Потерянное поколение. Статья
Ищите же прежде Царства Божия и
правды Его, и это все приложится вам.
(Мтф 6; 33.)
«Все вы - потерянное поколение», - сказала Гертруда Стайн Эрнсту Хемингуэю в частной беседе, которая состоялась между ними в Париже, где они познакомились вскоре после Первой мировой войны. Эту фразу Хемингуэй сделал эпиграфом к своему блестящему роману «Фиеста», и сразу после этого выражение «lost genеration» (потерянное поколение) стало девизом целого направления в европейской литературе начала ХХ-го века. К этому направлению можно отнести романы Фицджеральда, Ремарка, Дос-Пасоса. Но не только этих писателей, принадлежащих к послевоенному поколению Хемингуэя, касается эта глубокая тема. Проблема «потерянного поколения», по крайней мере, в том смысле, в котором она раскрылась для меня в романах этих писателей, гораздо более широкая. Она имеет отношение к людям всех времен.
Что же такое «потерянное поколение» в произведениях этих авторов?
Молодые люди, в юные годы попавшие на фронта Первой мировой войны, прошедшие ее и оставшиеся жить – это и есть потерянное поколение по определению Г. Стайн.
Конечно, речь здесь идёт не о всех ветеранах войны, но о некоторых. Но такие люди существовали, они были героями романов литературы "потерянного поколения".
Почему же оно «потерянное»?
А дело в том, что попав в мирную жизнь, эти люди почему-то не могли найти себе места и оказывались как бы в стороне от общества.
Почему же так произошло? Почему люди, столь достойно начавшие свою жизнь (а мы знаем, что война – тяжелейшее испытание, требующее особенного мужества, стойкости, напряжения всех сил), не приживались в обыкновенном мирно живущем обществе?
Не потому ли, что попав на фронт, человек оказывается гораздо более приближенным к тому, что называется «подлинная жизнь», а может быть, и к тому, что есть Божественная истина. Постоянное созерцание смерти и человеческих страданий, близость собственной смерти, связанные с войной жизненные утраты - все это заставляет человека правильнее взглянуть на свою жизнь. И вот здесь, мне думается, происходит переоценка жизненных ценностей. Такие вещи, как карьера, успех, профессиональное преуспевание, богатство, положение в обществе и т.д. не оцениваются более им столь высоко, а на первое место выходят такие ценности, как подлинная, нелицемерная доброта, справедливость, простые и честные отношения между людьми, а также воинское братство, нередко воспитанное в обстоятельствах смертельного риска.
Все мы знаем, что именно так и должно быть. Об этом мы постоянно слышим и говорим. Но вглядитесь, так ли это на самом деле. Что мы ставим на первое место в этой жизни? И Вы убедитесь, что как раз-таки карьеру, успех, обогащение, служение какой-либо идее – все, что угодно, только не простые человеческие ценности, чтить которые нам заповедовано было самим Богом. И, как правило, тот, кто об этом больше всех говорит, сам живет совсем иначе.
А вот они, герои этих романов, те самые люди потерянного поколения, мне кажется, действительно становятся таковыми. Разумеется, это касается не всех, прошедших через войны. Многие, мы знаем, ожесточаются, многие пополняют криминальные сообщества, но все же, есть и те, о которых было сказано выше. Среди наших афганцев тоже есть такие. Вследствие тех или иных стрессовых жизненных ситуаций в их сознании происходит перестановка акцента. Души их в этих обстоятельствах переориентируются на истинные ценности. В результате чего они начинают существовать в другой логике и естественно выпадают из общества. Таких людей очень мало. Это воистину избранники. Я думаю, что без вмешательства свыше такое явление в человеке произойти не может. Это особая милость Божия. Здесь уместно вспомнить строки Тютчева:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Вот такие-то люди и становятся людьми «не от мира сего».
«Царство Мое не от мира сего», - сказал Господь Пилату.
(Иоан;18, 36.)
Здесь мы сталкиваемся с таинственным и древним парадоксом человеческого общества, который в новых обстоятельствах явился столь прекрасным литературным открытием.
Общество выкидывает людей, гораздо более правдиво и правильно оценивающих жизнь, чем оно само, а стало быть, более здоровых, чем оно само.
Вглядимся, кто такой Джейк Барнс?
Без этого человека роман не существует. Роман «Фиеста» полон прекрасных образов, замечательных, запоминающихся человеческих типов. Но без любого из них и даже без Брет можно представить себе произведение. Без Барнса – нельзя. Без Барнса роман – пустая бессмыслица, скучное описание жизни парижской богемы. Именно Барнс – система отсчета. Его присутствие придает роману ту таинственную сердечность и теплоту, которая так завораживает нас.
Он – бывший солдат и инвалид войны, сам – писатель, оказывается в центре парижской богемы, физически здоровых людей. Тем ярче контраст. Тем яснее, что он единственный среди них в полной мере духовно здоровый человек. Чего стоят одни его диалоги с Робертом Коном, боксером, тоже писателем, в отличие от Барнса, бесконечным самоутвержденцем, часто безуспешным. Совершенно ясно, что только Барнс - единственная истинная любовь Брет. И хотя он не просто инвалид, а импотент, а она сверхчувственная женщина, постоянно нуждающаяся в близости с мужчинами, не скрывающая ни от кого своих связей, тем не менее, именно он ее настоящая пара, только он ее достоин. Напомним, что познакомились они еще во время войны в госпитале, куда Барнс попал со своим ранением, и где Брет работала медсестрой.
Один из кульминационных моментов романа, на мой взгляд - то место, где Барнс молится Богу. Помните, он случайно оказывается в храме. Именно он, Джейк Барнс, становится молитвенником за свое окружение. Помните, он вспоминает всех. Именно он избирается для того, чтобы просить Бога о своем поколении.
И хоть Барнс постоянно в центре общества, он в нем – чужак.
То же самое – Гэтсби. То же самое – три товарища.
Здесь мир из трех человек внутри другого мира, живущего по каким-то иным нечеловеческим законам.
Итак, проблема потерянного поколения - героев этих романов – это проблема людей, живущих в обычном обществе по истинным законам жизни, а стало быть, это проблема всех времен и народов. И, конечно, не только война создает таких людей.
Люди породы Джейка Барнса, солдаты видимых и невидимых войн!
«Все вы – потерянное поколение!» Блаженны вы среди живущих. Сам Бог поселился в ваших душах. Если бы вы взялись за руки, то эта цепочка протянулась бы через все времена, Вы – истинная соль Земли. На вас, подчас скромных и незаметных держится этот мир. Исчезнет последний из вас, и мир прекратит существовать, утонув в бесконечном идолопоклонстве.
В каждом поколении есть эти люди.
Вот почему эти романы остаются современными и находят отклик в сердцах читателей другого времени.
Свидетельство о публикации №220102601120