Карфаген. Нюансы пунической кулинарии

Ханаан – запад Плодородного полумесяца, в начале III-го тысячелетия до н.э. был заселён финикийцами (сами себя они называли хананеянами). Финикия так и не обрела политического единства, и история её – это история разрозненных, но богатых морской торговлей городов: Гублы (Библа), Сидона, Берита, Тира, Арвада, а также колоний в Испании, на островах Средиземного моря и в Северной Африке (в том числе и Карфагена, основанного по инициативе Тира в 814 г. до н.э., на месте нынешнего Туниса). По одной из версий предками финикийцев были племена Бахрейна, который считали своей исконной родиной и шумеры. И действительно, есть сходство между ханаанескими и южноаравийскими языками, однако единого этноса финикийцы в итоге не составили. Из-за разницы в диалектах греки считали Финикией собственно северные её территории, а южные объединяли под названием «Сидон». На протяжении едва ли не всей своей истории финикийские города и ресурсы, их окружающие, были добычей очередной империи, добившейся гегемонии в мире. Активный поиск финикийскими мореходами земли свободной и безопасной мог быть следствием этого. Но образованные ими колонии не поддерживали политически прародину, а существовали сами по себе и для себя.

Их культура не менее пестра, чем в Ханаане, она впитывала традиции многих народов, с которыми шла бурная торговля. Если говорить о Карфагене, то там, к примеру, были в моде такие имена, как Мицри («Египет») и Шарданат («Сардиния»). В начале уже XX-го века немецкий египтолог Л. Кеймер, посетив Тунис, с изумлением увидел, что арабские денди украшают свои тюрбаны миниатюрной копией виртуозного древнеегипетского букета, а дамы – те даже носят татуировки в виде них! Трапеза карфагенян не могла радикально отличаться от обычного ближневосточного стола, и к ней была добавлена лишь малая толика местных специй. Их скот был ввезён в Африку с прежней родины, и их радовали те же дары моря, что и финикийцев. Да и зависимость от Тира была одолена не сразу. Археоботанические находки из Туниса были разбиты на три группы: пуническую (до нашей эры), римскую (после нашей эры) и византийскую (поздняя античность). Из карфагенских культур ряд завезен туда переселенцами-основателями (тутовое дерево, дыня шате, столовый арбуз, колоцинт, виноград, мак, сладкая дыня, инжир, сафлор, гранат, миндаль, и т.д.), ряд был введён со временем в разные периоды (персик, груша, рябина, слива, кордия, цитрон и т.д.). Тут нелишне напомнить, что римляне называли гранат «яблоком Карфагена», хотя это дерево родом из Малой Азии.

Не все растения, известные из раскопок Карфагена, росли именно там: орехи (кроме, разве, миндаля) были частью дорогого импорта. Фундук и грецкие орехи в пуническую эпоху – изысканное лакомство богачей, и только в византийскую распространились много шире. То же касается семян пинии, бывших модной античной приправой. Не очень ясно, знали ли карфагеняне плоды сладкого каштана, который и теперь дико растёт на северо-западе Туниса. Как ни странно, ввозили и финики (их не пытались активно выращивать, предпочитая закупать партии обильного урожая из египетских оазисов). Это теперь тунисские финики славятся на весь белый свет. Климат Карфагена близок ливийскому или египетскому: открытый зимним дождям север покрывал средиземноморский маквис (а это кермесный дуб, ладанник, можжевельник, мастичное дерево, ежевика, мирт, зизифус и многие другие ценные во всех отношениях растения), а знойный и сухой юг требовал неустанного и кропотливого труда на скудной земле. На карфагенском юге в полях преобладали бобовые культуры, особенно чечевица (это же характерно для египтян), а также нут, бобы фава, горох. Их предпочитали за исключительную терпимость к засухе. А самыми стойкими из них были чина и горькая вика, но их ядовитые зёрна перед употреблением в пищу нужно основательно вымачивать.

К овощам, судя по семенам, можно смело причислить ранние (листовые) формы свёклы, капусты, огородный портулак, щавель, репу, морковь и шате, заменявшие огурцы древним. У египтян преобладали листовые овощи, так как корнеплоды в их климате всё же наливались скверно, зато бахчевые (те же шате) росли великолепно. В числе наиболее ранних, простых и широко распространённых трав и приправ карфагеняне могли использовать столь же обычные для древневосточных стран «букеты»: в них входят укроп, кориандр, фенхель, салатная хризантема, розмарин, лаванда, резеда, мята, дикий сельдерей, белая горчица. Из особых, дикорастущих пряноароматических трав можно указать зонтичные: тордилиум, кишнец и капнофиллум. К доступному всем лакомству относят ягоды чёрного паслёна, здешнего вида зизифуса – мавританского «лотоса», ежевики вязолистной и боярышника. Те же египтяне ели зизифус в доисторическую ещё эпоху (вида «христов тёрн»), знали они и паслён, а два вида ежевики у них в садах видел Диоскорид. Кордия – египетское дерево с ягодами как у мушмулы, попадёт в Карфаген только при византийцах. В римскую эпоху Карфаген, как и Египет, был житницей Империи, поэтому хлебные нивы всё же были украшением его возделанных ландшафтов там, где это позволяли условия. Главными культурами были ячмень и пшеница.

К удивлению, нет никаких данных о выращивании проса или «чёрного риса» (чумизы, или могара) в южных регионах Карфагена, и даже в римском и византийском ярусах нет следов импортного модного экзота – риса. А вот Египет знал и просо, и некоторые полудикие африканские злаки, способные окультурить «пропащие» земли (например, тефф, свинорой). Как и в Египте, олива в Карфагене долго обретала высокое значение, и ещё в 4-м веке до н.э. выращивалась мало, хотя в маквисе было полно диких маслин. До византийской эпохи пищевое масло там давили из орехов мастикового дерева, кунжута, льна и сафлора (это сближало кухню ранних карфагенян с древней ближневосточной, и несколько отдаляло от средиземноморской, где очень любили именно оливковое масло). К 4-му веку до н.э. относят косточки персиков, найденные в развалинах Карфагена, но надо помнить, что на греческом острове Самос они были и 7-го века до н.э. То есть, в ближайшее время могут быть найдены и более древние свидетельства культуры персика. С оригинальной целью карфагеняне разводили рябину (римская затея, осуществлённая и в Египте) – не ради ягод, а ради сладкой манны, сочившейся из трещин в коре. Аналогично тут использовали и белый (цветочный, манновый) ясень, родом из стран Леванта. У этого ясеня манна обладает пикантной горчинкой как у гречишного мёда. Ради неё его до сих пор разводят, например, на Сицилии.

Источники:

Виллем Ван Зейст, Ситзе Боттема, Марике Ван Дер Вин. «Диета и растительность в Древнем Карфагене. Археоботанические свидетельства». Нидерланды, Гронинген, 2001 г./Willem van Zeist, Sytze Bottema, Marijke van der Veen. Diet and vegetation at ancient Carthage the archaeobotanical evidence. Groningen, 2001

Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСГ», 2001.

Статья египтологического блога «На балу мумий» «Флористы и аранжировка букетов в Древнем Египте» от 3-го августа 2018 г. С обширной научной библиографией, включая книги Швенфурта и Л. Манниш/At the Mummies ball. Florists and flower arranging in Ancient Egypt. August. 3, 2018

Теофраст. Исследование о растениях/пер. М.Е. Сергеенко, ред. И.И. Толстого и Б.К. Шишкина. IV век до н.э. (ок. 370 - ок. 287 до н.э.)

Манниш Лиз (Маннихе Лайза), профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche.

Каудулло Г., Д. де Риго. «Fraxinus ornus в Европе». Статья из Атласа европейских деревьев./G. Caudullo, D. de Rigo. Fraxinus ornus in Europe: distribution, habitat, usage and threats. European Atlas of Forest Tree Species, Publisher: Publication Office of the European Union, Luxembourg, Editors: Jesus San-Miguel-Ayanz, Daniele de Rigo, Giovanni Caudullo, Tracy Houston Durrant, Achille Mauri.


Рецензии
Понравилось, Екатерина. Сам я, конечно, специальной литературы по кухне Карфагена не читал, но всегда вспоминаю мнение ботаника Евтюховой. Она попробовала читать "Саламбо" Флобера и с негодованием отбросила книгу после первых страниц. В книге наемники шли через заросли кактусов. Флобер специально ездил в Тунис. Но растительность современная и древняя, конечно, не совпадают. Удивительно, как ученые трепетно относятся к достоверности в художественной литературе! С дружеским приветом

Юрий Панов 2   09.03.2021 17:56     Заявить о нарушении
В последнее время я часто сталкиваюсь с дурными переводами иностранной литературы, в том числе и научной. Я их называю "кукурузными" за то, что там без оглядки на контекст переводят английское слово "corn" как "кукруза", "маис". Но оно так же означает и просто "зерно", и даже "пшеничное зерно". И, разумеется, в книгах о древних цивилизациях Старого света авторы под "corn" имели ввиду пшеницу, а не кукурузу. Вероятно, в какой-то момент в разговорном, да и в литературном языке "corn" стало популярнее "grain" с его однозначным значением. То, что люди несведующие путаются - это понятно, но в случае переводчиков это уже лень и безответственность. Из виду нельзя упускать и то, что в художественной (особенно) литературе часто употребляется тривиальное название растения. Я откровенно не люблю, когда мимусопс "обзывают" египетским авокадо", что вводит многих людей в заблуждение, ведь персея американская не имеет ничего общего с античной персеей, которую так любили в Древнем Египте. Эллен Кэннон Рид, к примеру, которая в своей книге "Цикл Исиды" пытается как можно более атмосферно реконструировать мир Древнего Египта, на этом "споткнулась". Она реально думает, что персея египтян - это разновидность авокадо, и египтяне, стало быть, угощались своим вариантом гуакамоле. Радует, впрочем, что появилось и очень много новых и качественных статей и книг, открывающих ранее неизвестные новые данные о флоре Старого света в древности. Так, к примеру, выяснилось, что в Мегиддо употребляли благовония на основе ванили. Но это не американская ваниль, разумеется. Она либо южноазиатского, либо африканского происхождения. Так как Мегиддо - узел, соединявший множество торговых путей, такого рода ароматы должны были быть известны не в одном царском или княжеском доме Древнего Востока.

Екатерина Боталова   09.03.2021 19:03   Заявить о нарушении