Лезгинское Присамурье

Лезгинское Присамурье является самым южным субрегионом Республики Дагестан и, соответственно, Российской Федерации. Его часто именуют Южным Дагестаном или, кратко, Юждагом. Во-первых, Присамурье можно рассматривать как природно-географическую систему, складывающуюся из водосборной зоны р. Самур, почти на 100% представленной дагестанской территорией, и Самурской дельты, расположенной большей частью в пределах Республики Дагестан и меньшей – Республики Азербайджан. Во-вторых, контуры Присамурья перекликаются с границами 12 административных территорий Дагестана, являющихся конкретными объектами региональной системы управления. Это 10 сельских районов (Дербентский, Магарамкентский, Табасаранский, Хивский, Сулейман-Стальский, Курахский, Агульский, Докузпаринский, Ахтынский и Рутульский) и две территории, подведомственные администрациям гг. Дербент и Дагестанские Огни.

Территориями сельских районов определяются зоны социально-экономического влияния не только городов Дербент и Дагестанские Огни, но также и расположенных рядом с ними двух рабочих поселков – Мамедкала и Белиджи. В целом Южный Дагестан складывается из 164 сельских администраций (23% от общереспубликанской их численности) и 349 сельских населенных пункта (22%) Южного Дагестана. Административно-территориальные образования региона размещены в различных высотно-климатических зонах Дагестана – равнинной, предгорной и горной. Дербентским и Магарамкентским районами охватывается равнинная зона, хотя значительная часть их территорий приходится на предгорья. Сулейман-Стальский, Табасаранский и Хивский расположены в предгорной зоне, а Агульский, Курахский, Докузпаринский, Ахтынский и Рутульский районы – в горной зоне. Площадь всей этой территории составляет 8,7 км2, или 17,3% общей площади Республики Дагестан, на ней проживает свыше 406 тыс. чел. (19% от общей численности населения республики), а ее плотность составляет 47 чел/км2, что выше, чем в среднем по республике (42 чел/км2). Кроме собственно речного бассейна (водосборная часть и дельта реки) выделяются также зоны водохозяйственного влияния р. Самур. Одна из них, площадью 2651 км 2, простирается к северу от Самурского бассейна. К ней относятся 4 района центрального Дагестана – Каякентский, Сергокалинский, Кайтагский и Дахадаевский, где ныне проживает свыше 130 тыс. человек.

Согласно положениям существующей Схемы социально-экономического и водохозяйственного развития Южного Дагестана, потенциальным объектом потребления водных ресурсов р. Самур является г. Избербаш с населением около 40 тыс. чел. Другая зона влияния р. Самур расположена к югу от русла этой реки, представляя собой крупную площадь на северо-востоке Республики Азербайджан. Очевидно, что от уровня обеспеченности водами р. Самур расположенных в Приморской низменности хозяйств и населенных пунктов Дербентского и Каякентского районов РД будут во многом зависеть объемы водозабора и гидро-экологическое состояние целого ряда малых рек (Гамриозень, Артузень, Янги-чай, Уллу-чай, Дарваг-чай и др.), а вместе с тем и хозяйственная ситуация в зоне влияния этих малых рек Дагестана.

Когда речь идет о Юждаге, обычно подразумевается этнокультурное, в том числе языковое сходство всех населяющих его коренных народов. В национальном составе субрегиона преобладают лезгиноязычные народы: лезгины, табасаранцы, агульцы, рутульцы и цахуры. Система расселения этого субрегиона с центральными поселениями гг. Дербент и Дагестанские Огни представляет собой исторически сформировавшуюся лезгинскую (лезгиноязычную) хозяйственную и социально-культурную целостность, которая может и должна служить объектом комплексного исследования и территориального управления. Это подтверждается и тем фактом, что в последние десятилетия Самурский регион неоднократно выступал цельным объектом изучения на уровне республиканских и федеральных проектов и программ территориального развития.

Районы Присамурья в своем большинстве характеризуют зону социально-экономического кризиса. Здесь относительно низкий уровень доходов населения сочетается с весьма острой проблемой безработицы. В последние десятилетия безработица стимулировала массовое отходничество жителей Юждага в различные регионы России, Казахстана и Средней Азии на временное (до лучших времен) проживание. Теперь обозначился обратный процесс: значительный приток беженцев из этих регионов в Юждаг, главным образом из-за резко осложнившихся там этнополитических условий проживания. Причем, люди возвращаются в родные места, не имея вида на работу из-за ее практического отсутствия.


Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Присамурье: водохозяйственные проблемы и перспективы / Отв. ред. И.М. Сайпулаев, Э.М. Эльдаров. – Махачкала, 2003. – 156 с.


Рецензии