Король и Мастер. Глава 31

                31

Испания, Португалия. 1580е -1594 годы.

     Нидерландская проблема на время отошла на второй план, уступив место Португалии. После гибели в военном походе юного португальского короля Себастьяна и тихой кончины в своей постели престарелого короля Энрике король Филипп оказался одним из главных претендентов на португальский трон – его мать и первая жена были португальскими инфантами. В его жилах текла португальская кровь.

     Он уверял правительство Португалии, что лучшего короля, чем могущественный король соседней Испании, им не сыскать. Не обошлось без подкупов. Среди испанских подношений и подарков Португалии, король Филипп извлёк из Эскориала и преподнёс триптих Иеронима Босха -  Святой Антоний, преодолевающий искушения. Картину и святого он выбрал не случайно.

     Святой Антоний являлся в Португалии одним из самых популярных, почитаемых святых. В свою коллекцию королю Филиппу удалось добыть несколько босховских изображений Святого Антония. Этот триптих король Филипп считал одной из лучших и характерных работ загадочного мастера. Король верил, что им когда-то владела его двоюродная бабка Маргрита Австрийская.

     Картина была дорога королю, он провёл немало часов, разглядывая неисчислимые персонажи и подолгу задерживаясь на взгляде Святого Антония. Взгляд внушал надежду – искушения будут преодолены, добро победит зло. Король Филипп преподносил Португалии одну из самых дорогих и любимых своих картин. Трон Португалии того стоил.

     Он вызвал из небытия престарелого, именитого, представительного герцога Альбу, поставил его во главе войск, триумфально вошедших в Лиссабон. Это была последняя служба Фернандо Альвареса де Толедо, герцога Альбы, имя которого вызывало ужас и ненависть в Нидерландах, но преклонение в Испании и Португалии. Герцог вскоре скончался, его похоронили с небывалыми почестями.

     Король испанский Филипп был провозглашён королём Португалии. Более двух лет он провёл в Португалии, вдали от семьи. Он отчаянно скучал по детям, но государственные дела требовали его присутствия в Лиссабоне. Он вспоминал своего отца, подолгу отлучавшегося от семьи, находившегося в разных пределах государства и возглавлявшего военные походы.

     Король Филипп часто писал детям и был безмерно счастлив всякий раз, когда получал детские письма и рисунки. Он спрашивал об их настроении, здоровье, достаточно ли они гуляют на воздухе, чему их учат учителя, уговаривал маленького принца Диего не бояться монстров на картинах Иеронима Босха, не такие уж они и страшные.

     Вернувшись в Испанию, обняв детей, король Филипп удалился в Эскориал, дни и ночи молился возле гробницы Анны. Королева Анна, провожая его в Португалию, простудилась, слегла и скончалась. Всё случилось неожиданно и быстро.

    Невосполнимая потеря. Филипп любил Анну, почти боготворил её. Она подарила Филиппу, одного за другим, четырёх сыновей и малютку дочь. Бог забрал всех их детей, кроме принца Филиппа – наследника. По указанию короля Филиппа в божьих храмах важнейших городов Испании постоянно молились за здоровье наследника. 


     Убийство принца Вильгельма Оранского в Дельфте застало короля Филиппа врасплох. Вильгельма Оранского пытались убить несколько раз. Филипп знал о подготовке покушений, все они оказались неудачными, принцу Оранскому удавалось избежать смерти. Король Филипп ничего не делал для предотвращения покушений, но и ничем не поддерживал заговорщиков.

     Он объявил мятежного главаря бунтовщиков вне закона и не препятствовал назначению награды за поимку Оранского нидерландским наместником. В ответ принц Оранский поддержал незаконный Акт, по которому разбойники северных провинций Нидерландов отказывались признавать его, короля Испании Филиппа, своим сувереном. Король Филипп предпочитал именно поимку, он хотел устроить суд над мятежным Вильгельмом Оранским.

     На этот раз попытка убийства неожиданно удалась. Король Филипп не знал ещё радоваться ему или горевать. Не то, чтобы Филипп считал убийство неприемлемым методом, но в данных обстоятельствах убийство принесёт более вреда, чем пользы.

     Принц Вильгельм Оранский был его противником, предводителем бунтовщиков и пасквилянтом, опубликовавшим пресловутые Извинения*, обвинявшие его во всех смертных грехах и содержавшие совершеннейшую ложь, кроме, разве что, утверждения, что он был женат на своих родственницах.

     Несносный Оранский дошёл до обвинения его, короля Испании, в убийстве Дона Карлоса и королевы Елизаветы! Что можно ожидать от субъекта, который с лёгкостью меняет взгляды и религии в угоду своим амбициям! Король Филипп негодовал. Не взирая ни на что, он собирался идти на переговоры с Оранским, чтобы улучшить положение в Нидерландах и удержать их в составе испанской короны.

     Теперь же, когда принца Оранского не стало в результате покушения, а не расследования и суда, он с тревогой ожидал вестей из Нидерландов, предвидя новые бунты, как это было раннее после казни Эгмонта и Хорна.

     Он удалился в Эскориал, чтобы там прочитать все отчёты и выслушать советников. Ансамбль Эскориала наконец-то полностью отстроили, хотя и продолжали ещё украшать. По этому знаменательному поводу король Филипп распорядился устроить празднество и организовать очередной шахматный турнир в своей новой, только что устроенной и роскошно украшенной библиотеке.

     Всё чаще и чаще он удалялся теперь в Эскориал провести время в тиши и покое или в молитве, предаться воспоминаниям об ушедшей из жизни Анне. После того как Анна покинула его, он перестал носить другую одежду кроме чёрной. Эскориал стал любимым местом короля во всей Испании. Эскориал был его любимым детищем. Это был его собственный, мир, замкнутый на нём самом, это была его душа. Он распорядился повесить в своей спальне в Эскориале две картины Иеронима Босха - Семь Смертных Грехов и Семь Таинств. Перед сном он неизменно рассматривал картины и молился перед небольшим переносным алтарём, содержавшемся тут же, в спальне.

     В Эскориал королю Филиппу принесли известие о казни католической королевы Шотландии Марии Стюарт**. Известие произвело такой разительный эффект на короля Филиппа, что обычная невозмутимость покинула его.
   - Еретичка Елизавета казнила королеву Марию, - воскликнул сам себе король Филипп, глядя в послание и словно не веря написанному.

     К католической шотландской королеве Марии Стюарт Филипп относился с большой симпатией. В своё время велись переговоры о браке Марии с Доном Карлосом. Мария сначала благосклонно восприняла предложение, но затем свела переговоры на нет. По всей видимости, здесь постаралась Елизавета. Английская королева сумела убедить шотландскую в полной безумности Дона Карлоса.

     Филипп считал такой ход Марии неразумным перед лицом враждебной Англии. Католики утверждали: Мария Стюарт имеет большие права на английскую корону, чем коронованная Елизавета – дитя не признанного Папой брака, а значит, незаконнорождённое дитя. Нерешительная королева Мария не предъявляла свои права на английский трон, но и не отказывалась от них.

     Последние годы, по стечению обстоятельств, Мария была, по сути дела, пленницей Елизаветы в Англии. И вот результат: Елизавета Тюдор казнила Марию Стюарт, предъявив ей сомнительные обвинения. Совершенно очевидно, что она просто избавилась от соперницы, думал Филипп.

     Королева Елизавета уже давно активно действовала против Испании, поддерживая принца Оранского и одобряя дерзкие набеги английского пирата Фрэнсиса Дрейка, беззастенчиво грабившего испанские судна у берегов Испанских Индий  и Португалии. Казнь Марии Стюарт явилась последней каплей.

   - Это неслыханно. Казнь бедной королевы Марии не должна остаться безнаказанной для Елизаветы, - спокойно, ровно произнёс успевший уже прийти в себя король Филипп.
В Эскориале он встретил весть о полном разгроме Великой Армады – испанских военных кораблей, посланных к берегам Англии. Король Филипп молился о победе испанского флота, Бог предначертал поражение. Но на следующий год даровал Испании победу: английская Армада, посланная Елизаветой к берегам Испании была наголову разбита.

     Король Филипп чувствовал, что уже не в силах, как прежде, разъезжать по всем пределам Испании, не говоря уже о поездке в Нидерланды – об этом он даже не помышлял. Не в силах он был, как прежде, посвящать весь день, а нередко, и часть ночи, государственным бумагам. Он быстро уставал, ему требовался отдых. Всё чаще  он полагался на Бога в государственных делах, хотя здравый смысл подсказывал, что надежды на Господа недостаточно.

     Думал ли он о сложении в себя короны и королевских обязанностей? О, да, думал, вернее – мечтал. Для него это пока была несбыточная мечта, его единственный оставшийся в живых сын и наследник Филипп был ещё слишком мал. Пока принц Филипп не подрастёт, король Филипп должен нести на своих плечах возложенную на него Богом ношу. Едва ли не каждый день король Филипп молил Господа не забирать у него сына, а у государства наследника. В Эскориале и Мадриде он устраивал пышные процессии во славу Святой Анны в память о королеве Анне.


Испания, Эскориал, 1594 год.

     По его указанию слуги раздвинули створки триптиха и удалились за двери небольшого зала, готовые немедленно появиться по первому зову. После серо-коричневой гризайли сдвинутых створок, ожидаемая яркость, лёгкость, воздушность и сияющий свет центральной панели разлетелись вокруг невидимыми брызгами и забрызгали короля Филиппа.

     Одетый с головы до ног в чёрное, он сидел на удобном резном стуле эбенового дерева, рядом со стулом лежала трость, специально изготовленная по его заказу, не для дополнительного шарма его образу, а для помощи в передвижении. Он ходил теперь только с тростью, его часто одолевали жестокие приступы подагрической боли.

     Перед ним висел оригинал Иеронима Босха, некогда принадлежавший Вильгельму Оранскому, некогда поразивший, ослепивший его словно молния. Король Филипп готов был согласиться с доньей Менсией: копии триптиха не производят разящего эффекта оригинала. Донья Менсия де Мендоса говорила о некоей магии при написании мастером Иеронимом триптиха, похожее утверждал и хорошо знавший Босха дон Диего де Гевара.

     Одно время он, король Филипп, так увлёкся собиранием работ мастерской Босха, что думал о Диего де Геваре, подбирая имя одному из своих сыновей***.  Магия или нет, но король Филипп был безмерно горд и счастлив отличными успехами принца Диего в обучении.

     И что королю Филиппу казалось необычным в поведении мальчика – он мог часами рассматривать картины Иеронима Босха, несмотря на то, что пугался его жутких существ. Картины мастера невероятным образом притягивали маленького принца. Когда принц Диего умер, мир для короля Филиппа перевернулся. После смерти Диего короля Филиппа стали одолевать сильные приступы подагры, он приобрёл свою первую трость.

     Рассудительный герцог Альба завещал триптих не непутёвому, ветреному сыну Фадрике, который стал следующим герцогом Альба после смерти отца, а внебрачному сыну Фернандо – приору Мальтийского Ордена. Король Филипп пристально следил за тем, чтобы триптих, попав волею судьбы в Испанию, уже не покинул её пределов.

     После кончины отца Фернандо король Филипп отправил советников на аукцион, распродававший его вещи, с простым, коротким приказом: купить триптих Иеронима Босха за любую сумму.

     Филипп рассматривал триптих. Его внимание привлекло странное существо человека-дерева на адской панели. Светлое, сродни лёгким фигуркам центральной панели, лицо этого творения кисти мастера казалось ещё и бледным, даже несколько прозрачным в окружавшем его мраке. Тело существа, тоже светлое, не производило такого впечатления, а казалось имевшим объём и массу.

     Лицо существа словно изучало окружавшее его пространство. Взгляд выражал печаль. Или иронию? Решит ли это когда-нибудь для себя король Филипп? А может быть это лицо мастера? Оно походило на изображение Иеронима Босха на гравюре, приобретённой по случаю королём Филиппом.

     Король встал, опираясь на трость, задержался на мгновение, слегка усмехнулся, подумал: «Ах, донья Менсия». Он бросил долгий последний взгляд на светящийся центр триптиха, приказал слугам закрыть створки и, опираясь на трость, пошёл из зала. Сияющий, воздушный свет центральной панели всё ещё оставался в душе короля Филиппа.
* «Извинения» («Apology») - письмо Вильгельма Оранского в свою защиту в ответ на обвинения в измене и объявление вне закона. Написано и зачитано на заседании Генеральных Штатов в Дельфте в декабре 1580 года. Позже письмо было опубликовано.
** Мария I Стюарт (1542 – 1587) – королева Шотландии с шестого дня от рождения до 1567г., претендентка на трон Англии как правнучка Генриха VII.
***Принц Диего Феликс ( 1575 – 1582) – принц Астурийский (т.е. наследник испанской короны) с 1578 года


Рецензии
Лана!
Спасибо большое Вам за
увлекательный роман.
Творческих Вам успехов и
всего-всего самого наилучшего.
С уважением и теплом, Галина.

Галина Дударева-2   18.02.2025 22:46     Заявить о нарушении
Здравствуйте Галина.

Благодарю Вас за прочтение и тёплый отзыв.

С самыми добрыми пожеланиями,

Лана Ладынина   19.02.2025 00:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.