Поездка
"Всегда удивлялся людям, вера которых заключается в бесконечном листании Библии, понимании её на свой лад, хватании за руку и выспрашивании у прохожих: Вы знаете о существовании Бога? или можно минутку Вашего времени? Со взглядом "оттуда" или "туда" и тому подобное. Вот Вы лично знаете? Или слышите? Или, быть может, не приведи Господь, разговариваете? А не кажется ли Вам, что это Создатель (Сам, Он, Иегова или еще Кто) сейчас держит Вас за руку? Разные вопросы, интерпретации и предсказуемые на них ответы от "ах, да, конечно" до "отвали". Последнее — и мой ответ. Для чего меня трясти? Встряхни свой сарай — ведь водишь его и почти научился разговаривать... И не выглядишь блаженным, чтоб я признал тебя, приобнял, накормил и сказал: "Да, да..."
Про блаженство. "Блаженны нищие духом." Кто не согласен? Нищета духа есть богатство. Абсурд? Дудки! Христос ни слова не соврал. Не побирательство, не попрошайничество; здесь сказано о нестяжании — черте, облегчающей внутреннее существо. Проще говоря: не тащи в мешок ни хлам, ни злато, ни корысть, ни дела неугодные, и будет лёгок дух твой; и воспринимай Творца без помех. Напрямую. Этот твой выбор — личный. Только когда ты превзойдешь свою обособленность, станет он всеобщим. Познав себя, открывается знание пути других, чтобы ты стал ориентиром и указателем направления тем, кто испытывает потребность в тебе. Изучай, ищи в себе, читай. Достигшим пределов существа и переступившим порог собственного непонимания открывается другое, где всё на своих местах — и вопросы с ответами, и дела с последствиями, и даже предки с потомками. Кто знает, при каких обстоятельствах откроется знание мне, тебе, ему? Может, ты? Расскажи... Готов извиниться за резкость и простить вмешательство в моё личное пространство. Поэтому не тронь меня, не спрашивай, отойди! — вижу насквозь — нет в тебе знания. А то ещё ненароком сработает защитный рефлекс, вспомнится армейский приёмчик.
Другие заискивают, осторожно спрашивают, не теребя твой рукав. С ними проще. Нет атаки — нет отпора. Вот с такими последователями сразу двух разных церквей довелось нам однажды повстречаться.
Поехали мы с супругой в областной центр на электричке. Автобусный рейс пропустили, ждать следующего на морозе не хотелось. Альтернатива — железная дорога, вокзал в поле зрения, рукой подать. Вон уже и дым заклубился над вагоном — проводник растопил печь. Спешить нам некуда, но неуютно на холоде. Ледяной ветерок доносит запах дров и угля. И добираться в пять раз дешевле... Решено. Лишний час в тепле добавил веса в пользу поезда. Зашли в плацкарт, расположились на свободных местах по направлению движения. Напротив меня устроилась благообразная дама. Вторая, в несколько странном одеянии как для местного жителя, присоединилась к нам, сев рядом с ней через пару остановок — обе явно лишённые собственного занятия и возможности воспитания внуков. Примечательно, что показная собранность наших героинь никак не давала им внутреннего покоя, отчего искали они, к чему бы прицепиться, ощупывая взглядом окружающих. Почему довелось им ехать задом наперёд? — вопрос пронзил меня только сейчас, но найди в нём ответ! Как выяснилось из разговора, одна последовательница баптистской церкви, другая — адвентистов седьмого дня. Я сразу понял, что езда будет нескучной. Но обо всём по порядку.
Замечу, что я испытал плоды воспитания в атеистическом государстве, упорное молчание о Боге в семье и в среде общения (или это был Его неслышный разговор со мной?) Примерял на себя христианство, буддизм, вникал в прочие -измы религий и философий — что только не проходит студент-гуманитарий, а потом всю жизнь мается в поисках или, за редким исключением, радуется, найдя себя наконец.
Баптистка вооружилась тёртой библией с массой закладок, адвентистка — электронной версией в смартфоне, разочарованно поведав, что оставила книгу дома. Наверняка каждая в своей редакции и переводе. Я не удосужился сличить. Будь исследование точным, вопросов нет. Но в этой истории... Ты же не думаешь, что редакции могут быть одинаковы, правда? Я не допускал такое предположение. Между тем наши дамы начали поединок.
"А вы знаете, в Библии в главе Бытие написано..." — только начала одна, как моя способность слушать отключилась — сработала защита. Тонкая настройка включается, когда я имею дело с бессмысленной болтовнёй и разного рода внушениями (сплетни, чей-то фанатично убежденный ум, реклама, цыгане на улице в поисках пропитания, политика и прочая брехня).
"Так ведь и в главе ... стих ... тоже, только это надо понимать как ..." — доносились до меня звуки, смысл которых терялся.
"Но позвольте..." — не унималась первая, и перепалка продолжалась.
В споре рождается истина. Вот же бред! Как может рождаться то, что не зависит от тебя априори: было до тебя, без тебя есть и будет, пока ты носишься в ограниченности? Ты думаешь иначе? Растолкуй! Столько уже писано-переписано про истину, что её обнаружить невозможно! Ни с теле- и микроскопом, ни с лупой по книжным строчкам. В первом случае ты всматриваешься вдаль, и она бесконечно удаляется от тебя, во втором — тоже самое, только внутрь клеток, молекул, кварков, и что дальше? Я уверен, что это только начало, будут ещё более мелкие сами в себя уходящие взгляды, пока не вывернутся наизнанку и не покажут самые дальние глубины космоса в себе. Взгляд упирается во всё и никуда. "Кто везде, тот нигде", — писал Сенека. Будь ЗДЕСЬ! Проблески были у создавших религии и мыслителей, кто успел за свой срок отключиться от еды и прочей биологии. Несколько лиц на всю Землю! За века их знания покрылись пылью человеческого невежества и алчности. Знающих - единицы, но почему-то они все оказываются мертвы. У Маркеса в "Сто лет одиночества" не об этом ли фраза — "лучший друг тот, кто уже умер"? Прогресс, интеллект и наука вне истины БЕСПОЛЕЗНЫ. Ведут к провалу. Поди поспорь! Думай.
Неестественный разговор, куда они поначалу пытались привлечь нас, не вызывал интереса (с Библией в руках я бы поразвлёкся, точно говорю), однако актёрам так не сыграть! Поиск нужных фраз для чужого ума не из твоей песочницы. Я бы нанял этих женщин на показ пьесы с их же книгами. Когда одна находила аргументы в доказательство своей правоты, другая парировала и делала всё тоже из своего источника на свой лад.
Кто кого огреет цитатой, оставив без сознания до следующего заряда — настоящее театральное представление разыгрывали они. Нас с женой спасал стол, мы изредка переглядывались, упорно молчали, с трудом сдерживаясь от смеха. Лишь один вопрос о поиске пути к высшему, к Богу, адресованный мне, я не пропустил без внимания, рассказав о буддистском монахе. Того спросили, как он достиг просветления (поверь, нисколько не претендую ни на какое звание, но кто знает завтрашний день?). Он ответил, что рубил дрова и носил воду. И что делает теперь, став ближе к Будде, просветлённым? "Рублю дрова и ношу воду", — выдал оторопевшим вопрошателям весёлый монах. Всем мой ответ понравился, и больше нас не донимали.
Что такое Бог? По-моему, это Мать с Младенцем, в рождении и трепете над ним. А попытка Младенца донести толпе, что такое Бог — это распятие самой попытки и её воплощения. Этого разве мало? Надо ещё? Может, хватит уже Бога к потребностям тела, к казне, налогу, норме и прочему, что навыдумывал воспалённый мозг в историческом процессе? Что вообще Он-Она-Оно-Они представляют собой, знаешь? Не знаешь - МОЛЧИ, и пусть другой проживает, читает, находит и понимает сам. А знаешь — так ты в курсе, с кем и о чём стоит беседовать, и вообще стоит ли.
Отчего я не использовал диктофон — ума не приложу! Впредь исправлюсь, обещаю.
Битва закончилась, пошёл рассказ баптистки о том, какого мужа она рекомендовала своей дочери — красивого, умного, богатого. Тут не выдержала моя жена, сказав ей, что вера у той какая-то меркантильная, чем немало развеселила всех причастных к дискуссии.
Вне религий и убеждений собеседника разговор поплыл в мирном русле, ничем не примечательном, но с памятью о предыдущем сражении, душок которого навсегда приклеился к нашим попутчицам.
Трехчасовая поездка пролетела за увлечённым наблюдением серий немого кино, за редким озвучиванием. Каюсь, что не могу сообщить подробностей, уж прости недотёпу, пьеса ушла из-под носа."
Конец письма. А что вы думаете по затронутой теме?
Свидетельство о публикации №220102500367