Большая Мама Торнтон И Элвис-Пэлвис

ПУбЛИкА – дура, а штык молодец!

А. Суворов, полководец (тот,
который с двумя глазами;
одноглазыми полководцами
были М. Кутузов и Моше Даян)


Знаете ли вы Элвиса Пресли? Ну, кто же его не знает?... Смешно даже,  - его каждый таракан на кухне знает….

А про Большую Маму Торнтон, небось, не слыхали, ту, которая пела «Зови меня Большой Мамой, я себе цену знаю при своих 300 фунтах». Такая у неё была песенка-визитная карточка «Call Me Big Mama Зови меня Большой Мамой»….

Фунт, между прочим, является мерой веса и равняется 400 г. А фут – это мера длины, и один фут равен 30,48 см. Вес Большой Мамы был 120 кг (300 фунтов), а рост – 194 см (6 футов).

Вот, значит, какая была Большая эта Мама….

В Америке она была и осталась известна, примерно, в такой же степени повсеместно, как у нас Людмила Зыкина. 

Ваш «внутренний голос» сразу запел – «…издалека, долго течет река Волга… а мне шестнадцать лет…» Эта  песня неразрывна со всенародной любимицей, это – её воплощенный и отлитый в СЛОВА образ. Прекрасные слова «…бывает всё, сынок. Быть может ты устанешь от дорог… и… что-то, там забыл… ноги в Волге омочи…»

Хорошо-то как, Господи, любовь к Родине воспета,… и никаких вождей и построения светлого будущего….

А теперь обратите ваше ПРИСТАЛЬНОЕ внимание на слова, которые вся Америка и дружественные ей англоязычные страны считали самыми своими сокровенными и любимыми в те же пятидесятые годы двадцатого столетия:

You ain’t nothin’ but a hound dog           Никакая ты не охотничья собака –
Cryin’ all the time.                Всё время скулишь-плачешь.
You ain’t nothin’ but a hound dog           Никакая ты не охотничья собака –
Cryin’ all the time.                Всё время скулишь-плачешь.
Well, you ain’t never caught a rabbit       Взял бы, да и кролика хотя бы поймал…
And you ain/t no friend of mine.              Ты мне больше не друг!

Есть там еще десяток-другой таких же «шедевральных» слов, которые составляют «лирику» этого бессмертного хита прошлого века, на котором выросло два поколения американцев, датчан, шведов, французов, англичан и далее везде по Земному шару….

Если я добавлю, что в этой песне, сложенной для Большой Мамы и впервые исполненной Большой Мамой как двенадцатитактовый ритм-и-блюз, применяется всего 3 (три) разные ноты, то тут, как говорится, дальше ехать некуда…. 

Да, леди и джентльмены, господа и дамы, пани и паны, товарищи и партайгеноссе, намного лучше нам раньше жилось, когда нам всё закрывали «железным» занавесом и, не дав ознакомиться с первоисточником, «утрамбовывали» внутрь черепной коробки, как они там «разлагались и загнивали»… Можно ли полюбить что-либо подобное песне со словами «собака ты эдакая, с тобой не буду дружить?» Наслушавшись подобного, разве полюбишь свою Родину и будешь жизнь для неё не жалеть?

Это я вам вопросы задаю, как когда-то задавал слушателям своего «партЕйного кружка по марксизму-ленинизму» для медицинских сестёр нашего отделения. Отвечала за всех старшая медсестра, ставропольская казачка Нина: «Знаешь, ВалентинЫч, не морочь нам голову, нам еще в детский сад за ДЕТЯМИ успеть надо до трёх часов…»


В 1926 году в семье баптистского министра (министрами у афро-американских баптистов были помощники настоятелей церквей, ответственных за организацию и проведение службы) родилась девочка Виллия-Мэй. В семье Торнтонов стало 7 детей. Чудный, гармонический (до 5 октав) голос Виллии-Мэй достался от матери – певицы из той же баптистской церкви.
 
С 14 лет началась её самостоятельная жизнь профессиональной певицы стиля блюз. В 1950 году она стала записывать пластинки на фирме «Павлин Peacock». У неё появились собственные композиторы и поэты – Джерри Либер и Майк Столлер (Jerry Lieber, Mike Stoller), мальчишки «двадцати неполных лет». Они-то и написали для неё “Hound Dog Охотничью собаку”, вышедшую в 1953 году в виниле сорокопятки с большой дыркой в центре. Большой Маме (она уже получила это прозвище) дали гонорар 500 долларов, а песня заняла первое место в хит-параде. Свыше 5 млн. пластинок отшлепала фирма «Павлин».

Сама Большая Мама исполняла в концертах «Собаку» много раз, видоизменив некоторые места, например, добавляя речитатив «О, посмотрите на эту охотничью собаку, – она воет, как волк, ну-ка, повиляй хвостом!».  Оркестранты изображали лай и вой. 

В течение ближайших лет песню исполнили  десятки, в основном, черных певцов. А потом, кто только её не пел: John Entwhistle, Jimi Hendrix, The Everly Brothers, Jerry Lee Lewis, John Lennon, Eric Clapton и многие другие.
 
Но только одно исполнение песни Элвисом Пресли до сих пор несмываемым пятном лежит на его «светлом образе». Некоторые расистски настроенные чёрные радикалы не перестают клеймить его позором за «воровство» и «бессовестное копирование» чёрной манеры вокала белым Элвисом-Пэлвисом (Элвис-Задница).

Мало того, Элвис после исполнения этой (+ «Синие замшевые туфли») песни стал богатеть и достиг степени миллионера, а бедная Большая Мама так расстроилась, что стала алкоголичкой и умерла в нищете и одиночестве в жалких меблированных комнатах.

Элвис под руководством своих покровителей из фирмы АрСиЭй Виктор действительно осваивал манеру исполнителей традиционной негритянской музыки. Это никому не запрещалось. У кого-то получалось, у кого-то нет, но несколько уникальных белых не просто «подделали» эту манеру, но сделали свой собственный стиль.

Это – рок-н-ролл, выросший из негритянских блюзов, госпел, спиричуэл, ритм-и-блюза.

Самое главное во всей истории Большой Мамы и Элвиса Пресли заключается в том, что Элвис никогда не слышал «живого» исполнения «Собаки» Большой Мамой в концерте. Это установлено совершенно точно.

Вот как это было.
 
Элвис Пресли увидел представление песни посредственной группой «Фредди Белл и мальчики на побегушках» (так можно перевести название группы Freddie Bell and the Bellboys) в концерте в мае 1956 года.

5 июня 1956 года песня была исполнена по телевидению для штата Техас, причем манера «вихляния задом» и чрезмерно высокий ритм, заданный Пресли, вызвал бурю негодования газетных критиков, которые уничижали «никчемную лирику и звуки, извлекаемые из собачьих, а не человеческих глоток».

Элвис – это «не талантливый молодой исполнитель», а «Элвис-Задница», который способен лишь увеличить уровень «подростковой преступности в штате и всей стране». Однако телевизионная кампания получила отклики от 40 млн. (!) зрителей, что подняло рейтинг компании на небывалую высоту.
 
Стив Ален пригласил Элвиса на национальное телешоу. Приглашение к Стиву Алену в США было равнозначно приглашению на 1 канал еще того, советского ТВ. Единственное условие, которое поставил Ален – никаких гимнастических упражнений и прыжков во время исполнения, строгий вечерний костюм с галстуком и… самому не играть на гитаре.

Пресли явился во фраке и, ни разу не взглянув в объектив телекамеры, а наоборот, почти повернувшись спиной к нему (а значит, к зрителям), не пошевелив ни одной мышцей верхней и нижней половины тела, спел «Охотничью собаку», обращаясь непосредственно к бассет-хаунду, одетому тоже во фрак и шляпу с высокой  тульей.

Бассет-хаунда вы знаете? Это охотничья собака с умными глазами, но с ушами, которые длинней ног, и при ходьбе уши у бассетов волочатся по земле. Таков их, бассет-хаундов, утвержденный правилами породы экстерьер…. Рейтинг программы был 70 млн. просмотров (это в эру «живого эфира»!).

В некоторых концертах Элвис обращался к публике с такими словами “Ladies and gentlemen, could I have your attention please. Ah, I’d like to tell you we’re going to do a sad song for you. This song here is one of the saddest songs we’ve ever heard. It really tells a story ‘bout friends. Beautiful lyrics. It goes something like this. Леди и джентльмены, пожалуйста, внимание. Хотел бы вас предупредить, что мы собираемся сейчас представить грустную песню.  Эта самая грустная из песен, которые вы когда-либо слышали. Она – невыдуманная история друзей.  Красивая поэзия. Вот она – эта песня…”
 
Конечно, Элвис по-своему понимал и представлял в концертах свою «Охотничью собаку». Для него - это была пародия, высмеивающая ханжество, лицемерие и стремление из жизни настоящей сделать глянцевую лубочную картинку.

Это совсем другое представление одного и того же «двенадцатитактового и трехнотного произведения», обогатившего восходящую звезду и повергнувшего в пропасть 20-летнего запоя Большую Маму Торнтон.

А жизнь была, есть и будет всегда ПРЕКРАСНОЙ и пока живем, да будет нам РАДОСТЬ!

Набираем в Youtube Нound Dog и слушаем ритм-и-блюз Большой Мамы и рок-н-ролл Элвиса Пресли.


Рецензии