Как Пётр I с коррупцией боролся, и что из этого вы

  Считается, что Пётр I прилагал огромные усилия, что бы прекратить в своей державе мздоимство и воровство. Вот несколько историй, как он этого добивался и что из этого получилось.
  Узнал Пётр I, что в Москве живет очень грамотный стряпчий, прекрасно знающий все законы, к нему не редко в особо сложных случаях, обращаются судьи Москвы и платят ему за советы большие деньги. Грамотные люди государству были нужны, потому Петр решил с ним познакомиться, стряпчий произвёл на государя хорошее впечатление и Пётр назначил его судьей в Новгород. Отправляя нового судью к месту службы, Петр наказывал: «судить справедливо и ничем себя не запятнать».
Но  вскоре царю донесли, что его назначенец берет взятки и решает дела в пользу тех, кто подносит ему подарки и деньги.
Петр произвел строгую проверку, убедился в виновности судьи и только после этого призвал его к себе.
- По какой причине, ты нарушил мой наказ и стал мздоимцем? – Строго спросил Пётр судью.
- Мне не хватало твоего жалованья, государь, - ответил судья. - И я, чтобы не залезать в долги, стал брать мзду.
- Так, сколько же тебе нужно, чтоб ты оставался честным и неподкупным судьей? - спросил Петр.
- По крайней мере, вдвое против того, сколько получаю я теперь. - Ладно, - решил царь, - я прощаю тебя. Назначаю тебе жалование втрое против нынешнего, но если я узнаю, что ты принялся за старое, то я прикажу тебя повесить.
Судья вернулся в Новгород и несколько лет судил честно, а потом решил, что царь уже обо всем забыл, и снова стал брать подношения. Царю снова доложили о прегрешениях судьи, Петр призвал виновного к себе, изобличил в содеянном и объявил:
- Ты не сдержал данного мне, твоему государю, слова, но знай, что я привык держать с свое.
И приказал судью повесить.


Пётр I не любил льстецов и требовал от царедворцев, что бы они говорили о нём только правду, какой бы горькой она ни была. Однажды в Москве государю подали жалобу на судей-взяточников, Пётр  очень разъярился, сетуя на то, что «взятки есть зло для государства, потому взяточников надобно решительно искоренять».
 При разборе этого дела возле Петра находился генерал Бутурлин Иван Иванович  и, услышав грозные слова государя, сказал ему:
- Ты, государь, гневаешься на взяточников, но пока ты сам не перестанешь их брать, ты никогда не истребишь этот порок в своих подданных. Твой пример действует на них сильнее всех твоих указов об истреблении взяток.
- Что ты мелешь, Иван?! - возмутился Петр. - Разве я беру взятки? Как ты смеешь возводить на меня такую напраслину?
- Не напраслину, а правду, -  смело возразил государю генерал. – Припомни, по дороге в Москву мы с тобой, государь, проезжали через Тверь и я остановился переночевать в доме у знакомого купца. А самого купца дома не оказалось – он был в отъезде и не успел вернуться к именинам супруги. Дома же осталась его жена с детьми. В этот день были у купчихи именины, и она созвала к себе гостей. Только сели мы за стол, как вошел в дом староста из магистрата и объявил, что городской магистрат определил собрать со всех горожан деньги, чтобы утром поднести тебе, государь, подарок, и что по доходам ее мужа надобно ей дать тебе на подарок сто рублей. Мужа дома не было, а у  нее самой таких денег не оказалось, и она стала старосту просить, чтобы подождал до утра, когда должен будет вернуться из поездки ее муж.
   Однако же староста ждать не мог, потому что было ему велено к ночи все деньги собрать, и тогда я отдал ей свои сто рублей, а все гости тут же разбежались по домам, чтоб успеть в срок внести свою долю. И, когда я дал купчихе деньги, то она мне от радости в ноги пала.
 Вот какие добровольные тебе, государь, подарки дарят. Так можешь ли ты от подданных своих требовать, чтоб не брали они ни взяток, ни подарков.
- Спасибо тебе, Иван, что вразумил меня, - ответил Петр, и тут же приказал все ранее поднесенные ему подарки возвратить, и впредь категорически воспретил дарить ему что-либо, будь то подношения от частного лица, корпорации или города.

Однако победить мздоимство и воровство в России Петру I  не удалось, и следующая история может объяснить, почему этого не произошло:

 18 января 1722 года для борьбы с казнокрадством государем Петром I впервые в истории  России была введена в должность генерал-прокурора Правительствующего сената. Первым генерал-прокурора Правительствующего сената был назначен Павел Иванович Ягужинский, который по всеобщему мнению: «отличался прямотой, честностью и неподкупностью, неутомимостью в работе»
  Однажды, на заседании Сената в присутствии государя разбирались дела о недавно учинённых кражах и мздоимстве. Масштабы воровства среди его приближённых ошеломили   Петра I. Раздражённый всеобщим казнокрадством Пётр в Сенате потребовал принять закон, по которому каждый, кто украдёт у государства на сумму больше куска верёвки, будет на этой самой верёвке и повешен. Испуганные сенаторы подавленно молчали. И только генерал-прокурор  Правительствующего сената  Ягужинский, подумав, смело спросил разгневанного государя:
 - С кем останешься, государь, с людишками пошлыми?  Кто больше, кто меньше, но мы все воруем.
 Потрясённый таким откровением генерал-прокурора, которого он сам знал, как честнейшего человека, царь не решился принять такой закон. При этом Пётра I  и в дальнейшем неустанно отмечал честность Ягужинского и его заслуги перед государством.

  Прискорбно то, что все последующие правители России, включая ныне действующих, подобно Петру I весьма избирательно боролись и до сих пор борются с казнокрадами – впавших в опалу казнокрадов, изобличают и карают, а преданных и лояльных всемерно поощряют и прикрывают.


Рецензии
С уважением!!!!

Григорий Аванесов   13.12.2020 02:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.