых странах службы обеспечения законности работают добросовестно, иначе и их служащим не поздоровится, если кто-то уличит их в нарушении закона!

Если трудящийся народ избрал эти законы в парламентской борьбе, то будьте любезны все граждане страны подчиняться этим законам!

Иначе за нарушение законов избранных абсолютным большинством трудящегося народа страны последует строгое наказание по статьям этого закона!

Это вам не Россия с её буржуазными варварскими законами.

Сегодня все граждане социально развитых стран, воспитанные в духе древних общинных традиций, редко задаются вопросом, что справедливо, а что несправедливо, они считают, что это и так каждому понятно само собой. Поэтому, отложив рассуждения о справедливости, их всегда заботит лишь польза дела для себя и для народа своей страны.

Подобное устройство экономики в Канаде, второй по величине стране мира, в Дании, в Норвегии, в Швеции, в Исландии, в Швейцарии, в Сингапуре, в Финляндии и в других социально развитых странах, но со своими национальными традициями и социально-экономическими законными гарантиями, которые зависят лишь от природных ресурсов этих стран и от сплочённости трудящегося народа для защиты своих общих интересов жить дружно и счастливо!

О жизни и доходах безработных в Финляндии -

http://proza.ru/2021/01/10/2163

Аникеев Александр Борисович   07.10.2023 16:51   Заявить о нарушении
Ничего личного, чистая политэкономия...

Аникеев Александр Борисович   07.10.2023 17:05   Заявить о нарушении
Я не могу Вам запретить любить Канаду.

Люблю ту Россию, о которой вы ничего не знаете. Ибо все время путаете ее с кем-то, кем она не является.

Настоящая Россия - это идея и философия, литература и история. Это культура искренного и да, порой наивного. Здесь нет ни грамма подловатого воровства, ненависти и слепой мести всего ко всему. Здесь всё еще много православия, пусть даже неотрефлексированного и полузабытого. Хранимого в душах. Здесь Конституция - не оплёванная и опороченная, а действенная и требовательная. Здесь стойкая нравственная позиция, основанная трудным, в том числе и воинским, опытом. Здесь искреннее служение и добрая мечта о победе добра над злом и мира над агрессивной хищнической войной.

Так что езжайте в Канаду. Напишете потом, как вам там... хорошо. Местами.

Мария Груздева   07.10.2023 17:43   Заявить о нарушении
Блажен тот, кто даже искренне заблуждается в своей вере...

Аникеев Александр Борисович   07.10.2023 17:56   Заявить о нарушении
И насчет ваших политэкономических запросов, о которых вы так пламенно печетесь: русский человек, он по типу Карбышева устроен. От врага ему ничего не нужно, кроме победы над ним. Иначе: русский погибать будет от голода и безденежья - денег этих самых не попросит. Скорее последним врага закидает, чтоб тот... переел, перепил и лопнул по итогу. Ну или как-то в этом духе. Для победы ничего не жалко. Ничего. Для победы над агрессивной и вечной, исполненной нутряной ненависти, агрессивной и неуёмной войны Запада против России.

Мария Груздева   07.10.2023 17:58   Заявить о нарушении
Груздева, не надо пафоса!

Честный русский человек, хорошо устроившийся в своей или в любой другой стране, будет честно критиковать недостатки страны проживания и восхвалять её достоинства, но скучать по месту проживания в юности.

Вы, вероятно, родились, выросли и живёте в одном месте, посещая другие места лишь как турист.

Извините, ничего личного...

Аникеев Александр Борисович   07.10.2023 18:14   Заявить о нарушении
Не извиню, ибо одно только личное у Вас. В отличие от вашей Каанады, да и всего запада - русский человек умеет исправлять свой духовный хлам, - перечитайте Достоевского. Впрочем, думаю, вы не любитель русской литературы. Какие-то метания, вера невесть во что, герои какие-то подозрительно похожие на весь смертный грех в одном обличении. Мнительность и бескомпромиссная жесткость ведет вас, - полагаю, вы сотворили немало ошибок в своей жизни. Таким как вы свойственно. Но таким как вы становится легче, если всю жизнь гоняться за ошибками других и видеть в других лишь зло. Что мне Вам на это ответить? Да живите, как хотите, ненавидьте, злитесь, - если это снимает тяжесть с вашей души, если по жизни вам это привычно - чё уж. Мне ли Вас "учить? Не собираюсь. Но, судя по вашим едким замечаниям и комментариям, вы умеете причинять тяжелую боль. Ваша критика уже исправленного (чего вы там понаписали про "ужасы в России) - это отвратительно и больно. Вы жестокий человек. Бог с вами - пусть Он судит.

Останусь блаженной - мне не страшно.

Мария Груздева   07.10.2023 19:25   Заявить о нарушении
Крах тоталитарных большевистских режимов в СССР и в Восточной Европе вызвал некоторый кризис левой идеологии в этих странах. А вот социалисты и социал-демократы многих западных стран, особенно скандинавских, достигли больших результатов в обеспечении социальными гарантиями своих народов и многие наши туристы хорошо видят их достижения!

Сегодня различия между социал-демократами и другими демократическими партиями социальной направленности постепенно стираются. В «Социал-демократическом манифесте» 1999 года, который подписали английский лейборист Тони Блэр и немецкий социал-демократ Герхард Шредер, перечисляются главные ценности этой идеологии: «Честность в отношениях, общественная справедливость и равенство возможностей по способностям, солидарность трудовых коллективов при свободе отстаивать свои общие интересы, дружеское отношение к другим людям».

Сейчас главными ценностями, которые провозглашают социал-демократы, являются социальная справедливость и свобода от какого-либо угнетения. Основные принципы и задачи социал-демократии - это защита законных прав и свобод человека, ибо прав и свобод без законов не бывает, а также стремление к равноправию и равным возможностям с искоренением какой-либо дискриминации при развитии «государства всеобщего благосостояния».

Кроме этого провозглашается политический и идеологический плюрализм, социально ориентированная экономика и государственное регулирование рынка с целью снижения любого социального напряжения. При этом постоянно сокращается разрыв между богатыми и бедными, увеличивается помощь многодетным семьям и пожилым людям, растёт число рабочих мест по обеспечению населения необходимым и многое другое для улучшения жизни населения.

Находясь у власти или оставаясь в оппозиции, социал-демократические партии имеют реальную возможность добиваться некоторых реформ, отвечающих интересам честно трудящегося населения. Часто социал-демократия решается использовать мощь организованного рабочего движения для наступления на хищнические традиции капиталистов, принимают более прогрессивные законы и применяют их по отношению к недобросовестным хозяевам средств производства.

Для сокращения в обществе «паразитического» слоя безработных и малообразованных людей, живущих на налоги добросовестных граждан, во многих странах организуются курсы по приобретению новых профессий, по повышению квалификации, ужесточаются меры к злостным нарушителям социальных законов вплоть до переселения под жёсткий надзор в благоустроенные трудовые исправительные лагеря и прочее...

Поэтому общество с коммунистическими принципами развития будет возможно только там, где трудящийся народ хорошо сплочён и организован для построения такого общества, где с правом честно и добросовестно трудиться на благо общества по своим способностям, абсолютным большинством народа страны будет принят Закон, который определит каждому честному, добросовестному и законопослушному гражданину право не только на достойные человека нормы социально-бытовых благ от их производимого в обществе количества по количеству и квалификации своего труда, но и право пользоваться всеми необходимыми средствами коммуникации! А это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! А на рынке лишь их конечный устройства, если не устаивают их стандартные или общественные формы и то, что производится сверх норм необходимых для социально-коммуникационного благополучия общества.

И именно поэтому в обществе и должны быть службы обеспечения законности и правопорядка!

При всех других общественных законах это УТОПИЯ, ибо разные идиоты при любых законах всегда и везде были, особенно где получали распространение жажда наживы и бесправие, беззаконие и наркосодержащие вещества.

Аникеев Александр Борисович   24.10.2023 09:22   Заявить о нарушении
Знаете, почему ваша социал-демократия и прочий нормальный марксизм не может состояться? Потому что вы используете его идеи как трибуну, платформу для прыжка во власть. Вы - такой же как все кто искал, ищет и находит себя во власти так, как предприниматель в бизнесе.
Вот читаю вас и думаю: почему вы мне врете? Зачем? Посмотрите на себя, признайте, что люди - неисправимы. У них есть биопсихологический ограничитель, запрещающий устранять из социальной среды проблему конкурентного выживания. Любая партия, любая социальная деятельность, не связанная с бизнесом, частной собственностью, капиталом - по существу лишь проявление рынка, просто с иными котировками и наименованиями товаров, услуг и валют. Потому и там и сям, будь вы стораз стопроцентным ленинцем, - вы станете бороться за место под солнцем, за статус, за безопасность и благополучие вас и вашей семьи.

Платон задумывался о том, как устранить проблему сверхзначимости конкуренции, основанной на "хочу". Ни у него, ни у большевиков-коммунистов ничего не получилось. Получилось бы в одном случае: если бы вы, ваши друзья, знакомые и тд нашли какого-нибудь нейрохирурга и попросили чуть-чуть подкорректировать лобную кору вашего головного мозга. Лоботомия, хоть она и под запретом, снимала у пациентов напряжении в области чрезмеров и потребительство. Сейчас с учетом микроскопов и лазерных компьютерных программ в медицине это делают вообще - ювелирно. Правда - законом запрещено, даже по вашему желанию.

Конкуренция связана с необходимостью выживать, выхивать на любых уровнях бытия: и миллиардеры выживают в условиях жесточайшей конкуренции, под страхом разорения, тюрьмы и киллерского заказа. Конкуренция - это базовая психологическая программа каждого нормального человека. И дело не в частной собственности. Дело в в психологии самой жизни. Да,существуют моральные ограничители в виде принципов: не ворую, не унижаюсь, не предаю, помогаю близким и своим, люблю Родину и своих детей, родителей. Но это постигается долгим жизненным опытом. В любом случае, стенки морали настолько тонки и эластичны, что под воздействием тяжелых условий часто рвутся. И проблема еще в том, что мы реально - разные. Кто-то рождается с пониженной конкурентной мотивацией, кто-то наоборот. Плюс родители, обстановка, условия. А наивные большевики верили, что найдет способы привить широкий базовый моральный набор с толстыми непробиваемыми стенами. Это - фантазия и утопия. Она осуществима, частично в условиях безлимитной ресурсной базы и полного, абсолютного отсутствия антропогенных угроз. Но это уже рай по-нашему, да? Да и биологические стандартны жизни должны быть уравнены, чтобы не вызывать чувства зависти и тревоги (хотя тут может помочь лоботомия): например, все живут сто лет - не больше не меньше. При безлимитных ресурсах и одинаковых биосоциальных условиях это может послужить биологическим ограничителем действия гормонов агрессии и борьбы: кортизола, к примеру.

Вопрос: кто будут все эти люди и не сдохнут ли они от тоски - как например часто бывает с детьми очень богатых и добрых родителей. Когда от скуки детвора подсаживается на наркоту и прожиг жизни,включая чудовищные сумасбродства?
Эта ситуация еще не отрефлексирована в марксизме, я вот думаю об этом. В человечестве со времен Платона есть тяга к социальным проектам, значит, что-то за этм стоит (по Шопенгауэру - абсолютная воля, некая форма иррационального творческого ядра - породителя мироздания). Но обычно рефлексии о таких возможных формах коммунизма умных людей приводит к созданию малоприятных антиутопий.

Если вы не думаете в таком ключе - вы никакой не марксист, а просто используете упрощенный марксизм во имя своих амбиций. С учетом опыта СССР и Китая, показавшего отрицательный результат по вживлению социалистических стандартов в человеческую психику,- настоящий марксист не лезет в политику. Он просто ищет возможности воплощения этой извечной мечты человечества. Он работает, чтобы люди поверили - есть оно, будущее для всех нас. Оно и светлое, и темное, но оно хотя бы не убивает прекраснейшую из надежд и лучшее, что есть в людях.

Мария Груздева   24.10.2023 11:46   Заявить о нарушении
Если Вы убеждены, что Россия социально прогрессивная страна, то я убеждён в обратном. Сегодня ожидать внедрение принципов социальной справедливости в России и в прочих социально отсталых капиталистических государствах с политически пассивным трудящимся народом, который трудится ради добывания любыми способами денег - УТОПИЯ!...

Хотя вы это дожны были прочесть, но ведь вы не читатель, вы "писатель"...

Аникеев Александр Борисович   24.10.2023 11:59   Заявить о нарушении
Стебетесь над "писателем"... - ваше право стебаться и отрицать я не запрещаю. Равно и мне вряд ли кто способен запретить сочинять.
Я родилась в СССР, пережила распад своего Отечества. С учетом того, как сложилась в дальнейшем моя судьба, опыт, считаю важным сохранить от СССР то, что считаю в нем самым-самым. То, во что верили миллионы людей, с чем побеждали чудовищных врагов. Я знаю - вряд ли в этой или даже другой жизни может всё это "хорошо пойти". У меня просто чувство долга перед прошлым. Может, когда-нибудь, лет через сто, кто-нибудь прочитает и скажет: а в этом что-то есть. Может, и включиться это самое. На что надеялись наши предки, с чем побеждали.

Мария Груздева   24.10.2023 12:23   Заявить о нарушении
Побеждали врагов нашего государства, а не классовых врагов в лице поработителей трудящихся и их семей...

Аникеев Александр Борисович   24.10.2023 12:31   Заявить о нарушении
предпочитаете шпарить лозунгами? Классовых врагов победить не получится, - как только вы победите таковых и займете их место, вы тут же сами станете классовым врагом. Может быть, вы будете лучше чем прежний. Но с точки зрения классового подхода (ошибка марксизма) - вы все равно останетесь "врагом", ибо будете обладать соответствующим имуществом, банковскими счетами и возможностями, о которых другие и мечтать боятся. А раз так, вам будут завидовать и видеть исключительно плохое. Психология масс. Не путайте с народом. Главное отличие народа от толпы, - это образованность, способность множества людей принимать обдуманные, основанные на знаниях, ответственные решения.

Мария Груздева   24.10.2023 12:49   Заявить о нарушении
Когда люди сообща выбирают вожаков - это стадо.

Когда люди сообща выбирают законы своей жизни - это НАРОД!

/Аристотель./

Аникеев Александр Борисович   24.10.2023 13:15   Заявить о нарушении
Народ сообща выбирает Президента, Конституцию, депутатов и губернаторов. И результаты, в целом, оправдывают народные чаяния. Хотя, конечно, еще уйма работы.

Мария Груздева   24.10.2023 14:18   Заявить о нарушении
И в России хорошо видно, как эти буржуи по конституции оправдывают чаяния трудящегся народа...

Аникеев Александр Борисович   24.10.2023 14:34   Заявить о нарушении
А кто - буржуи? Огласите весь список, пожалуйста - поименно и пофамильно.

Мария Груздева   24.10.2023 14:41   Заявить о нарушении
А все те, кто живёт привилегированно за счёт прибавочной стоимости от продажи результатов прибавочного труда трудящегося народа!

Аникеев Александр Борисович   24.10.2023 14:54   Заявить о нарушении
В том числе и буржуазно привилегированное государственное чиновничество.

Или вы не знаете, что их частной собственностью является государство со своими средствами производства?

Аникеев Александр Борисович   24.10.2023 15:17   Заявить о нарушении
Кого - их? О ком вы так напряженно думаете, товарищ комиссар?

Мария Груздева   24.10.2023 16:24   Заявить о нарушении
Буржуазно привилегированного государственного чиновничества !

Аникеев Александр Борисович   24.10.2023 16:39   Заявить о нарушении
Такова жестокая правда капитализма, в том числе и государственного капитализма!

Аникеев Александр Борисович   24.10.2023 16:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.