20. Идея сотрудничества

   Логическим завершением советской педагогики явилась педагогика сотрудничества, с которой опала шелуха идеологической работы. Данное обстоятельство лишний раз подтверждает право на существование непреходящих истин в педагогике.  Так о сотрудничестве в первых жреческих школах Индии (при подготовке к состязаниям по словесности) говорят нам строки Ригведы:

«Все товарищи радуются за друга,
пришедшего со славой, победителя в поединке,
он спасет их от греха, добывает им питание.
Он был должным образом выпущен на состязание»
(Атхарваведа. Избранное. Пер. Е.Т.Елизаренковой//Алиханова Ю.М., Никитина В.Б., Померанцева Л.Е., Литература Древнего востока.-М.: Издательство МГУ. 1984. –46).

   Сотрудничество характерно и для философии Эпикура, чья школа не подверглась расколам и следовала его учению как пророчествам (Таранов П.С. 500 шагов к мудрости: В 2. Т. –Донецк: Сталкер, 1996. –464 с.).

   Естественно, подобный подход может быть принят, если ученик не рассматривается как объект обучения, воспитания и развития, но как сам себе полноправный субъект педагогического процесса с учетом детского эгоизма.

   Ведущая роль учителя заключается при этом не в том, чтобы удовлетворить свои педагогические амбиции, а в том, чтобы выступить мудрым наставником и советчиком ребенка при передаче ученику жизненного опыта и знаний.

   Простейшая модель межличностного общения по мнению Бухвалова имеет следующий вид:

Требование                Требование
                х
Учитель                Ученик

   Каждый из участников общения при этом взаимодействии имеет свое требование (Бухвалов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. Р: Педагогический центр “Эксперимент”. 1996. С. 220)

   Для лучшего понимания вопроса, следует термины В.А.Бухвалова - “Требование (желание)” на время заменить термином потребности ученика и учителя, то есть, иными словами говоря, нуждой в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организмов, социальных групп, общества в целом в конце концов.

   Нетрудно заметить, что в результате подмены исчез незначительный нюанс (Я требую! Я хочу!) и образовался некий комплекс причин, интересных педагогу как внутренних побудителей активности, и которые подводит нас к вопросам:

- Что такое развивающаяся личность?
- Каковы ценности молодежных социальных групп в рамках исторически определенного общества?

   Потребности учителя могут при этом совпасть или не совпасть с внутренней необходимостью ученика усвоить учебный материал. Следовательно, с некоторой корректировкой придется повторить эти вопросы и применительно к взрослому человеку. Если потребности не совпадают, то интересно, чем же, собственно, отличаются личность ребенка от личности взрослого человека?


Рецензии