Тайна круга - о проекте театра диклон огни и дети

 
Тайна Круга. Новый проект Театра ДИКЛОН «Огни и Дети» готов к премьере.

«Пусть люди науки объяснят нам природу этого невидимого процесса, я же могу говорить лишь о том, как я сам ощущаю его в себе и как я пользуюсь этими ощущениями для своего искусства» К.С.Станиславский

Технология работы над спектаклем, используемая в моем театре-лаборатории ДИКЛОН, уникальна. Создавая спектакль, я каждый раз опираюсь на тот круг участников, который собрался. Это основной принцип театра ДИКЛОН. Круг уникален  и несет в себе технику, которая разворачивает действо: форму преподнесения, персонажей, сюжет спектакля. Это процесс раскрытия Круга, который диктует сама суть круга. Сколько бы кругов не собралось, каждый продиктует свою уникальную суть.
Поэтому заговаривая о чем-то, я точно знаю, на что имею право. Тайна любого человека скорее всего может оказаться не там, где он ее предполагает.
Нашему театру уже 34 года. В первом составе театра это было чудо соприкосновения со сфинксами на Неве. Первый Круг участников, который собрался в 1987 году, развернул принцип мистериального действа.
Два сфинкса, стоящие на Неве. Артефакт древней цивилизации, свидетели времен библейского Моисея. Мы по определенному правилу касались пальцами друг друга, потом касались сфинксов. Древние камни - хранители энергии, несущей утраченное знание. Физики знают, что по кирпичу можно определить место обжига, потому что при обжиге фиксируется магнитное свойство местности, где глина обжигалась. Древние артефакты имеют подобные следы.
То, что энергия в замкнутой системе не исчезает, а лишь меняет форму, описано было еще в середине 18 века Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
Начало 20 века.  Академик Вернадский сформулировал понятие ноосферы – живой оболочки планеты, которая аккумулирует в себе всю информацию, которая была создана человеком в процессе развития цивилизации. И поддерживая Станиславского, я скажу: наука должна еще разобраться, по каким законам ноосфера существует и взаимодействует с разумом отдельного человека.  Но то, что знания никуда не исчезают, и можно найти к ним доступ, для меня бесспорно потому, что это является результатом прямого практического опыта.
Энергия сфинксов, проникая в нас, двигалась по рефлекторным связям в виде импульсной волны, разворачивая давно забытые жреческие ритуалы. Энергия была каким-то образом воспринята нами, и мы ее вернули в виде театрализации в жизнь. В итоге на Санкт-Петербургском театральном фестивале в 1990 году наш первый спектакль «Мерцание» был отмечен специалистами и театроведами: «Создана новая пространственно-временная модель театра».
Что-то мы осознавали, что-то нет, но сфера «сверхсознания», как это называл К.С.Станиславский, была нами в данном контексте таким образом исследована. Результат этих исследований я не считаю целесообразным доносить до научного сообщества, потому что не хотелось бы задевать зоны интереса сторонников тех или иных научных группировок.
Каждый последующий Круг, каждый новый состав участников проявлял свой уникальный принцип.
Специфика взаимосвязей круга Первого состава театра ДИКЛОН была такова, что мы получили допуск к информации, которую хранили сфинксы на набережной Невы, не важно, это магнитные свойства сфинксов, электромагнитные или еще какие-то. И развернули ритуалы жрецов древнего Египта. Все, кто видел, были поражены - как такое возможно.
А следующий круг явил уже нечто другое.
Можно рассказать о третьем составе (1995 год) – самом многочисленном. Мистерия Круга третьего состава – «Тень бегущего всадника». Ученый-историк, попавший на премьеру спектакля, заявил, что это реконструкция древнего ритуала – «Танец раненого всадника», известного ему по описанию этнографов. Но мне-то об этом ритуале не было известно!
Результатом работы Круга Третьего состава явилось множество ярких спектаклей. В 1999 году театр ДИКЛОН участвовал в «Золотой Маске», спектакль «Играющий Мальчик» получил диплом как лучший спектакль в категории Театр современного танца.
В 2016 году собрался Круг, с которым мы сделали впоследствии проект «ОГНИ и ДЕТИ». В этом спектакле, как подсказала сама природа нового Круга, я опирался на образы, которые всплыли из памяти моих детских впечатлений. Яркие красно-синие огоньки - «ягодки», которые я в детстве видел в пространстве вокруг себя.
Из них возникла память детских движений, которые исчезли или видоизменились в процессе роста, взросления, становления в социуме.
В соответствии с исследованиями академика В.М.Бехтерева, нервно-психическая деятельность, проявляемая в непроизвольных и произвольных движениях, действиях и поступках человека, по сути своей; есть производная первичной раздражительности клеточной; протоплазмы. Бехтерев пришел к выводу, что все двигательные проявления есть ни что иное, как результат сложнейших процессов нервно-психической деятельности.
Спектакль начал расти: из воспоминаний каждого об огнях своего детства и из детских движений, индивидуально присущих каждому участнику Круга.  Эти движения были восстановлены мной из их памяти, которая содержит след всех рефлекторных связей. Каждый рефлекс, который по различным причинам был заторможен, его фарватер не используется в привычных, свойственных повзрослевшему человеку движениях, но сохраняется в памяти тела.
Понятие следа возникло уже в Первом составе. Как я писал уже в статье «Я искал свой театр, и нашел его в том, с чем был все время…», класс движений, открытых Первым составом, «…в течение 34 лет исследовался нами в театре-лаборатории ДИКЛОН. Исследовались как след, а не как биомеханическая категория».
О существовании следа, который я увидел, работая с детскими движениями участников Круга и на практике использовал для создания спектакля, известно физиологам. Я с удивлением прочитал об объективной психологии Бехтерева, где, согласно его выводам, развитие нервно-психической; сферы происходит не благодаря «анатомическим следам», оставляемым нервными центрами после внешних впечатлений, а «следам», временно заглохшим вследствие внутреннего или внешнего торможения пути сочетательных рефлексов, которые оживляются, как только это торможение преодолено по тем или иным причинам.
Это абсолютно соответствовало тому, как разворачивались детские движения, обнаруженные мной:
«Дело в том, что нервный; ток всегда легче устремляется по однажды уже проторенному пути как по пути меньшего сопротивления, что служит выражением общего закона проявления энергии, осуществляемого и в области нервно-психической; энергии» (Бехтерев В.М. Объективная психология).
Раскрываясь в процессе репетиций, обнаруженные мной детские движения определили роль каждого участника спектакля, связи и взаимоотношения между ними. Так возник детский социум со всеми присущими ему проявлениями, которые сформировали в итоге сюжет спектакля, проведя детишек через череду событий - «мифология детства» - к переживанию праздника, полноты жизни.
Я кратко описал историю, как из следа, рудимента детских движений развернулся спектакль – шоу-мистерия «ОГНИ и ДЕТИ». Ритуал детства.
Говорят, что нельзя вернуть детство. Но нам это удалось. Участники Круга, который обнаружил детские движения, соприкоснулись с пространством прошлого, с рудиментом детства, который существует внутри нас.
Я не удивлюсь, если у следующего состава произойдет еще какое-то чудо…
Можно поставить такой эксперимент.
Дайте мне десять групп, от 5 до 11 участников, чтобы они друг друга не знали, и я сделаю десять спектаклей. Технология будет одна и та же… И когда они выйдут и посмотрят спектакли других групп, все будут удивлены: как в многообразии историй в Круге является правда, которая присуща только социуму этого круга.
Неожиданно в ком-то проявятся свойства, может быть, великого полководца, или святого. Или еще какой-то неожиданный поворот.
Через каждого абсолютно может проявиться нечто, о чем мы даже не подозреваем. В координатах той модели социума, которая сложится именно в этой группе.
Тайна – не в том, что не может быть открыто публично. Тайна Круга в том, что нечто будет открыто – внутри человека – каждого участника спектакля.
Много раз, проезжая в Москве, Петербурге мимо микрорайонов, мимо обособленных групп домов, закрытых жилых комплексов, таун-хаусов в пригородах,  я смотрел и думал – тут в каждом складывается свой менталитет. И везде, в силу интересов, а где-то в силу соседства, организуются группы молодежи. И вот эти группы будут обнаруживать различные типы мышления.
В конце 80-х годов на Невском проспекте в Петербурге (тогда это был еще Ленинград) я наблюдал ментальность двух групп. Одна из этих групп – завсегдатаи легендарного «Сайгона». Собравшись из ленинградских дворов, люди объединились и стали друг друга поддерживать. И мне это было так симпатично – это была такая общность, ближе, чем родственные связи. Я наблюдал – люди жили этим. Это сообщество было подобно тому, которое однажды породило такое явление, как народовольцы. Они были готовы отдать жизнь за идеал, сформировавшийся в том сообществе. И так и ушли чистыми, в отличие от большевиков.
Вторая группа, которая привлекла мое внимание: в одном из домов все соседи хорошо знали друг друга, и их дети взаимодействовали таким образом, что в разворачивающейся ментальности они все казались близкими родственниками. На меня это произвело сильное впечатление. Эта группа могла бы оказаться у меня в театре, как совершенно особый социум, к ним нельзя было никого допускать. Я увидел это чудо, но я не впустил их в свой театр, иначе это чудо могло разрушить моих ребят.
Еще один пример. В фильме «Республика ШКИД» снимались подростки, кто-то из них к тому времени уже был звездой. Между ребятами в процессе съемок возникли такие устойчивые связи, что до конца их дней они не распались.
И в каждой группе может быть «выродок». К примеру, в стае дельфинов всегда есть дельфин, который будет общаться с людьми. В замкнутой кастовой группе будет наверняка такой «выродок», который будет уходить общаться к другим людям. Потому что там жизнь по-другому воспринимается. Там жизнь может оказаться более полной для него, и он в этой группе социализируется. И своя группа с большой вероятностью станет отторгать его, как «выродка».
После съемок фильма «Неуловимые мстители» цыгане перестали принимать за своего Яшку-цыгана (актер Василий Васильев). И таких историй сотни.
Организация специфики мышления происходит по тем же признакам: возникновение сомо-значимых связей, которые проявятся в дальнейшем как значимо-соматические, структурированные под определенный тип ментальности. Эти возникшие связи будут отражаться в физиологии как след.
Группы будут счастливы или несчастны, безумно интересны или совершенно нелепы, и так далее, и так далее, и так далее. Тысячи, десятки и сотни тысяч уникальных миров, каждый - со своим типом мышления и своей системой значимостей.
В дальнейшем, по мере взросления, отрываясь от этих островков и выходя в жизнь, молодые люди будут при погружении в большой социум либо совпадать по каким-то интересам, по какой-то интересности, являть из себя огромный интерес, либо становиться скучными, замыкаться, возможно, обнаруживать себя с неожиданной стороны, все что угодно. Какие-то значимости и связанные с ними рефлекторные связи будут подкрепляться извне, нарабатываться, усиливаться через проявление.  Какие-то - затормаживаться, оставаясь в виде внутреннего следа.
В структурах тела есть и более древние следы, фарватеры - рудименты: из истории цивилизации, или даже из истории эволюции. Вот они могут в Круге интересно заработать.
Когда абсолютно любая группа, Круг, собирается, ее состав – уникален.
Индивиды, собравшись воедино, стремительно организуют, помимо сознательных проявлений участников, внутренние связи по определенному принципу.
Процесс групповой динамики можно исследовать с помощью конструктов теории психологического поля Курта Левина. Это понятия общей динамики, такие, как напряжение, сила, поле (по аналогии с электромагнитным и гравитационным полями).
Для исследования поведения важно, как это представлял Левин, видеть ситуацию в целом. Знаменитое уравнение поведения Левина: поведение (В) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (Е): B = f(P,E).
Иными словами: поведение (В — Behavior) является функцией личности (P — Person) и окружающей среды (E — Environment). Две модели Левина, включенные в уравнение: модель личности  - оперирует энергиями и напряжениями, и модель окружения - имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), то есть векторными величинами. Создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом.
Групповая динамика в социальной группе обычно разворачивается в соответствии с этой формулой.
Если использовать теорию Левина в применении к исследованию работы Круга в театре ДИКЛОН, для выхода за границы обыденности необходимо ввести некий прибавочный элемент.
Прибавочным элементом, фактором, дающим некую сверх-возможность в развитии групповых процессов, является мое внимание, творческая возможность видеть внутренние взаимосвязи и психоэнергетический след на тех уровнях погружения, где ведется работа. И, соответственно, регулировать процессы, опираясь на подсказки природы Круга.
Однажды я возвращался из Петергофа на электричке. Напротив меня сидели два ученых. И один из них говорит своему коллеге: «Ты знаешь, на частоте 7 герц мы с биосистемами творим чудеса. И нам поддаются некоторые тяжелые заболевания». «А как же с ними справляется китайская чженьцю терапия?» На что первый ответил: «А у китайцев это не медицина, это искусство».
Как можно объяснить протекающие в театре ДИКЛОН процессы с точки зрения науки?
Павел Валерьевич Симонов (советский, российский психофизиолог, академик РАН, заслуженный профессор МГУ), говоря о творческой интуиции, интерпретирует понятие сверх-сознания как ее механизм, который связан с получением принципиально новой информациии.
По Симонову, нейрофизиологической основой сверх-сознания является «трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта». Источник для работы сверх-сознания - в осознаваемом опыте, в резервах подсознания. И «сверх» этого нечто принципиально новое, не вытекающее из  полученных ранее впечатлений. Сверх-сознание «не контролируется сознанием и волей ни при каких условиях». Это является гарантией защиты рождающихся гипотез от давления ранее накопленного опыта.
То, что сверх-сознание, творческая интуиция вносит как принципиально новое, как пишет академик В. И. Вернадский, «не может содержаться в прошлом опыте, не может быть существующим понятием, имеющим название».
«Интуиция, вдохновение — основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путем, — не вызываются ни научной, ни логической мыслью, не связаны со словом и с понятием в своем генезисе». (В. И. Вернадский).
В 1969 году в учебнике по обществоведению я прочитал: «Общественное сознание не просто сумма всех индивидов. Это нечто большее, чем все они».
Я иногда опаздывал на урок английского языка. Однажды я опоздал на минуту-две. Елена Ивановна Лукашевич, преподаватель английского языка, что-то писала на доске. Я извинился. Быстро прошел к последней парте. Остановился как вкопанный и уставился на нее. Передо мной стояла огромная резиновая парта, надутая чуть ли не до потолка. Я аккуратно развернулся, и сел на предпоследнюю. В этот момент вся группа во главе с Еленой Ивановной повернулись ко мне и начали смеяться. Затем Елена Ивановна сказала: «Во нюх, а! Мы договорились – кто на последнюю парту сядет, тот ее и вымоет». После занятий я подошел к парте – это была обычная школьная парта. Скажу сразу – никакого чуда в этом не было. Просто вся группа держала в своем внимании меня и парту. Воздействие группы индивидов было больше, чем просто их сумма.
Моя задача – открыть такой феномен, который я описываю, обнаружить его в собравшемся Круге.
Как работает Круг: практически сразу на всех уровнях в группе начинается взаимодействие. Сначала в виде гибких структур, потом эти структуры соединяются в жесткие конгломераты, затем, в результате мощных деформаций, организуется системность, которая может проявить в своем свойстве феномен. Это Тайна Круга: в любой группе мне нужно найти этот уникум.
Каждая группа способна с помощью возникающих комбинаций внутренних взаимосвязей, или активации древнего следа, погружаться в уникальные глубинные ниши. И для науки это могло бы быть весьма интересно.
Каждый круг из тех, которые были – это было открытие новой технологии.
Через след можно работать с группой на любых уровнях.
След, как рудимент возникших в детстве значимостей, остается на протяжении всей жизни:  работа с этим следом была предметом проекта «Огни и Дети».
Так же существует рудиментарный след и младенческий, и до рождения, и до, и до, и вплоть до того, откуда мы исходим. Можно достать до рудимента пространства тех времен.
А это уже очень интересно. Есть так называемые пространства локальности через структуру гена, и, далее, есть то, что возникло до гена через резонанс пространства, как след. В науке подобные предположения есть. А мы можем развернуть это, определенным образом представить.
Существует гипотеза о наличии ментального поля планеты, это часть ноосферы, о которой в своих трудах говорил академик Вернадский. Ноосфера, являясь продуктом деятельности человеческой цивилизации, в свою очередь определяет общественное сознание; общественное сознание - от него зависит философия, ментальные координаты - гипотезы, концепции, суждения и так далее, вплоть до процессов само-осознания. Каковы механизмы воздействия ноосферы, в которую мы погружены? Как может выглядеть взаимодействие ноосферы, ментального поля с полем Круга, с индивидуальным сознанием?
Конечно, хотелось бы встретиться со специалистами в области психологии, философии, истории, социологии, которые подобными исследованиями занимаются.
Участники Круга, пришедшие к раскрытию какой-то тайны, которая кажется истиной, думают, что они одни-единственные. И это в результате может привести к идее исключительности. Все это ерунда, это не более, чем возникшая функция данной группы. Поэтому я еще раз могу заявить: то, что начнет открываться - объявлять избранностью я никогда не стану. Но всякий раз будет открываться тайна. И для каждой группы она будет своя.
Это открытие тайны функции индивидуальности человека. И это то, что так хотят знать – есть ли судьба или нет. Вот это вопрос. И каким образом складывается комбинация людей, у которых есть судьба, и людей, у которых ее нет?…


Рецензии