Традиционная народная игра в современном микрорайо

Традиционная народная игра в современном микрорайоне г. Москвы “Крылатское”.

Ефимов А. В. см. также https://krylatc.livejournal.com/16672.html
и
http://proza.ru/2017/02/11/1788

https://krylatj.livejournal.com/28282.html
Москва
1997г.
 
Введение

Игра, как форма деятельности, сопровождает человека на протяжении всей его жизни, Невозможно представить себе человека, который, будучи малышом, не возился бы с погремушками и куличиками, повзрослев не бегал бы в салки, не играл бы в прятки, в жмурки, не строил бы снежную крепость. Проходило время, и на смену и в подмогу этим играм приходили лапта, футбол, волейбол. Когда же годы берут свое, эти игры заменяли домино, шашки и т.д.
В старину игровая деятельность детей и взрослых гармонично вписывалась в праздничный народный календарь. Из десятилетия в десятилетие, от одного поколения к другому передавались традиции поведения маленьких, детей, подростков, молодежи и других возрастных групп на том или на другом празднике .
К сожалению, за прошедшие годы, многое утрачено и гармоничная система нарушена. Остались отдельные слабо связанные друг с другом части, но и в этих частях бытуют основные элементы забытых традиций. Для того, чтобы из отдельных частей снова составить целое нужны усилия многих людей. В  настоящее время мы видим как многие из забытых праздников обретают новую жизнь. Однако следует отметить, что, как правило, возрождается театрализованная или обрядовая часть праздника.  Это связано с тем, что проведение забытых игр ( бывших традиционными) требует определенной подготовки, хотя бы части участников праздника, тогда как действие на сцене можно просто смотреть.  Проведение традиционных народных игр возможно при участие специально подготовленного детского коллектива. Наличие подобного коллектива вносит в проведение любого традиционного праздника особый колорит и позволяет наиболее полно использовать накопленный поколениями опыт проведения традиционных народных праздников.
Игры микрорайона г. Москвы “Крылатское”
При знакомстве с вновь построенными районами возникает  впечатление, что игровая деятельность в новостройке не столь активна,  по сравнению с обжитым районом.
От части  это правильно т.к.  на первых порах во дворах мало школьников, они еще не сдружились и место,  в которое они  попали им не знакомо.
Но это только отчасти правильно,  в основном же  наблюдается взлет игровой деятельности, только она как правило скрыта от глаз и нацелена на познавательную деятельность,  основана на  познавательной активности.  Новые места, новые друзья, новые игры. Часто эти  игры  вредны и опасны - это тоже ведет к скрытности.
В районе  -  новостройке школьникам открываются такие места, которые, как правило в обыденной жизни для них  недоступны. Не  во всех чердаках  и  подвалах есть закрытые на замки двери и поэтому можно полазать по крыше и по подвалу. Кругом навален строительный мусор, из  которого  можно  добыть  массу интересных вещей.  Идет строительство соседних домов,  само по себе очень привлекательно. Наконец есть построенные и незаселенные дома,  что также притягивает к себе.
Школьников подталкивает  к познавательной деятельности и отсутствия отрицательного - запретительного опыта. Как правило если они попадаются особых последствий для них не бывает. Даже исключительные случаи - травмы,  удары электротоком и  пр.  не  остужают познавательного пыла. В этом познавании своего места, где они будут жить, есть помимо всего прочего и объективная потребность.
Но игровая  деятельность не может прятаться постоянно и наступает такой момент,  когда она в том или ином месте  прорывается наружу. Это  скорее  всего будет какая-то "эпидемия" игры,  вдруг охватившая всех школьников,  или  необычайно  популярное  игровое место. Как  правило  это продолжается недолго и более пристальное изучение показывает,  что особой причины, по которой выбрана игра или игровое место, не было. Просто в познавании своего нового места жительства школьники сделали маленькое открытие, а так как это сделали впервые и эмоциональное воздействие очень высоко, то им захотелось это открытие закрепить.
Например в  микрорайоне  "Крылатское"  на  нечетной  стороне Осеннего бульвара в первый год, необычайной популярностью  пользовалась ледяная горка возле д.7к.2,  прошло чуть более года и про нее забыли и сейчас здесь катаются очень редко. Или, например эпидемия игры во "вкладыши" охватившая школьников в 1987г....1988г. и явно наметившийся спад в настоящее время. А кто-нибудь помнит такую игру "в машинки",  сделанные  из бумажного листа, которые двигали потоком воздуха?  Ведь сейчас наверное мало кто из школьников смастерит подобную  "машинку",  а ведь была очень популярна в том же 1987г.
Естественная познавательная активность заставляет школьников исследовать и  ближайшие окрестности.  В этом случае игровая деятельность переносится в ближайшие овраги, в лес и в "моря" - грандиозные лужи, которые, как правило имеются в новых микрорайонах в избытке.
Но и  это не однонаправленный процесс.  Постепенно,  по мере возрастания объема знаний о новом месте жительства,  познавательная активность направленная "во вне", стихает, а "открытые" места обрастают слухами и "странными" историями,  естественным  образом ограничивающие ребячью  подвижность пространством "своего" двора. Теперь для познавательной деятельности нужна группа.  Одному  или вдвоем исследователю становится страшновато. Но группу собрать не так просто. Для этого нужно узнать друг друга. Для  этого  нужно друг с другом поиграть.  Хочется сделать вывод, что именно это и стимулирует появление коллективных игр  в наших дворах. Но это не совсем так. Ведь на самом деле игра ценна и сама по себе.  Игра заключает в  себе и  удовольствие  и  чувство удовлетворения от своего умения и многое многое другое.
Собственно говоря начиная с этого момента жизнь в новостройке входит в обычное русло.  Школьники ссорятся и мирятся, пробуют разнообразные игры. Кто-то успевает сдружится и продолжает познавать окрестности,  кто-то делает это позже.  Здесь многое зависит от характера самих школьников и их родителей.  Наиболее  активная часть ребят  может очень надоесть взрослым,  продолжая совать нос туда, куда не положено. Именно в это время выделяются и откровенно хулиганские наклонности некоторых ребят, но в целом все входит в норму обыденной для  других,  уже  обжитых  жилых  районов.  Но опять-таки это  верно  только  отчасти.  В новом районе неизбежны открытия ребят: узнали, где лучше всего купаться; узнали, где самая лучшая  горка,  где  здорово гонять на велосипеде,  где лучше всего запускать воздушного змея и т.д. Открытие одним из школьников может увлечь и других. В это время школьники наиболее активно начинают опробывать новые игры,  с  единственным  ограничением  - число участников игры,  как правило не более 7...8 человек. Большее число игроков собирается редко - еще не все сдружились.
Для нашего  микрорайона  "Крылатское" время поиска новых игр наступило в 1987г.  Именно в это тогда и возник наш клуб  КДИ-КНТ (Клуб Друзей Игры - Клуб Народных Традиций). До этого момента велась запись отдельных игр и игровых случаев с несколькими  школьниками. Да и сами игры требовали одного - двух участников:  "Кони- Кони",  "На Алтайских горах",  "Дзуба Дзуба", и др. (Это запись марта 1986г.)  В начале апреля 1986г.  записаны впервые игры "Ножички" и "Подсекалочка", а в конце апреля "Вышибалы", а это означает, что играло уже более трех - четырех школьников,  уже успели сдружиться. В это время нам удавалось организовать игры только  с малышами, судите по названиям игр:  "Каравай", "Паучок-колпачок", "Кошки-мышки".
     И вот  наконец  наступил  момент  когда стало понятно - пора предложить школьникам и что-то более интересное.  Что именно предложить, сомнений  не  было - конечно же, в первую очередь, незаслуженно забытые игры в которые играли их бабушки и дедушки, папы и мамы.  И одна из игр предложенная нами в 1987 г. - "Попа - гонялы". К моему великому удивлению эта игра прижилась у школьников и  они играли в нее самостоятельно по несколько часов. В последствии она естественно надоела и была заменена другой игрой. По стечению обстоятельств этой игрой стала игра - “Лунки”, стихийно возникшая среди школьников и существующая до сих пор во дворе дома 12 по Осеннему бульвару. В это же время в  школе  1130 неожиданно школьники стали танцевать на переменах. Танцы были  показаны  школьникам, участникам  КДИ-КНТ  следующие: "Тинна", "Цум-валли-лили-ра" и наш русский "Светит месяц".      Однако большинство игр организованных нами или стихийно возникавшие во дворах,  за редким исключением, собирали по 6...7 человек. Только когда мы организовывали праздники,  как например 30 апреля 1987г.,  или собирали школьников для игры "Лапта", то набиралось по 20...40 ребятишек. В 1987 г. в "Крылатском" появились "Бабки", "Кубари", "Горелки", "Ходули" (даже "Футбол на ходулях"), впервые собрали жердинные качели "Рели" и тд.
В том же 1987г. впервые проводилась запись игр бытующих в "Крылатском" в форме "Банка Игр". И вот какие были результаты:
Кучинская Елена 135 игр
 Люда Титова 133 игры
Корнеева Виктория 105 игр
Кордычев Алексей 66 игр
Агарков Андрей 53 игры
Тимур Шияфединов 50 игр
Люда Мартыновская 34 игры
Павел Калганов 34 игры
Гаврилова Нина 32 игры
Одновременно проводилась запись игр на игровых  площадках  и сооружениях. А  по мере наших сил и возможностей игровые площадки дополнялись новыми игровыми сооружениями.  Поэтому приведем более поздние результаты,  да и то не все, а для игровых сооружений - "чемпионов". (Ниже будет приведена более подробная оценка игровых сооружений и дана методика оценки.)
Подъезды домов от 23 до 33 игр
Большая крепость 21 игра
Деревянный городок 20 игр
Паутинка 13 игр
Игровая деятельность подростков чрезвычайно разнообразна и полное и всестороннее ее изучение представляет собой сложную педагогическую задачу рассчитанную на многолетние исследование. Члены Клуба Друзей Игры - Клуба Народных Традиций (КДИ-КНТ) ставили перед собой более скромную задачу, записать как можно большее число игр бытующих в микрорайоне “Крылатское”. Для более полной картины школьники и педагоги оценивали игровые сооружения нашего микрорайона. Исследование проводилось в форме опроса по разработанной анкете “Игры и игровые места микрорайона г. Москвы Крылатское”, а оценка игрового сооружения проводилась комплексно.  Для оценки на каждое игровое сооружение заполнялась форма включающая в себе три листа: “Паспорт игрового сооружения”, “Лист оценки игровой ценности сооружения”, “Лист общей оценки игрового сооружения”. Результаты оценки проведенной в 1990 г. приведены в следующей таблице:
№ Название игрового сооружения Общая оценка по п.п. 1-4 Общая оценка Всего игр
1 Набор: лесенка и шест 38 48 7
2 Бревенчатая горка 34 103 11
3 Рукоход 33 77 4
4 Конь 30 56 14
5 Лазанка 26 81 16
6 Стол 26 70 5
7 Стена из рыцарей 24 86 4
8 Шведская стенка 22 100 3
9 Игровая площадка большая 22 99 7
10 Качели металлические 22 48 4
11 Качели-лодочка 22 46 4
12 Бум 21 79 4
13 Гнутая шведская стенка 20 50 -
14 Горка металлическая 20 49 5
15 Песочница 18 43 7
16 Планетарий-паутинка 17 53 13
17 Лесенка с подвижным турником 16 19 6
18 Качели большие деревянные 15 60 6
19 Горка деревянная 15 56 5
20 Скрученная шведская стенка 15 47 3
21 Качели малые деревянные 15 40 5
22 Огороженная хоккейная площадка 15 25 12
23 Черепаха 14 51 12
24 Игровая площадка малая 13 58 3
25 Домик бревенчатый 12 75 6
26 Бревенчатая стенка 12 71 7
27 Домик со вторым этажом 12 55 7
28 Ворота 10 29 8
29 Большая крепость 8 71 21
30 Барабан 6 40 2
31 Качели разновесы 5 35 9
32 Дощатая стенка -8 39 7

Из приведенной таблице следует, что наиболее популярным игровым сооружением является (по сумме баллов первых четырех пунктов), то которое позволяет проводить разнообразные игры с лазанием, бегом, а также  ролевые игры. Вот например какие игры записаны на игровом сооружении занявшем “почетное - третье место”: Двигаться перебирая руками; Изображать машину; Сидеть наверху; Воздушный бой.
Для того чтобы иметь представление о бытовавших и существующих в настоящее время в Крылатском играх, необходимо было как можно более подробно записать игры у современных школьников и старожилов, опросив  как можно большее число жителей.
Наиболее продуктивной формой исследования бытовавших и су¬ществующих игр являются опросы по заранее разрабо¬танной анкете.(см. Приложение II) Анкета разрабатывается на основе накоплен¬ного ранее материала и представляет собой список наибо¬лее часто встречающихся игр,  а также  некоторого  количества  спорных  и  редко встречающихся игр. Анкета начинается с опрос¬ника позволяющего зафиксировать основные сведения об информа¬торе, месте о котором даются сведения и основные сведения о со¬бирателе. Список игр дается или в алфавитном порядке,  или группируется по выбранному приз¬наку - например  времени  года, или типу игры, или по месту проведе¬ния.
Большая часть игр включается в список для того,  чтобы  напомнить информатору игры, которые скорее всего для него знакомы и ини¬циировать его на описание не включенных, но подразуме¬вающихся игр. В списке  игр также присутствует несколько игр встречающихся редко, может быть даже один раз.  Подобные игры позволяют расширить список  и  в какой-то мере контролировать качество опроса.  До¬полнительные графы,  кроме графы "знал", такие как "играл", "играл под руководством",  "сам  руководил" позволяют дополнить описание уже известных игр и дает возмож¬ность информатору вспомнить ин¬тересные игровые моменты. Графа "Примечания" заполняется обязательно, если дается утвердитель¬ный ответ в графе "знал", и включает любое описание или мнение информатора об игре и служит также для ини¬циирования информа¬тора на более продолжительную беседу.
Главной задачей  опроса  является получение описаний игр не включенных в данный список и описание наиболее запомнившихся эпизо¬дов игр. Наиболее ценной является анкета в которой пол¬ностью даются ответы на вопросы о информаторе и месте опроса, имеется описание интересных игровых моментов.
Но любая анкета является только инструментом.  В боль¬шинстве случаев  анкета  дает  сведения об уже известных играх,  игры но¬вые, встречающиеся однократно требуют  проверки их  до¬стоверности, что простым  подтверждением  у других информаторов получить за¬труднительно. Как правило требуется опробование игр. Наилучшем спосо¬бом проверки  достоверности  описание игры яв¬ляется проведение игры в детском коллективе.  Еще лучше если школьники участвуют и в са¬мом анкетировании  как  информаторы  или как собиратели - юные исследова¬тели.  В случае участия  школьников  в опросах  наиболее  целе¬сообразным  является совместное регулярное обсуждение результа¬тов исследования.
Результаты нашего исследования показали, что обычный школьник знает (и играет) более сотни игр. Привести описание всех игр конечно не представляется возможным, тем более, что многие из них не имеют четких правил. В приложении (см. Приложение I) приводятся игры с наиболее четко выраженными правилами, а также некоторые игры безусловно имеющие глубокие народные корни. Описание игр приводится в алфавитном порядке ;
Приложение I - игры микрорайона Крылатское.


Рецензии