18. Философия образования и воспитания

Философия образования

   Защищая право на существование философии школы приведем дефиницию предмета философии образования, данную О.Зидом. Основным тезисом дефиниции является идея, что философия образования есть общий элемент на пересечении образования, педагогики и философии. Данная отрасль изучает их взаимодействие и их взаимное влияние на конкретные педагогические теории, методики и практические проблемы (Inne R., Gail;te I., L;se I.,Z;ds O. Skolvad;ba – idejas, versijas, pieredze. –R.: Raka, Lpp.280. На стр. 99).

   У нас нет также оснований подвергать сомнению мысль о реальном взаимодействии образования, педагогики и философии. Причем О.Зид особенно подчеркивает, что результатом холистического подхода к образованию должна стать холистическая личность как конечная цель развития (там же, на стр. 105).

   О философии вообще мы уже говорили.  Философия же образования, по утверждению О.Зида есть то, что ищет общество и вносит равновесие в мир хаоса. Таким образом пришел черед найти дефиниции, дополнительно относящиеся к образованию и педагогике.

Философия воспитания

   Существует также мнение Б.П.Битинаса: «Философия воспитания … стремится выяснить как философский идеал, преломляясь в обществе, превращается в цель воспитания и как предопределяет процесс воспитания в единстве с саморазвитием личности… основное назначение философии воспитания - анализ воспитательной реальности, или педагогического бытия на фоне общих проблем человеческого бытия» (Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. –М.: Фонд духовного и нравственного образования. –1996. –141 с. На стр.7).

   Что касается идеалов, то без них, «…то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М.,1989, с.179).

   В общественном идеале прошлого века марксизм-ленинизм содержал образ красивого будущего, однако в связи с деформациями и тоталитарными тенденциями, широкомасштабными репрессиями, стагнацией, подавлением инициативы людей в наши дни коммунистический идеал утратил свою притягательность.

   «Сторонники социалистического идеала утверждали диктатуру пролетариата, но как правило игнорировали при этом биологическое в личности и нации, абсолютизируя вульгарно понятое классовое» (Троицкий Е. Возрождение русской идеи. Социально-философские очерки. М.: «Исида», С.224. На стр.11).

   Возникает вопрос, насколько объективны и реальны категории воспитательная реальность и педагогическое бытие, предложенные Б.П.Битинасом в новых исторических условиях?


Продолжение: http://proza.ru/2020/10/26/147
Начало: http://proza.ru/2018/02/14/241


Рецензии