Маленькие люди. 29. Из первых уст
С утра меня потащило в прошлое, где моя музыка только-только расправляла крылья. Как тогда жилось? По-разному. Ну о всех не буду, а о своём детище скажу так: минимум какой-то был, а дальше приходилось ворочать извилинами. О чём речь? Об аппаратуре, поскольку без неё родимой нечего было и думать о жанре ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Это сейчас всякого оборудования столько, что, если имеются деньги, можно и на зиму запасать, так сказать в прок. Тогда каждый динамик стоил на вес золота и распределение шло через обком… по разнарядке. В виду того, что в первую очередь снабжались школы, учреждениям дополнительного образования доставались остатки, которые больше смахивали на ошмётки.
И какой выход? К примеру, я после своей свадьбы часть денег потратил на пару микрофонов и микшерский пульт «Карат». Сразу же тёща пошла на меня в «штыковую атаку». Ну, ещё сбивались с ребятнёй в такие компании с рюкзаками за спинами и мотались по прибрежным посадкам: собирали пустые бутылки, цветной металл... Кстати, после этих «мотаний» приобрели с рук итальянскую электронную ударную установку. Ещё достал старые парты и из них с пацанами напилили себе колонок под динамики, которыми я разжился по случаю. Уже было кое-что и мы стали чаще выступать на выездах. Параллельно играл во взрослых коллективах и кое-что доставал через них из числа списанного оборудования.
Вот, а потом задал вопрос власти, которая нас использовала по своему усмотрению, ничего в нас не вкладывая при этом. Какой вопрос был? А он звучал так: «Труд должен быть оплачиваем или как?» Даже ухом не повели. Ага, а один раз сказали так, мол, детям не положено платить. Крепко тогда задумался.
Конечно, сразу надо было рвать когти из этой системы образования. Что-то меня попридержало. И потом, ребятня вырастала и уходила… в свободное плаванье. У каждого была своя дорога. Ну, а мне приходилось опять начинать всё сначала. Пробовал что-то сколотить из выпускников, но все проекты разваливались уже через несколько месяцев. Сказывалась слабая материальная база, да и чем они становились взрослее, у них менялось мировоззрение и весь подростковый романтизм и вера в то, что завтра будет лучше, закончились.
Пробовал ещё раз найти общий язык с властью. Сняли передачу об эстрадном объединении «Эксперимент». Это так мы назвались. Как сладко власть говорила на камеру. Но на деле отмахивалась от нас, как от надоедливых мух. О нас писали в центральных газетах и журналах. Это заставляло чуть-чуть чиновников свои задницы отклеивать от кресел, но только для того, чтобы убедиться, что мы за власть Советов и нет никакого заговора против системы.
Мне это надоело и тогда я полез в бизнес. В городе появилось МП «Эксперимент». И тут же по нам ударили налогами. Долго доказывал, что это дети и к ним подход должен быть другим. Увы, не хотели слышать, а может просто им было лень. Пришлось это МП отдать инвалидам-предпринимателям, перерегистрировав его, выведя из аббревиатуры слово «Эксперимент».
И опять мы ничьи. Нет, так-то номинально принадлежали Дому пионеров, но это было такое «болото», что вспоминать не хочется. Вроде и на хорошем счету были и до 1992 года в смотрах никому не уступили ни разу «пальму первенства» среди детских и подростковых ВИА, а всё равно в материальном плане плелись в конце строя. Обидно, чёрт…
Тут ещё система образования решила подчистить свои ряды и всех, у кого не было педагогического образования, выставили на улицу. Пришлось мне в срочном порядке поступать в педагогический институт на исторический факультет. Пока учился, жанру ВИА в городе «свернули шею». Бывшие руководители детских ВИА ушли на более «хлебные места». Если раньше я собирал до двадцати коллективов в этом жанре на всякого рода фестивали у себя в Дзержинском районе, то после этой «чистки» мы остались с пацанвой практически одни. Лихо?
Вот так и закончилась эпоха ВИА у нас в городе. Параллельно эту же «чистку» провело и ведомство культуры, где базировались взрослые команды. Чтобы «дискоклубам» не было обидно и их заодно проредили. Это был конец 80-х.
Кто-то ушёл в «тень», а мы с ребятнёй вопреки всему остались на плаву. В 1992 году последний раз участвовали в смотре ВИА, где своими глазами увидели, как некоторые коллективы стали работать под фонограммы. Жюри это нисколько не смутило. Это был конец.
Ну, а после на сцены повылазили всякие шоу-группы, вокальные ансамбли с элементами хореографии. Я тоже попробовал такой коллектив собрать в стенах эстрадного объединения «Эксперимент»: шоу-группа «Икс». Получилось. Стали чаще выступать. Параллельно продолжал заниматься с ВИА. Съездил в Москву на конкурс композиторов, пишущих музыку для детей. Вот, а потом посыпались приглашения: Израиль, Болгария, Канада. Казалось бы, что вот он шанс и надо двигать в этом направлении, но администрация Дома пионеров (директор Тучина В.П.) переименованного потом в детский центр (ЦДЮТ), запретила нам покидать пределы города. Опять противостояние, которое закончилось тем, что я собрал своих воспитанников и мы ушли на базу педагогичного колледжа города Оренбурга. Собственно, там и сидим до сих пор. Многое поменялось и ВИА я уже не занимаюсь. Консультирую, обучаю, но уже без былого размаха. Перестали ходить по смотрам, где за кусок картона идут на подлог и поют порой под фонограмму «плюс». Этот цирк мне не интересен.
Много воды утекло с той поры. Постепенно в городе стали возрождать ВИА, только теперь их именуют группами. Сути это не поменяло, хотя особенность одна себя проявила отчётливо: качество владения музыкальными инструментами уступило место запакованности музыкантов. Репертуар? Так у нас всегда были крайности: или пели песнюшки про Родину до рвоты, или про то, как пахнет война и на худой конец про чувства, где кто-то кому-то не дал и далее по нарастающей.
А что я? Кто-то недавно меня похвалил, мол, вне времени ваш покорный слуга. Смешно… А может оно и хорошо, что так, ибо лучше так, чем прогибаться под эту систему, поставившая во главу угла рубль.
Свидетельство о публикации №220102500902