Дар богини Нинкаси. Виноваты дрожжи

Не раньше сотого века до н.э., на заре земледелия люди научились варить эль. Он известен по всему свету: это каш шумеров, сикару (сикера) аккадян, хенкет египтян, марнуан и валхи хеттов, пульке ацтеков, чича инков и тьма разных других названий. В пути когда-то неприкаянные кочевники собирали дикие злаки, пытаясь сдобрить ими обычный охотничий паёк. Из зерна готовили нечто вроде похлёбки – его дробили, замачивали в чанах, смешивали с другими дарами природы – орехами, ягодами, даже рыбой. В такой «бульон» бросали раскалённые камни, и он загустевал от вытекшего из распаренных зёрен крахмала. Зерно хранили в ямах, собирая в пористые сосуды, и это был верный запас еды на случай беды – дикая природа очень коварна и капризна.

За три недели одна семья могла собрать в поле запас на год – это и побудило бывших кочевников основать первые селения и города, где от крупяных супов и каш мало-помалу дошли до хлеба, и, разумеется, пива. Люди уже явно знали забродивший хмельной сок из диких фруктов, ягод и дикого же мёда, но в течение года такие изыски были редкостью в суровой жизни эпохи палеолита. Ещё не было даже сосудов для хранения вина и медовухи. А зерно в ямах-элеваторах не иссякало, но из-за влаги в почве оно нет-нет, да и прорастало. И все заметили, что такое зерно сладкое: ещё бы, в нём крахмал превратился в мальтозу и солод. Особенно же радовал сладостью проросший ячмень. И случайно забродившая от диких дрожжей сладкая каша из соложеного зерна послужила толчком к открытию пива.

Кто-то, сильно мучимый голодом, отведал её и провёл день в весёлой эйфории или томном блаженстве. Хмель, ударяющий в голову, вызывающий дивные видения, считался даром богов. Такой опыт вызвал, наверное, бурный восторг и веселье во всём племени. Горы зерна обещали и «реки» пива. 4000 лет до н.э. оно уже было главным напитком на всём Леванте, особенно в той южной его части, где не мог, увы, расти виноград. Этой эпохой датирован пивной осадок («камень») из иранской местности Годин Тепе. До появления керамики или при её отсутствии пиво могли варить в просмолённых корзинах, бурдючках из кожи и желудках животных (как примитивный сыр), каменной посуде и даже сосудах из крупных раковин и в деревянной колоде (культовое финское пиво сахти в старину готовили именно так – в выдолбленном дереве, и кое-где чтут эту традицию до сих пор).

До разных пряных добавок дело дошло явно не сразу, но зато было отмечено, что лучшее пиво «появлялось» из много раз пользованных чанов – в трещинах и порах на стенках посуды оставались дикие дрожжи. Разновидность египетских пивных грибков известна как дрожжи Уинлока (Saccharomyces Winlocki) У жителей нильской долины было как минимум 17 сортов пива с самыми помпезными названиями: «прекрасное», «небесное», «приносящее радость», «обильное» и ритуальные виды. Готовили его из эммера, ячменя, африканского проса и полуполбы («беша»), иногда с мёдом и соком фруктов. Растения хмель в ту пору у них не было, но кориандр и можжевельник, а иногда и экзотические пряности отлично нивелировали изрядную сладость египетского пива, которое Диодор равнял с вином. Зерновой напиток (как и вино) египтяне считали даром Осириса, что был воплощением всех растительных сил.

У хеттов было, в основном, пиво пшеничное, с изрядной долей семян водяного перца, если только это был не десертный сорт (валхи, малнуан). В Двуречье, как сообщили первые таблички, пива было сортов 20: «свежее», «тёмное», «крепкое», «красно-коричневое» (самое сладкое), «лёгкое», «прессованное», алаппану (коктейль с гранатовым соком) и т.д. Как небесный покровитель пивоваренного искусства у шумер выступала славная богиня Нинкаси. Хлеб, используемый месопотамцами для производства пива, назывался «баппир» и он был только из проросшего ячменя – это маленькие круглые пресные булочки, дважды запечённые до тёмно-бурой корочки и с секретиком внутри – живыми дрожжами.

В Египте из проросшего зерна (любого) готовили десертные лепёшки, но месопотамский баппир предназначался строго для пива, его даже хранили на государственных складах и дозволяли есть только в лютый голод. В день «варения» хитрый хлебец крошили в месиво из воды, соложёных зёрен, мёда, тёртых в пасту фиников, пряностей. Баппир был «сухарным» запасом пивовара, но до того, как он вошёл в оборот, пиво, несомненно, делали более примитивным образом – из зерновой кашицы. Так до сих пор делают египто-нубийскую бузу и суданскую меррису, причём последняя варится из разжёванных злаков. О том, что крепкое пиво губит людей, все народы знали. В мифах шумер божественная пара Энки и Нинмах лепили род человеческий из «праха земного» (как водится), но стоило им на радостях выпить пива, как из их рук вышли уродцы и калеки.

Владычица смерти Эрешкигаль принимает стучащуюся во врата её царства сестру за полоумного пьяницу – только такой и может сдуру ломиться в преисподнюю. По решительно драконовским законам Хаммураппи за кабаками, вечно бывшими заодно и притонами, был строгий надзор. За обсчёт гостя шинкарку топили, а если «сестра бога» (жрица высокого ранга) посмела бы гулять по кабакам, её сожгли бы заживо, ибо это позор для храма и нарушение обета чистоты. В норме люди утоляли жажду весьма слабеньким пивом, даже цветом больше похожим на овсяный квас, причём вначале пили компанией из одного «пифоса» в человеческий рост, и только с развитием производства всевозможной посуды перешли на маленькие кувшины. В Двуречье количество сил (литров) пива в день на человека зависела от его звания.

И то, что пили цари, разные жрецы, судьи, книжники, чиновники и сановники, их жёны было куда более крепким и сладким. В Египте строители пирамид получали два кувшина по четыре литра в день – это солиднее, но и работа у них была адской. Одна бригада пирамидостроителей называлась «ханыги Менкаура». Зерно было эквивалентом денег и в египетском, и в месопотамском регионах, а основа основ рациона – хлеб и пиво стали символами цивилизации. Не случайно дикий человек из шумерского эпоса – Энкиду, обрёл ясный ум и нежные чувства, впервые вкусив хлеба и испив кряду семь кувшинов сикеры из рук своей ласковой искусительницы – Шамхат. Сей «тарзан» был, возможно, ещё памятным образом первобытного собирателя…

Источники:

Кауфман Кэти. Кухня античных цивилизаций./Kaufman, Cathy K. Cooking in Ancient Civilizations. Greenwood Publishing Group, 2006. ISBN 0-313-33204-5. P. 182
Стэндейдж Том, «История мира в шести бокалах», © Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018/“A history of world in 6 glasses” © 2005 by Tom Standage. All rights reserved

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. «Просвещение», 1994 г.
Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

Шейпак А.А. История науки и техники. Учеб. пособие. Ч. 1. 2-е изд. с изм. и доп. – М. МГИУ, 2007 г.

Петроченков Александр. Крафтовое пиво. Пивная революция: руководство от инсайдера. Litres, 15 дек. 2017 г.
https://profibeer.ru/beer/34130/
https://profibeer.ru/beer/33254/
https://harald-halti.livejournal.com/8235.html
https://anthrochef.blog/2018/01/22/sumerian-beer/


Рецензии
Пиво, все-таки не амрита. Напиток плебеев. Патриции пьют исключительно вино. Виноград основа радостной цивилизации. В Греции не был, но в Пантикапее довелось, там культура потребления вина была не высоте! С улыбкой

Юрий Панов 2   18.03.2021 11:22     Заявить о нарушении
СПОР МЕЖДУ ВАКХОМ И ПИВОМ

Чтоб потешить вас, братцы, беседою,
я вам байку смешную поведаю:
Вакх и пиво однажды повздорили
и нещадно друг друга позорили.

В жарком споре случается всякое...
Диспут мог бы окончиться дракою,
ибо Вакх выдвигал обвинения,
как всегда, находясь в опьянении.

"Ты, - кричал он, махая ручищами, -
до небес превозносишься нищими!
Я ж, являясь богов украшением,
подвергаюсь порой поношениям.

Можно ль мерить нас общею мерою?
Говорят: рождено ты Церерою.
Нет! При всей своей мнимой безвредности,
эта ложь - порождение бедности.

Нищетой рождено в беззаконии,
ты - утеха для нищей Саксонии,
ты, как шлюха, сошлась с голодранцами,
будь то швабами или фламандцами.

Пьют бродяги тебя и отшельники,
школяры и монахи-бездельники,
воры пьют со своими подружками,
громыхая огромными кружками.

Всех ты, подлое пиво, бесстыжее,
опоило проклятою жижею,
так что даже особы священные
соблазнялись порой твоей пеною!

Да, ты брызжешь, ты плещешь, ты пенишься
и, возможно, поэтому ценишься.
Но, хоть славы вовсю домогаешься,
понапрасну со мною тягаешься!

Вакх - бессмертной природы творение -
возвращает незрячему зрение,
и способно творение богово
сделать юношей старца убогого!

Вакх с любою кручиной справляется:
безнадежно больной поправляется,
холостяк стать супругом готовится,
а скалдырник транжиром становится.

Разливая вино виноградное,
Вакх приходит к вам с вестью отрадною,
и, отведав напиток, резонно вы
повторяете строки Назоновы:

"Душу нам греет вино, ее открывая веселью..."
Вакх освоил науки премногие -
от грамматики до астрологии,
от черчения до элоквенции,
вплоть до тонкостей юриспруденции.

Упоительна мудрая речь его!
С глупым пивом равнять его нечего,
потому что для доброго гения
оскорбительны эти сравнения!

Эх ты, горькое пиво кабацкое!
Ну-ка спрячь свое рыло дурацкое!
Убирайся назад в свою бочечку
и сиди там хоть целую ночечку!.."

...Пусть же славится Вакха всесилие!
Благовонный, как роза и лилия,
от души тебя крепко целуем мы,
и тебе воспоем "Аллилуйю" мы!

Лирика вагантов в переводе Льва Гинзбурга

У всех народов было по-разному, но, к примеру, египтяне одинаково уважали вино и пиво, потому что и виноград, и злаки - растения Осириса. Но при этом вино в Египте было доступно лишь элите. Уход за садом, который разбивали за пределами поймы, был решительно невозможен без целой армии рабочих. И сами виноградники, и садовники были в руках царя и знати - храмовой, чиновничьей, военной и т.д. Так что простолюдин пил вино очень редко. Оно было дорого.

Екатерина Боталова   18.03.2021 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.