В тот весенний день

Помнит тот весенний день
Зарисовка

    Все дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны и май сорок пятого. Тот победный май. Нынче Великой Победе уже 75. Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы.
    Галина Митрофановна родилась в селе Красный Яр Звениговского района Марийской АССР в 1937 году. В семье была младшей из четверых детей. С малолетства росла в труде. Да что там говорить, все деревенские дети уже с малого возраста умели готовить, шить, стирать и хлопотать по хозяйству. В довоенные годы в их семье все было в достатке: и хлеб, и вода, и одежда. Но вот пришёл тот страшный день.
    Война.… Как гром среди ясного неба прозвучали эти слова из уст старших. Эта беда ворвалась в каждый дом непрошеной гостьей. Вот она «зашла» и в дом Мудровых.
Отец Галины, Митрофан Ильич Мудров, погиб на фронте в начале войны, в 1941 году. Отца она так и не помнит. А вот чувство голода на всю жизнь врезалось в память. В годы войны жили очень трудно.
    Женщины и подростки впрягались в плуги, чтобы пахать землю, таскали огромные тяжести, растили и до последнего колоска собирали зерновые культуры, косили и стоговали сено… Легче перечислить то, чего они не делали. Работать нужно было от темна до темна. Мать Галины не раз рассказывала, что весной и осенью даже ноги примерзали к лаптям, сапог-то не было. И все работы выполняли ради трудодня, ради куска хлеба, который ценили на вес золота… Правда, после войны ее мать была награждена медалью за доблестный труд во время войны.
    - Еще помню, как в 1941-м и в начале 1942 года мать ходила на рытье окопов, - говорит Галина Митрофановна. - Тогда во многих местах по Волге рыли окопы. А мы жили рядом с Волгой, в пяти километрах. Рассказывали, что немцы бомбили эти места.
     А победный сорок пятый год хорошо помнит. Ей было тогда уже восемь лет. Встречали каждого фронтовика, вернувшегося в село. Это было настоящим праздником, ведь всю войну жили с верой в Победу…
    «9 мая 1945 года день был солнечным, - вспоминает Галина Митрофановна. - Мое село Красный Яр готовилось к весеннему севу. В это время у нас на Волге начиналась распутица - ни пройти, ни проехать. Сейчас, конечно, погода поменялась. В мае уже почти как лето. Так вот тогда, пережидая непогоду, мы готовили посевной инвентарь, подгоняли сбрую для лошадей. Районный центр Звенигово находится от нас в семи верстах, а республиканский – Йошкар-Ола - почти что в восьмидесяти километрах. Телефонная связь с сельской конторой была, но очень не надежная, не всегда можно было дозвониться, поэтому, когда нужно было, к нам наведывались так называемые гонцы. Но по бездорожью и они не ездили.
Я стояла на бугорке босиком, ноги замерзли, покраснели, но домой идти не хотелось. В это время со стороны Волги показался всадник. Я глянула на девочек, стоявших рядом, они - на меня, разумом осознавая, что такого быть не может, не должно. Но, тем не менее, всадник приближался. Мы кинулись  навстречу. Он поравнялся с нами и закричал: «Победа! Люди, победа! Каюк фашистскому гаду!».
Все электростанции мира не могли бы дать мне такого заряда, как это короткое, опаленное огнем слово радости и горя.
    Вдруг лошадь упала, человек шлепнулся в лужу, вскочил и опять крикнул «Победа!».
    Я поняла, что ни лошадь, ни всадник не могут двигаться дальше - нет сил. И тогда я помчалась вдоль деревни, неся людям радостную весть. Три версты пробежала по грязи и лужам до другой деревни и передала свою эстафету в соседний сельский Совет.
    Моя деревня ликовала, радость переходила с одного ее конца на другой. Людская волна двигалась и замирала, смеялась и плакала. То были слезы радости и слезы горя, памяти о погибших родных и любимых.
    Меня, набегавшуюся в тот день босиком, мать посадила на русскую печку греть замерзшие до красноты ноги, а из моих глаз катились слезы чистые, крупные, как изумрудинки, и такие теплые. Я не вытирала их, они капали мне на грудь и согревали ее. Но я была счастлива!..»
    На Чукотке, в заполярном городе Билибино Галина Митрофановна жила с 1963 года и все время, до 1996 года (до 59 лет) работала продавщицей. Награждена медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», знаком «Отличник советской торговли» и множеством дипломов и Почетных грамот. Как говорит ветеран Севера с более чем 50-летним стажем, только в 2016 году смогла получить жилье на "материке", на своей малой родине, в республике Марий Эл.


Рецензии
«Победа! Люди, победа! Каюк фашистскому гаду!».
Все электростанции мира не могли бы дать мне такого заряда, как это короткое, опаленное огнем слово радости и горя.
Вдруг лошадь упала, человек шлепнулся в лужу, вскочил и опять крикнул «Победа!»...
-
Меня, набегавшуюся в тот день босиком, мать посадила на русскую печку греть замерзшие до красноты ноги, а из моих глаз катились слезы чистые, крупные, как изумрудинки, и такие теплые. Я не вытирала их, они капали мне на грудь и согревали ее. Но я была счастлива!..»
---------------
Сегодня... многие, даже частицей малой, думается, глядя вокруг - не способны на такую глубокую радость...
То надо было всё пережить... каждой клеточкой своего изголодавшегося, натруженного до изнеможения, тела.

Дорогие воспоминания.

Вадим.

Кенотрон Загадочный   04.11.2020 18:26     Заявить о нарушении
Живые воспоминания, на полочках сердца сохранившиеся.

Зура Итсмиолорд   25.01.2021 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.