Ты помнишь, товарищ

                Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались,
                Как нас обвевала гроза,
                Когда нам обоим сквозь дым улыбались
                Ее голубые глаза.

                (Песня о Каховке)

От автора. Этот небольшой рассказ написан по отрывкам воспоминаний и черновикам, которые я когда-то собирался превратить в большую статью для молодежного журнала. Но публикация статьи оказалась невозможной и, в связи с этим, мне пришлось заменить имена и некоторые обстоятельства.


Вы слышали эту песню о Каховке? Нет? Это не удивительно, ей скоро будет сто лет. Ее пело мое поколение, рожденное до Второй Мировой Войны. Незатейливый, легко запоминающийся текст, воспевающий романтику гражданской войны, написал 29-летний Светлов, а красивую мелодию сочинил
32-х летний Дунаевский. Впервые эта песня прозвучала в фильме «Три товарища», вышедшего на экраны в 1935 году. Там есть такие слова:
Гремела атака и пули звенели,
И ровно строчил пулемёт…
И девушка наша проходит в шинели,
Горящей Каховкой идёт.
Что это за такой город, где «Гремела атака и пули звенели»? Почему именно Каховка стала эпицентром гражданской войны на юге Украины? Кто против кого воевал? И кто эта девушка в шинели?

Посидев в библиотеке, я узнал, что осенью 1920 года в районе Каховки шли бои между Красной армией и белогвардейскими частями Врангеля за переправу через реку Днепр. Войска Красной армии создали на левом берегу Днепра хорошо укрепленный плацдарм, белые потерпели поражение и отступили в Крым. Наверное, Каховка так и осталась бы известна только историкам, если бы не песня, сделавшая ее знаменитой. Эта песня не раз звучала по радио, я легко запомнил мелодию и выучил ее текст с припевом:
Под солнцем горячим, под ночью слепою
Немало пришлось нам пройти.
Мы - мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути!
Каховка в детстве мне представлялась чем-то вроде старинного замка или огромной хорошо укрепленной крепости, откуда славные буденовцы наводят страх на белых. Конечно, я не знал, что это тогда был просто небольшой поселок с четырьмя тысячами жителей, который неожиданно оказался в гуще исторических событий.
Особую романтику песне придавал образ девушки, которая «Горящей Каховкой идет». Как сложилась судьба этой девушки? Она погибла или осталась жива? Никто на эти вопросы ответить не мог, и я решил побывать в Каховке и все что можно узнать.
А, как известно, стоит сильно захотеть и мечты сбываются.

В конце третьего курса института, где я учился, декан факультета распределял нам места для практики. Придя за назначением на практику, я увидел в списке город Каховку, рядом с которым в то время строилась  гидроэлектростанция, и выбрал это место.
И вот с небольшой группой студентов я в Каховке. Правда, меня ждало небольшое разочарование, место для практики нам определили в соседнем городке, который назвали Новая Каховка, именно там было Управление строительства ГЭС, а расстояние между двумя Каховками 15 километров. Я немедленно начал искать следы девушки с голубыми глазами, и я их нашел! Похожий на Тараса Бульбу местный пожилой комендант общежития, где поселили нашу группу, в ответ на мой вопрос хитро улыбнулся и спросил, сколько я ему поставлю. Договорились на бутылку вина и вечером, когда я с ним сидел в уютном местном ресторанчике, и мы разлили вино, он сказал:
- Девушки, о которой поется в песне о Каховке, нет в живых. Она погибла во время Отечественной. Защищала Каховку от немцев.
И, увидев мой огорченный вид, добавил:
- Но не спеши жалеть о бутылке, жива ее дочь, она работает здесь на кухне! Можешь купить для нее коробку конфет?
Я сходил в буфет за конфетами, а он встал и вернулся с девушкой лет двадцати.
- Тонечка, присядь, тут студент из столицы тобой интересуется.
Красивая высокая девушка вытерла руку о фартук, поздоровалась и села за наш столик. Пить отказалась и вопросительно посмотрела на меня большими голубыми глазами.
- Тоня, - сказал я, вручая ей коробку конфет, - я здесь на практике. Ты не откажешься уделить мне немного времени? Когда ты оканчиваешь работу?
- В десять – у меня вторая смена.
- Тогда я буду ждать тебя у выхода. Договорились?
Она кивнул и ушла. Я уже не жалел о купленной бутылке, предоставив возможность коменданту ее допить.

В десять вечера она вышла, и мы не спеша отправились к Днепру, где открылась освещенная тысячами огней панорама великой стройки. Она началась два года назад, на строительстве уже работали 12 тысяч человек, для которых и построили город Новая Каховка.
Я думал с чего начать. Но начала она.
- Я знаю, о ком ты думаешь. Конечно, не обо мне.
- А о ком?
- О девушке, которая «Горящей Каховкой идет». И ты хочешь узнать ее историю. Хорошо, слушай. Мою маму звали Надежда. Она родилась и жила в Каховке. В конце 1918 года вступила в комсомол, а в 1919 записалась в Красную Армию. Ее кумиром была французская героиня Жанна д'Арк. Поскольку Жанна д'Арк носила мужскую одежду, мама тоже подогнала себе военную форму. А в холодное время носила шинель. В 1920, когда началась битва с армией Врангеля, ей дали винтовку и она, наравне с мужчинами, стреляла в белых. Тогда девушек в армии было мало, поэтому ее и воспел Светлов. Кончилась война, она так и не привыкла к мирной жизни. Много курила, не ладила с властями, ей все казалось, что жизнь, за которую она боролась в Гражданскую, так и не наступила. Избиралась членом Горсовета, помогала бывшим бойцам и работала директором детского дома в Каховке. Когда к городу подходили немцы, детдом эвакуировали, а она по слухам ушла в партизанский отряд и погибла в бою.
- Тоня, а почему ты работаешь на кухне, разве это место для такой молодой и красивой девушки, дочери прославленной мамы?
- За комплимент спасибо, но я ведь ничего не умею.
- Тебе надо учиться! Поступить в институт.
- С моими девятью классами? Я была вынуждена бросить школу, чтобы содержать себя. А сейчас уже стыдно садиться за парту.
- А есть в Новой Каховке вечерняя школа?
- Наверное, есть.
- Когда тебе завтра на работу?
- В двенадцать.
- Встречаемся в десять утра и идем записывать тебя в десятый класс. До начала учебного года есть время, посидишь над учебниками, у дочки «Девушки в шинели» должна быть сила воли. Она боролась не за то, чтобы ты мыла на кухне посуду! Ты комсомолка?
- Да. Может, действительно, я попробую?
- Кем ты хочешь быть?
- Я хотела бы работать с детьми.
- Тогда тебе прямой путь в педагогический.

Мы встретились утром, и Тоня записалась в вечернюю школу. С запиской от завуча она купила нужные учебники в книжном магазине, и я помогал ей составить план учебы на лето. У себя в общежитии Тоня показала мне буденовку - военную шапку своей мамы, а вечерами я записывал ее рассказы, представляя, какую сенсацию в молодежном журнале произведет моя статья о дочери «девушки в шинели».
Мои товарищи уже заметили, что я где-то пропадаю вместо того, чтобы заняться практикой, а, между тем, мне было выделено довольно интересное место – земснаряд. Вы не знаете что это такое? Это, похожее на небольшой пароходик, судно, оснащенное оборудованием для углубления фарватера. Специальная фреза рыхлит землю на дне реки и пульпа – земля, смешанная с водой, по трубе транспортируется на берег. Началась практика, я стал редко видеться с Тоней, и, когда мы встречались, строго спрашивал, как она выполняет намеченный нами план подготовки к школе.
Честно говоря, я бы увлекся этой красивой девушкой, но сердце мое уже было занято. Практика кончилась, и Тоня пришла меня проводить. Пока наша группа заполняла автобус, мы отошли в сторону.
- Тоня, можно я напишу о тебе статью в молодежный журнал? Это будет сенсация. О дочери «девушки в шинели» узнает вся страна.
- Пожалуйста, не надо.
- Но, почему
- Ты не рассердишься? Потому что я не ее дочь. Просто, говорят, что я похожа на ту девушку, у меня ведь голубые глаза. А комендант тебя разыграл. И делает он это не в первый раз. Он меня уговорил быть ее дочкой. Он придумал историю этой девушки и когда выпьет, сам в это верит. И свою буденовку мне отдал, он ведь воевал в Гражданскую. Мне дарят конфеты, жалеют. А я – детдомовская, своих родителей не знаю.
Это был удар.
- Тоня, - я взял ее за руку, - зачем ты мне в этом призналась, ну что тебе стоило сказать, что ты ее дочка? Я ведь сразу поверил.
- Ты бы все равно узнал правду. Рано или поздно. Спасибо тебе за все. Прощай!
Она обняла и поцеловала меня, как прощаются навсегда. Автобус засигналил, а я, ошеломленный ее признанием, ничего не видел вокруг.

Так закончилось мое знакомство с легендарной Каховкой и с голубоглазой Тоней. А мой отчет о практике оказался таким бледным, что едва потянул на четверку и на один семестр лишил меня желанной повышенной стипендии. Потом завершилась студенческая пора, начались суровые трудовые будни и каховские события отодвинулись куда-то далеко на задворки памяти.
Неожиданные сюрпризы преподносит нам жизнь.

Много лет спустя я снова посетил Каховку. Это было командировочное задание, там недалеко от Каховского водохранилища в карьере трудились два роторных экскаватора, я должен был получить отзывы об их работе. Мне повезло: в Херсоне в Управлении строительства главный инженер тоже захотел посмотреть на работу этих экскаваторов, и в его служебной машине мы отправились в Каховку. В степи он показал мне памятник тачанке. Этот памятник тоже связан с очень популярной в те далекие времена песней.
Экскаваторы я сфотографировал, отзывы получил и, справившись с заданием, решил побывать в Новой Каховке, может быть, я снова увижу Тоню? Город сильно вырос, появились большие красивые дома, новые улицы, я бы уже мог заблудиться. Но ресторан был открыт, хотя того коменданта уже не было в живых и Тоня давно уволилась, и летний кинотеатр, где мы с Тоней смотрели фильм «Праздник святого Йоргена», тоже работал.

Утром к гостинице подъехал автобус: какая-то группа заказала экскурсию и  я присоединился. Вскоре экскурсовод попросила всех выйти из автобуса, и мы подошли к красивому монументу: бронзовой девушке в буденовке и шинели с винтовкой на плече.
- Этот монумент - символ города Каховка, - сказала экскурсовод, и прочитала стихотворение, с которого я начал свой рассказ.
- В нашем городе жила и работала дочь этой девушки, продолжала она, - старожилы утверждали, что она очень похожа на маму и скульптор, который приезжал, чтобы найти подходящий прототип, сделал у статуи лицо нашей Тонечки.
Я всмотрелся в бронзовое лицо и поднял руку:
- Можно вопрос? А где она сейчас?
- Тонечка? Какой-то студент, приезжавший сюда на практику, уговорил ее поступить в институт, она уехала учиться и не вернулась. Прошу всех в автобус…
На этом можно закончить историю девушки с голубыми глазами.
Знала ли правду экскурсовод? Я думаю, знала, но ведь каждому городу, даже самому маленькому нужна своя легенда и свой символ.
Впрочем, сможете ли вы увидеть эту статую – не уверен. Определенные украинские круги считают ее памятником тоталитаризма, подлежащим сносу.
Да, много памятников тоталитаризма оставила Украине Советская власть, и в их числе сама Каховская ГЭС.


Рецензии