И опять о том же, о социальном

Я часто задаю себе вопрос:"А на чью сторону встал бы я в 1917 году, если бы оказался в том времени и, как все тогда, не знал, каким будет будущее страны?"

Я не могу найти ответа на такой вопрос. Потому что ситуация была очень сложной. Продолжительная война, революционная ситуация, голод, в обществе раскол. Низы уже не могли терпеть, а верхи ничего не могли предпринять.

Буржуазная революция, потом непонятные действия временного правительства, мечущегося, оказавшегося между молотом и наковальней. А народ, что народ... Поди, разбери.

Кто прав, кто виноват. Одни одно обещают, другие – другое. Митинги, демонстрации, что там ещё, бунты и неразбериха. Люди просто устали. А что было делать им?

Понять можно и тех, и других: и тех, кто встал на сторону большевиков, и тех, кто стал защищать Россию, ту, которая была им родной.
Не хочу вдаваться в политическую подоплёку. Не люблю политику вообще. Меня интересуют другие моменты, прежде всего просто люди.

Да, потом началось самое страшное: Гражданская война. Брат на брата, сосед на соседа, вчерашний друг на сегодняшнего, ставшего врагом.

Белые, Красные, Зелёные. Будённовцы, Деникинцы, Махновцы, Петлюровцы, Семёновцы. Интервенция и просто бойня. Террор, как с оной, так и с другой стороны, и полнейший хаос, развал и разруха, беспредел и анархия. Чего только не было.

Каждый оказался в том или ином окопе в силу разных причин, а их было очень много. Наверное, я бы выбрал всё же Красных, хотя говорю это вряд ли объективно, ведь смотрю на всё уже с высоты прошедших лет.

А как бы я поступил, оказавшись в той ситуации сегодняшним, именно с таким мировоззрением и знающим, как дальше пойдёт ход истории. Как модные сейчас во всех фильмах наших пресловутые гости из будущего.

Пойти за Красных, которые потом раскулачили моего прадеда по отцовской линии, бабушкиного отца? За Белых пойти и воевать против своего деда, отца моей мамы, который прошёл Первую мировую войну, а потом стал бойцом Красной армии и вернулся с войны победителем? Нет, конечно. Не то, не это.

Хотя в Красной армии-то мне всё же послужить довелось, в начале восьмидесятых, и не просто в Красной, а во внутренних войсках, бывших войсках НКВД, как и стать сначала октябрёнком, потом пионером и комсомольцем.

Но и кокарду с двуглавым орлом мне носить довелось, уже после распада Союза, в силовых структурах уже сегодняшней России.

Так как же поступил бы я в той ситуации. Я бы постарался не вступать в эту никому не нужную борьбу, я бы эмигрировал. Увы, другого выхода просто не оказалось бы.

Смотрел на днях фильмы пятидесятых годов про Гражданскую войну: “Огненные вёрсты”, ещё какой-то, а не ещё какой-то, просто вспомнил Анку-чапаевку.

С каким азартом лупили там из винтовок и артист театра по своим бывшим поклонникам, гнавшимся за ним на конях, за ним, мчащимся на красной тачанке, и доктор, едущий в город спасать людей от тифа, в тех, кого вчера лечил. А уж про пулемётчицу-то нашу, Анку, хотя и выдуманную воображением ярых соцреалистов, как она чекрыжила офицеров-золотопогонников во время их психической атаки, вообще молчу.

А ведь когда-то я воспринимал эти фильмы совсем по-другому. А как мне не нравился жестокий офицер в одном из таких же фильмов, которого так талантливо сыграл Талгат Нигматулин. Да много их, и фильмов, и героев таких, один только Высоцкий в образе белогвардейского поручика в “Служили два товарища” чего стоит. Очень ярко всё там показано и образно, только мы воспринимали тогда всё по-другому. Сейчас-то понятно.

Понятно? А всем ли?

Тем, кто ходят сейчас и что-то там кричат на разных не особо законных и никем не санкционированных мероприятиях, а потом получают резиновыми палками по задницам от ненавистного ими ОМОНа, понятно ли?

Доступнее всего, конечно, продемонстрировано это в фильме по одноименной повести Бориса Лавренёва “Сорок первый”, когда белый офицер и красная барышня-снайпер оказываются на острове одни, влюбляются друг в друга несмотря ни на что, но при появлении баркаса с белогвардейцами она вышибает ему из винтовки мозги вместе с одним из голубых глаз,  цвет которых она так любила, и который безжизненно плавал потом в морской воде.

Что ещё тут сказать. Больше и нечего.


Рецензии