Незнакомый человек

- Привет! - Услышала я чей-то женский голос.
- Привет, - машинально сказала я в ответ, даже не взглянув на говорившую. Сказала и пошла дальше.
- Валентинка! - Окликнул меня всё тот же женский голос.
Обращение по имени заставило меня обернуться. Я увидела стоящую передо мной красивую и нарядную девушку.
Валентинка, ты, что же не узнала меня?! - Лицо девушки расплылось в улыбке.

Узнала? Конечно, узнала. Да и как не узнать, ведь я с этой девушкой, вернее тогда ещё девчонкой была знакома всё своё сознательное детство.
Я помню тот день, когда впервые увидела её. Как давно это было! Лет 20 назад кажется. Это было летом, в мой день рождения. Мне исполнилось целых пять лет. Тогда мне казалось, что я просто ужас какая взрослая, и естественно, как полагается такой взрослой девочке как я, мне просто необходим был велосипед! Но в свои пять лет я уже знала, что велосипед - это дорого, и что нашей семье он не по карману, и что «вообще только, когда я пойду в школу, а потом окончу первый класс на одни пятёрки, вот только тогда…».

Ждать так долго я не хотела, да и не могла, ведь во дворе все только и делали, что гоняли на велосипедах, а мне оставалось лишь с завистью смотреть им вслед, поэтому задолго до того как наступил мой пятый день рождения я начала вести планомерную «битву» за своё счастье. Каждый день я рисовала велосипед и будто ненароком везде «забывала» свои рисунки. Каждый раз, когда мы с мамой проходили возле магазина, за стеклянной витриной которого красовалась моя мечта, я вздыхала и с грустью смотрела на витрину, естественно так чтобы мои вздохи и грустные взгляды заметила мама. Я казалась себе очень хитрой девочкой! Повзрослев, я, конечно, поняла, насколько заметной была моя хитрость. Заметной и смешной, и к моему великому сожалению она не принесла ожидаемые плоды. В день моего рождения моя «битва» за велосипед была окончена с сокрушительным для меня поражением. Вместо так желаемого мной велосипеда мне была подарена детская энциклопедия, - «очень полезный и нужный подарок, а для умных детей ещё и интересный», как охарактеризовала книгу моя мама. Мне оставалось только вздохнуть, - «кто же спорит, но…». «А велосипед - это так, сплошное баловство, ещё и навернёшься с него», - прервала мама мои вздохи и этим поставила окончательную точку в «битве». Конечно, мама по-своему была права, энциклопедия нужная книга и там действительно было немало интересного, как я узнала потом, но в тот день меня это не могло утешить, поэтому во двор я вышла в весьма плохом настроении. Ничего не радовало меня. Я сидела на лавочке, тоскливо рассматривая счастливых обладателей велосипедов. Слёзы наворачивались на мои глаза.

И вот как раз в столь грустный для меня момент в наш двор въехало такси и остановилось прямо около нашего подъезда. Из него вышла женщина и девочка, по виду моя ровесница. Я во все глаза уставилась на приезжую девочку. Никогда я ещё не видела таких красивых девочек! А какое на ней было платьице - просто какой-то восторг, а босоножки….!
- Мама, можно я немного тут погуляю? - Спросила девочка женщину.
- Конечно, доченька. Только далеко не отходи, - женщина мельком осмотрела двор и задержала взгляд на мне.
- Кажется, я тебя видела. Ведь ты в этом доме живёшь, в 85 квартире? - Спросила она меня.
Я кивнула, и уже было удивилась, откуда эта тётя может знать, где я живу, как тут же вспомнила, что тоже уже видела её. Буквально недавно она выходила из квартиры нашего соседа напротив дяди Вити.
- А вы к дяде Вити приехали? - Поинтересовалась я.
- Да, я и моя дочь теперь будем жить с дядей Витей. Сколько тебе лет?
- Пять. Сегодня исполнилось. У меня сегодня день рождение! – Сообщила я.
- Да ты что?! - Воскликнула женщина, - моей Ире ведь тоже пять исполнилось, и тоже сегодня. Ну вот, тебе и подружка, а ты переживала, - обратилась она к девочке, - вот и замечательно, поиграй пока с ней, а вечером мы тебя ждём на Ирин день рождения, - обратилась она уже опять ко мне, - ну, и на твой тоже, - улыбнулась она.
Оставшись один на один, мы с девочкой какое-то время просто молча рассматривали друг друга.
- Это мне дядя Витя купил, - показывая на платьице и босоножки, - первой начала разговор девочка, - моя мама вышла за него замуж, и он теперь мой папа, и всё-всё мне купит, что только я захочу, - похвасталась она.
- Красивое…, - прошептала я, всё ещё пребывая в восторженном состоянии от увиденного.
- Как тебя зовут? - Спросила девочка, оставшаяся довольная моей реакцией.
- Валя.
- А меня Ира. Я буду звать тебя Валентинкой, - звонко рассмеялась девочка.
- Хорошо, мне так даже больше нравится, - с готовностью согласилась я на такую трактовку своего имени, - давай, я покажу тебе наш двор, и с ребятами познакомлю, - предложила я своей новой знакомой, и мы вприпрыжку побежали.

Это сейчас я могу обойти наш двор за пять минут, а тогда нам и до вечера времени не хватило. А вечером я и моя мама пришли к Ире на день рождения. Это был самый прекрасный день рождения на каком мне ещё доводилось бывать. Взрослые сидели на кухне и разговаривали на очень умные, и очень взрослые темы. А я, Ира, и ещё несколько ребят со двора, с которыми Ира уже успела познакомиться, играли в комнате в своё удовольствие без надзора взрослых. А каких только подарков дядя Витя и её мама не подарили Ире! Она явно не преувеличила, сказав, что дядя Витя купит ей всё, что она захочет. Мама Иры не забыла и про меня, одарив подарками, и уже откуда-то зная, что я мечтаю о велосипеде, отдала мне старый велосипед Иры, - «всё равно Витя ей собрался новый покупать», - не слушая возражения моей мамы, сказала она. В тот момент я была на седьмом небе от счастья! Казалось, праздник длился бесконечно. Родители приглашённых в гости детей приходили, чтобы забрать их, да так и оставались «только ненадолго». К сожалению, и «бесконечный» праздник закончился, и как это часто бывает, закончился неожиданно. Взрослые вдруг засобирались по домам и кое-как потащили за собой своих не на шутку разыгравшихся чад. Я и мама на правах ближайших соседей уходили самыми последними, когда уже все остальные гости разошлись по своим домам, и последствия и взрослого, и детского застолья были убраны.
- Давай будем дружить, - предложила мне Ира, когда мы уже стояли с ней на лестничной площадке.
- Давай, - обрадовалась я.

С того самого дня я и Ира начали дружить. Вместе ходили в детский сад, затем вместе пошли в школу, вместе уроки делали, и наоборот бывало, что и не делали, и пятёрки, и двойки соответственно тоже получали вместе, а слегка повзрослев стали вместе ещё и уроки прогуливать, и в первый раз закурить попробовали тоже вместе.
Было у нас с Ирой и своё «тайное место», как мы называли старый большой дуб, росший в самом конце двора. Сразу возле дуба наш двор как-то резко заканчивался, и стоило человеку обойти дуб, как он тут же оказывался на большой и светлой улице. Эта разница была ещё более заметной в контрасте с нашим вечно затемнённым двором, который из-за большого количества деревьев зачастую оставался в тени даже в самый солнечный день.

Почему мы с Ирой облюбовали этот дуб, я уже и не помню, давно это было, а уж почему мы его называли «тайным местом», если оно было прямо на виду у всех, я бы тоже не взялась бы объяснить. Трудно бы это было бы объяснить, по крайней мере, тогда. Сейчас-то я сказала бы с умным видом, что место было тайным, потому что, оставаясь на виду у всех, оно одновременно с этим было только нашим. Это для других этот дуб был просто большим старым дубом, а для нас он был тем местом, где мы разговаривали обо всём на свете, где посвящали друг друга в свои переживания и в свои мечты. Сколько мы там времени провели, нельзя и сосчитать. Каждый наш день рождение, мы сначала отмечали тут, вдвоём, а уж потом вечером шли домой и продолжали праздновать. Мы были лучшими подругами, и практически всё делали вместе. Тем больнее мне было потом.

И тот день, как и день нашего с Ирой знакомства, я тоже помню хорошо. Это был прекрасный летний день. Солнечный и ясный. Правда, для меня он не был таким уж прекрасным. Ведь в этот день Ира с семьёй должна была переехать с нашего двора. Конечно, если говорить прямо, этот день начался давно. Начался в тот самый день, когда в седьмом классе у Иры вдруг неожиданно для всех обнаружились математические способности. До этого Ира особо не блистала по успеваемости по данному предмету, наоборот её считали чистым гуманитарием и вдруг ни с того ни с сего она начала производить в уме вычисления с такими цифрами, что оставалось только в удивлении таращить глаза на этакое диво. Как показало время, эти способности не были временным явлением, с каждым днём они развивались всё больше и больше. Многочисленные олимпиады и конкурсы Ира щёлкала как орешки, и директор школы принял для себя непростое решение, вызвав маму Иры в школы, - «мне жаль терять такую талантливую ученицу», - сказал директор, - «но учитель математики прав, было бы преступлением не развивать способности вашей дочери. Наша школа дала ей всё, что было в наших силах, теперь Ире нужна специальная школа с математическим уклоном», так что 1 сентября моего десятого класса я впервые сидела за партой одна.

Справедливости ради надо отметить, что поначалу особо ничего не изменилось, вернее, возможно что-то и начало меняться в наших с Ирой отношениях, но лично для меня эти изменения были незаметны и еле уловимы. Да, мы учились в разных школах, но Ира по-прежнему жила по соседству, и по-прежнему после возвращения с учёбы мы виделись, по-прежнему бегали к старому дубу и болтали на разные волнующие нас темы по несколько часов подряд. Но постепенно Ира стала всё больше и больше отдаляться от меня, и от нашей дружбы. Этому, конечно, способствовали и объективные причины, ведь ей приходилось много времени посвящать математике, и соответственно меньше нашему с ней общению. Я не обижалась. Это было вполне понятно, также как и вполне объяснимо, что у Иры появились подруги в новой школе, и она часто с ними болтала по телефону, обсуждая темы, в курсе которых я уже не была. Мы взрослели и в жизни каждой из нас постепенно появлялись новые люди, которые были не менее важны для нас, чем «старые» друзья. Но было кое-что и непонятное для меня в поведении подруги. Я не понимала, что происходит и гнала от себя эти мысли, но факты становились всё очевиднее и очевиднее, Ира всё чаще и чаще под различными предлогами не хотела ни видеться, ни говорить со мной. Потом я поняла, что она просто стала стесняться меня. Я оставалась обычной ученицей средней школы, каких было пруд пруди, а Ира была «девочкой с уникальными способностями», как называл её в нашей школе учитель математики. Он был чрезвычайно горд собой, ведь именно под его началом удалось взрастить такое дарование. Ира уже и не только по стране ездила, побывала в нескольких странах, я же не выезжала за пределы нашего городка, и возможно Ире уже было неинтересно со мной. Но это была лишь одна причина, а вторая заключалась в том, что примерно в это самое время, дядя Витя, заменивший Ире отца и за неимением собственных детей, просто души не чаявший в девочке, получил новую должность. Должность была высокооплачиваемой, и это сразу отразилось на достатке семьи Иры в целом и её внешности, и одежде в частности. Моей же маме никакой должности даже не светило, поэтому и одевалась я как большинство моих сверстниц, живших в нашем дворе. И наше с Ирой «социальное неравенство» стало расти на глазах, но поняла я причины её поведения потом, а тогда я была просто в недоумении, и списывала поведение подруги на обычную усталость, - «у Иры ведь не просто школа, а математическая, нагрузки небось не позавидуешь», - так я думала тогда.

Так всё это и длилось, до того самого «прекрасного летнего дня». Мы заканчивали школу и в тот день мы сдали последний в нашей жизни школьный экзамен, и да я забыла упомянуть, что по какому-то странному стечению обстоятельств, это был тот же самый день, когда я познакомилась с Ирой, в день нашего с ней рождения, только уже спустя несколько лет.
В тот день, как это и было у нас с Ирой заведено, после школы, буквально сдав экзамен, я вприпрыжку побежала в наше «тайное место», чтобы поскорее увидеться с подругой. Я бежала, а мой мозг почему-то предательски вспомнил наш с Ирой разговор, который произошёл в прошлый день рождения. В тот раз она пришла к дубу не сразу, а когда она всё-таки пришла, то я сразу поняла, что идти ей сюда совсем не хотелось. Обычный наш с ней трёп по душам как-то в тот раз сразу не заклеился, и мы больше молчали, чем говорили, и в конце концов, не сговариваясь направились в сторону дома, тогда то, по дороге домой, Ира сказала, - «послушай, не кажется ли тебе, что это всё ребячество?» «Что?» - непонимающе взглянула я на подругу. «Ну это… это всё», - взмахнула рукой Ира, - «наши с тобой разговоры, это наше «тайное место», разве ты не видишь ведь это просто старый дуб, его уже давно спилить пора, да и вообще всё остальное. Мы ведь выросли, а ты всё ещё как будто цепляешься за детство». Я удивлённо смотрела на неё, - «я как-то раньше не задумывалась об этом, разве то, что мы выросли, что-то меняет?» «В том то и дело, что многое меняет», - сказала Ира и отвернулась от меня, - «и почему оно «тайное»…», - пробормотала она и дальше мы уже шли молча. Я шла рядом с Ирой, и думала, - «мы, конечно, выросли», - я искоса взглянула на подругу, - «красивая», - в который раз подумала я, - «да… красивая и взрослая девушка, парни уже вовсю заглядываются на неё, но причём здесь ребячество? Мне, кажется, одно другому не мешает». Так мы и дошли в тот вечер до дома. Правда, потом, когда мы уже праздновали дома, Ира, как и все дурачилась и смеялась, и день рождения прошёл как обычно. На следующее утро я проснулась со странным ощущением внутри, вроде всё и неплохо, но внутри уже поселилась какая-то неясная тревога. Со временем повседневные дела затянули меня, с Ирой мы всё ещё продолжали общаться, и поэтому вспомнила я этот разговор только спустя год. Вспомнила и прибавила шагу.

Я с разбегу свернула с улицы, и, оказавшись в нашем дворе, сразу же увидела возле дуба очень красивую нарядную Иру, в окружении таких же красивых и нарядных девушек, и щеголеватых парней. Они смеялись и шутили. «Привет!» - Поздоровалась я весело, - «поздравляю с днём рождения…», - но от моего весёлого тона ни осталось и следа, как только стоило мне заметить взгляд друзей Иры. Осмотрев меня с ног до головы, они моментально оценили меня. От их презрительного взгляда я готова была провалиться под землю, но, честно говоря, это было не так уж важно, в отличие от того каким взглядом посмотрела на меня сама Ира. В её взгляде не было презрения, в её взгляде была досада и смущение. Досада от того, что она не успела уйти со двора до того как встретила меня и смущение от того, что её новые друзья и подруги увидели нас вместе. Да, что и говорить до их уровня я явно не дотягивала! Видимо Ира тоже так считала, и не собиралась нас знакомить, тогда-то я и поняла, что её нежелание в последнее время видеться и говорить со мной, объяснялось вовсе не усталостью, а тем, что ей был неудобно за меня. Ира стеснялась меня! Наступило неловкое молчание. Я смотрела на Иру, а она на меня, а её друзья переводили взгляд с неё на меня и обратно. «Ты её знаешь?» - Спросила наконец одна из девушек, - «не знала, что ты дружишь с такими…», - не закончила она, стараясь подобрать для такой как я подходящее слово. Так и сумев ничего подобрать, она замолчала. Её высокомерный взгляд мог бы меня испепелить, если бы я только обратила на него внимание, но мне было не до этого. Я смотрела на Иру, и уже всё понимая, я всё ещё надеялась на другой ответ. «Нет», - услышала я Иру. Это я слышала отчётливо, а вот потом слова Иры долетали до меня словно эхо в горном ущелье, - «это так…, живёт где-то тут во дворе. Мы незнакомы. Пойдёмте, нам уже пора», - сказала Ира, и они всей компанией ушли, оставив меня одну в полной растерянности. Так я и стояла, пока моя мама не пришла за мной. Она меня даже ни о чём не спросила, видимо она поняла всё без слов, едва взглянув на моё лицо.

- Валентинка, ты что, правда не узнала меня? Ведь это я Ира. – Я очнулась от своих воспоминаний. Оглянувшись, я увидела, что мы стоим на том самом месте, около нашего дуба. Ещё более постаревшего дуба. Я взглянула на дуб, затем на Иру и вдруг неожиданно для себя, сказала:
- Извините, но вы ошиблись, мы не знакомы, - сказала я и пошла дальше своей дорогой. Шла и думала, может я не права, ведь всё это было так давно, и у меня совершенно нет на Иру ни обиды, ни злости, и наверно, вот сейчас надо остановиться и поговорить с ней, узнать, как дела, как сложилась её жизнь, исполнились ли мечты…, остановиться и поговорить…, впрочем, о чём говорить с незнакомым человеком?


Рецензии
Все мы когда то были незнакомыми

Парвин Гейдаров   14.07.2022 15:04     Заявить о нарушении