Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 54

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)

ЧТО ГЛАВНОЕ В ПРИВИЛЕЕ

Итак, на исходе первой половины XVI века невероятный скандал потряс Великое княжество Литовское: ограбили целое местечко, причем не простое, а «с духовным уклоном» - то есть, входившее в состав церковного хозяйства. Причем, восточные соседи, с которыми разгорались неоднократные конфликты из-за приоритета над землями, были ни при чем. Устроил разбой подданный своего государства, и очень влиятельный господин - полоцкий воевода, по всем статьям подчинявшийся королю и великому князю.

Плебан – а им к тому времени стал «витепский князь…Ясенский» (так в обнаруженном документе) приводил неопровержимые свидетельства. Разорив местечко, Станислав Довойна «подданых… побил и пограбил, кони, быдло рогатое, козы, овцы, свиньи, куры, гуси, збоже с клитей, вси статки домовыи от мала до велика пограбил…»

Грабительский размах не вкладывался в «разумные» мерки: воевода не только изъял добро, но и увел в тюрьму 30 человек – подневольных плебании, которые именовались в жалобе хозяина «мещанами».

Всё это случилось на территории Великого княжества Литовского, с жителями "Лепуней" – так определено пострадавшее местечко, так оно зафиксировано в апелляционном документе плебана.

Литовские исследователи однозначно привязали Лепуни к Лепелю, и это не вызывает сомнений, так как оба топонима в одной связке с плебанскими делами Кухарского-Ясенского. В 1503 году первый витебский плебан, основывая церковный «удел» для католической церкви Святой Троицы в Витебске, получил в свое распоряжение от короля и великого князя литовского «Лепль», о чем мы подробно говорили в предыдущих главах.

Наделенные королевскими привилеями, лепельцы-лепунцы посвятили свою деятельность благородному церковному делу. В чем это конкретно выражалось, из исторического документа не видно, но можно предположить. Лепуни – очевидно, уменьшительно-ласкательное от слова «лепить», то есть, творить. Учитывая, что прилегающие к Улле земли богаты залежами глины, деятельность лепунцев, видимо, заключалась в выделке керамических изделий. Об этом говорят также археологические находки – черепки, представляющие многочисленные осколки глиняной посуды, раскопанные в местах древних поселений.

В подтверждение можно привести еще такой факт. В 1641 году был составлен инвентарь имения Лепль, с указанием профессиональной принадлежности жителей. Недавно он найден в архивных фондах, и белорусский ученый Носевич ознакомил меня с наиболее интересными страницами. Анализируя их, я обнаружил поразительный факт. Шестеро мастеровых (Петрашка, Борис Худоежа, Мацюк, Борис Примака, Андрей Цыбульски и Лаврен Ивашнев) назывались гончарами в "старом месте Лепле", имея пляцы от четверти до половины. В отличие от них, местечковцы Нового Лепеля не занимались гончарным ремеслом столь интенсивно. Там уже другие роды деятельности - пекарские, рыбацкие, швейные...

О чем это говорит? Что "старое место Лепле" славилось лепными изделиями издавна, и ремесленное искусство широко практиковалось. Отсюда - Лепуни, Лепль.

Конечно, гончарные мастерские были известны владыкам территорий, и каноники брали на заметку особый удел. Изготовители чаш, амфор и кувшинов могли обеспечить плебанию необходимой посудой и церковными принадлежностями, и эта продукция очень сочеталась с корчемной деятельностью.

(Продолжение следует).

На снимке: что еще таит в себе белорусская земля? В период исследования приулльской местности.


25.10/20


Рецензии
Слово "родина" - не пустой звук !!!
Нужно это помнить и на это ориентироваться !

Валерий Махатков   26.10.2020 11:19     Заявить о нарушении
Конечно, "не пустой".
Можно сказать, сердечный,
На родине - я свой!
Можно сказать: беспечный...

И очень кстати здесь слова великого Тютчева:

«И дым отечества нам сладок и приятен!» —
Так поэтически век прошлый говорит..."

Василий Азоронок   26.10.2020 21:57   Заявить о нарушении