18. Философия образования и воспитания
Защищая право на существование философии школы приведем дефиницию предмета философии образования, данную О.Зидом. Основным тезисом дефиниции является идея, что философия образования есть общий элемент на пересечении образования, педагогики и философии. Данная отрасль изучает их взаимодействие и их взаимное влияние на конкретные педагогические теории, методики и практические проблемы (Inne R., Gail;te I., L;se I.,Z;ds O. Skolvad;ba – idejas, versijas, pieredze. –R.: Raka, Lpp.280. На стр. 99).
У нас нет также оснований подвергать сомнению мысль о реальном взаимодействии образования, педагогики и философии. Причем О.Зид особенно подчеркивает, что результатом холистического подхода к образованию должна стать холистическая личность как конечная цель развития (там же, на стр. 105).
О философии вообще мы уже говорили. Философия же образования, по утверждению О.Зида есть то, что ищет общество и вносит равновесие в мир хаоса. Таким образом пришел черед найти дефиниции, дополнительно относящиеся к образованию и педагогике.
Философия воспитания
Существует также мнение Б.П.Битинаса: «Философия воспитания … стремится выяснить как философский идеал, преломляясь в обществе, превращается в цель воспитания и как предопределяет процесс воспитания в единстве с саморазвитием личности… основное назначение философии воспитания - анализ воспитательной реальности, или педагогического бытия на фоне общих проблем человеческого бытия» (Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. –М.: Фонд духовного и нравственного образования. –1996. –141 с. На стр.7).
Что касается идеалов, то без них, «…то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М.,1989, с.179).
В общественном идеале прошлого века марксизм-ленинизм содержал образ красивого будущего, однако в связи с деформациями и тоталитарными тенденциями, широкомасштабными репрессиями, стагнацией, подавлением инициативы людей в наши дни коммунистический идеал утратил свою притягательность.
«Сторонники социалистического идеала утверждали диктатуру пролетариата, но как правило игнорировали при этом биологическое в личности и нации, абсолютизируя вульгарно понятое классовое» (Троицкий Е. Возрождение русской идеи. Социально-философские очерки. М.: «Исида», С.224. На стр.11).
Возникает вопрос, насколько объективны и реальны категории воспитательная реальность и педагогическое бытие, предложенные Б.П.Битинасом в новых исторических условиях?
Продолжение: http://proza.ru/2020/10/26/147
Начало: http://proza.ru/2018/02/14/241
Свидетельство о публикации №220102600138