ТРИ жизни ТРИ проекции стоицизма

Спектакль «ТРИ».
Лекция о времени в пьесе А.П.Чехова «Три сестры».
Постановка: Максим Карнаухов.
Сценография: Дария Каминская.
Драматург: Элина Петрова.
Свет: Ксения Кожевникова.
Дизайн звука: Дмитрий Мадера.
Действующие лица и исполнители:
Лектор 1, Ольга – Наталья Пономарёва.
Лектор 2, Маша – Ниёле Мейлуте.
Лектор 3. Ирина – Регина Ацапкина.
Театр Поколений Санкт-Петербург.  Премьера 16 октября 2020.
Спектакль Максима Карнаухова «ТРИ» сосредотачивает наше внимание на одном из монументальных вопросах мироздание на концепции человека и времени. В его сценическом опыте изучения этого философского вопроса он обращается к творчеству великого русского драматурга А.П.Чехова, к его пьесе «Три сестры» и в этом обращении к чеховской мысли Карнаухов использует сюжетное пространство этой пьесы в качестве плоскости изучения взаимосвязи пространства и времени в человеческой жизни.
В спектакле «ТРИ» вектор познания взаимосвязи времени и пространства направлен из глубин прошлого, через плоскость чеховского мировоззрения в пространство наше времени. В рамках этого подхода рассмотрения этой мировоззренческой концепции создаётся исходная точка познания, которая воплощается в объединении различных философских воззрений прошлого. Это метафизическое соединение воплощено в виде имитации философского диалога, построенного вокруг понимания времени и пространства. В нём Карнаухов компилирует различные философские концепций и таким образом подготавливает зрителя к пониманию чеховского воззрения на человеческую жизни и судьбу.
В этом философском диалоге, облачённом в форму трех лекций, Карнаухов сводит различные философские взгляды воедино, в нём один полис понимания представлен в виде концепции вечности существования вселенной, в которой у времени нет начала и возможного конца. В диалоге, поднимающем эту проблематику концепции бесконечности оппонирует гипотеза о возможном существовании некой начальной точки -точки сотворения мира и метафизически предполагается и постулируется некий финальный момент под которым подразумевается конец существования вселенной. В спектакле этот виртуальный философский диалог выступает в качестве прелюдии к раскрытию чеховской трактовки человеческой жизни на плоскости, построенной в нелинейной системе координат развития времени и пространства. В границах метафизического восприятия  чеховская концепция времени представляется нам в виде одной из форм абсолютизма, в котором движении потока времени обособленно и не соприкасается  с происходящими историческими событиями и вехами человеческой жизни.
Эта сложная мировоззренческая компонента чеховского мысли запечатлена в его драматургии, она раскрывается в особой форме парадигмы существования персонажей, и в ней каждый из них создает индивидуальную проекцию экзистенциализма. В рамках этой концепции человеческого существования пространство свободы персонажей виртуально ограничено и сосредоточенно в одной плоскости, которую они не могут покинуть. В этой проекции мы видим иллюстрацию чеховского понимания жизни человека на фоне различных событий обладающих серьезным потенциалом  влияния.
Карнаухов в его сценическом обращении к пьесе «Три Сестры» фокусирует наше внимание на силуэтных образах трёх женщин, пространство их жизни в спектакле превращено в плоскость нашего изучения чеховской концепции взаимосвязи времени и пространства. В этом направлении познания Карнаухов экстрагирует их образы из антуража эпохи и переносит их на однотонное сценическое полотно. На этом фоне которого их силуэты контрастны и эта форма выделения их образов позволяет нам абстрагироваться от реалий времени и сфокусировать нашего внимания на изучении индивидуальных проявлений чеховской концепции. На этом сценическом полотне тройственная картина взаимосвязи времени и пространства, воплощена Карнауховым в виде многомерной мозаики, фрагменты которой зритель собирает постепенно, экстрагируя их из чеховского массива, различных концептуальных философских изречений и литературных фрагментов, заполняющих пространство их образов.
В спектакле визуальные проекции их жизней воплощены в нелинейной системе координат времени и пространства и эта системность позволяет нам сфокусировать наше внимание на картине их жизни на выделенном отрезке времени, в котором их провинциальная жизнь лишена монотонности, так как на её поверхности возникают точки концентрации различных событий. В этих точках однородность поверхности упорядоченного провинциального существования разрушается, и открывает нам плоскость для детального изучения проекции человеческой жизни на изломе времени, спровоцированного различными историческими событиями.
В этих сюжетных точках концентрация эмоций усиливает картину драматизма человеческого существования в шестеренках истории, в них героини трагедии расстаются людьми их жизни с надеждой на встречу в неопределённом будущем, а также в них они прощаются с ними навсегда. Эта эмоционально-насыщенная среда, с силуэтами трех сестёр в эпицентре событий, играет роль плоскости их жизни, в которой они пытаются управлять своей судьбой и вектором развития собственной жизни. Сценическое воплощение этого замкнутого пространства человеческой драмы представляет нам главную контрадикцию их жизни, которая заключается в статичности их существования в пространстве маленького провинциального городка, которое они не могут покинуть. События, происходящие в их среде обитания, заставляют людей покидать это место и процесс их исхода подводит каждую из сестер к осознанию необходимости перемен. Они понимают, что их отъезд из города изменит предопределённую парадигму их существования и это подводит нас к изучению картины контрадикции их жизни. В ней их желанию уехать и изменить свою жизнь противостоит сила невидимых уз, удерживающих их. Их потенциал велик и сосредоточен в силе, удерживающей их внутри плоскости дома на окраине провинциального городка.
В этой плоскости познания чеховской взаимосвязи потока времени и пространства, позиция сестёр фиксирована и статична, в ней они не могут противостоять силе удерживающей их на плоскости, изменить ход времени и истории. Максим Карнаухов в своих трех проекциях времени и пространства возносит на пьедестал силуэтные образы трех сестёр, которые создают нам символ стоицизма человеческого выживания на изломах истории, в реалиях смутного времени. В спектакле «ТРИ» пространство их образов и жизни приближено к реалиям нашего времени, в которых мы все пытаемся противостоять событиям и избежать корежащих шестерёнок истории


Рецензии