19. Педагогическое бытие как реальность
Мы не можем поставить под сомнение материальное и идеальное существование данных категорий, поскольку, безусловно, существуют и действуют живые души - взрослые, воспитывающие детей, а, следовательно, существует их материальное и идеальное бытие.
И в согласии с Б.П.Битинасом, философия воспитания есть внешний фактор, но нельзя сбрасывать и фактор внутренний - выбор педагога, оптимизация целей воспитания, которые возможны лишь при развитом философском мышлении, позволяющим эти цели выделить и произвести расстановку приоритетов.
=== Уровни воспитательной реальности ===
Если следовать Б.П.Битинасу (там же на стр. 52-56), воспитательная реальность осуществляется на следующих уровнях значимости:
- социентарный уровень как совокупность условий воспроизводства индивидов, в которых общество нуждается. Уровень обычно совпадает с государственным, иногда этническим, но может проявляться и на другой правовой основе: конфессионализм, языковое единство и т.д.;
- социально-педагогический уровень, когда социальные институты, выстраиваются в определенную реальную систему реализующую воспитание как социальный заказ. На этом этапе возможно противоречие ввиду нацеленности воспитания на общество будущего;
- институциональный уровень, когда на первый план выдвигается организационный аспект субъектов и участников процесса;
- интерперсональный уровень, как взаимодействие между субъектами воспитания.
При этом общество обычно не обращает внимание на саморазвитие личности, однако философия пройти мимо факта не может: педагогическое взаимодействие всякий раз имеет место, когда один человек выполняет целенаправленную деятельность по усовершенствованию личности других людей.
В соответствии с современными взглядами образование представляет собой самостоятельную реальность, частный случай включенный в категорию воспитание, расширяющееся за счет ценностного отношения к явлениям материального и духовного мира.
=== Место философии образования и воспитания ===
Мы приходим к мысли, что искомое множество, философия образования и воспитания обнаруживает себя на пересечении других наук (например: семиотика), философских учений и искусств (герменевтика).
Ради возможности философского осмысления педагогического бытия и воспитательной реальности мы можем согласиться даже с В.Мацкевичем (1993) тем более, что он предлагает несколько тезисов о том, чем была советская педагогика и как она действует в новых условиях.
=== Что есть советская педагогика? ===
«Так же как в свое время советской власти нужны были не принципиальные коммунисты, а коммунисты-фарисеи, так и сегодня, одна и та же педагогика воспитывает фарисеев-патриотов, псевдоскаутов и homo-soveticus~ов в национальной одежде с привкусом поверхностной христианской фразеологии. И каждый раз при возникновении ситуации, требующей перестройки, советская педагогика отвечает: нет ничего проще,- и меняет вывеску» (Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. Лиепая: Издательство Олиты Аугустовской. 1993. С.288. На стр. 159).
Предмет педагогики - человек в развитии. Отсюда становится понятным тезис В.Мацкевича о педагогике как о практической философии.
Можно, впрочем, и не соглашаться с В.Мацкевичем: достаточно сослаться на авторитет И.Канта. Для И.Канта самый главный предмет философии - это человек, который для себя есть своя последняя цель. Но и в этом случае как улыбка чеширского кота в воздухе появляется синтезис философии школы - человек в развитии есть своя последняя цель.
Научная педагогическая мысль, несмотря на мнение В.Мацкевича получила некоторое свое развитие в рамках европейской культуры.
Как отмечает Б.Битинас, даже авторитарная советская педагогика, реализующая диалектический материализм, сумела дать педагогическую теорию, признанную мировой общественностью.
Свидетельство о публикации №220102600147