Поздний ребенок

 Семья Ольги и Олега была вполне благополучной и счастливой. Они поженились еще в студенческие времена. Две дочери-погодки родились еще тогда, когда семья ютилась в комнатке общежития. Шли годы. Все складывалось хорошо, хотя и давалось нелегко. Работа, забота о детях, квартира, машина, дача, путешествия, семейный отдых. Девочки росли умницами и красавицами. Глава семейства сделал неплохую карьеру.

Была у супругов нереализованная мечта - мечта о сыне. И, казалось, мечта так и останется мечтой. Ольге и Олегу уже перевалило за 40. Старшая дочь уже вышла замуж, младшая собиралась. И случилась неожиданная беременность. Вся семья радовалась. Олег был на седьмом небе: у него наконец-то будет сын.

Ольгу немного напрягала ситуация, хотя поздняя беременность протекала почти идеально. Ведь первенец старшей дочери и ее третий ребенок должны были родиться почти одновременно. Но все остальные члены ее большой и дружной семьи находили ситуацию забавной и много шутили о том, что сын и внук, дядя и племянник будут ровесниками. Все пребывали в радостном предвкушении большого счастья.

***
Максимка родился больным. Родители приложили немало усилий для того, чтобы как-то "подлечить" сына, возили его по отечественным и зарубежным клиникам, но к трем годам и папе, и маме, и всем окружающим стало ясно: Максимка - глубокий ментальный инвалид. Он нуждается в постоянном и, скорее всего, пожизненном уходе. Ольга погрузилась в заботу о ребенке. Олег, осознав, что долгожданный сын навсегда останется "особенным", ушел из семьи.

Олег не развелся с Ольгой, не бросил ее с сыном, он продолжал их содержать, помогал с чисто мужскими работами и в квартире, и на даче, оплачивал врачей, частного психолога, частного дефектолога, которые занимались с Максимкой, но жить со своим "особенным" ребенком под одной крышей не мог: слишком больно, слишком разительный контраст между тем, о чем мечталось двадцать лет, и тем, что есть в реальности.

Дочери тоже отдалились от матери. У них подрастали вполне здоровые дети, и женщины полагали, что общение с глубоко больным родственником не пойдет на пользу их малышам. Ольгу это глубоко ранило. Нет, дочери навещали мать и брата, но свои семьи старались держать "на расстоянии".

***
Особенно обижали Ольгу детские праздники. Она всегда устраивала большие семейные "посиделки" на день рождения Максимки. Приходили все члены большой семьи: Олег, дочери с мужьями и детьми, сваты, сватьи. Все заваливали Максимку подарками, говорили теплые слова. А Максимка в ужасе жался к маме, срывался на истерику.

Приглашали их с Максимкой и на дни рождения Ольгиных внуков. Но Ольга точно знала: это не настоящий праздник. Сами же внуки и проговаривались. Им скучно было сидеть за столом с бабушкой и странным "дядей". Внуки фантазировали, как весело будет завтра на "настоящем" дне рождения с друзьями-сверстниками, с клоунами, с сюрпризами. Но на такие мероприятия ни Ольгу, ни Максимку не звали.

Не могла Ольга выехать и на отдых куда-нибудь на море. Максимку доводило до припадков многолюдство аэропортов и вокзалов, он до судорог боялся самолетов и поездов. Поэтому лето Максимка с мамой проводили на даче. Их раз в неделю навещал кто-нибудь из родственников: привозили продукты, помогали по хозяйству, но приезжали только "на денек", ссылаясь на занятость.

Конечно, Ольга изредка выводила Максимку "в люди", но такие выходы всегда были мучительны. Если мать с сыном шли летом в сельский магазин, то кто-то, улыбнувшись и поздоровавшись, отводил глаза, кто-то разглядывал Максимку с нескрываемым любопытством, а были и такие, кто бесцеремонно спрашивал: мол, чего в интернат не сдашь? А Ольга воспринимала окружающих как враждебную среду, к тому же иногда агрессивно-враждебную...

***
Максимке исполнилось семь лет. Ольга сходила в спецшколу, чтобы посмотреть, в каких условиях учатся "особенные" дети, собранные вместе. Увиденное ее ошеломило и ужаснуло. Ей показалось, что ее сын гораздо развитее тех деток, которых она увидела в спецшколе. И она решила: отдавать Максимку в такую среду - значит обречь сына на полную деградацию.

Ольга узнала, что ближайшая к ним школа участвует в программе инклюзивного образования. К тому же ее старший внук собирался в первый класс в эту школу. Ольга в воображении рисовала "идеальные" картинки: Максимка будет сидеть за одной партой с родным человеком, который будет помогать Максимке, защищать его.

Но дочь, узнав о таких планах матери, возмутилась и заявила, что никогда не позволит сделать собственного сына "заложником" болезни брата и не позволит превратить своего ребенка в изгоя в детском коллективе из-за "особенного" родственника. Дочь срочно нашла для своего первоклашки другую школу.

***
А Ольга "надавила" на Олега, заставила его поднять все связи, чтобы устроить Максимку в обычную школу в рамках инклюзии...

Весь сентябрь каждое утро вся школа наблюдает такую картину: "особенного" мальчика учительница буквально "отдирает" на крыльце школы от мамы и уводит в класс. Мальчик упирается, плачет. Но взрослые решили, что он должен "социализироваться" в мире обычных людей...

Максимка сидит на задней парте. Он как будто прирастает к стулу, когда учительнице удается "дотащить" его до места. Он не выходит никуда: ни в туалет, ни в столовую, ни в коридор, ни на физкультуру, ни на урок музыки. Он просто сидит, углубившись в свой мир, ни на что не реагируя, временами срываясь в безобразную истерику...

Ольга, приезжая за сыном, выслушивает ежедневно от родителей одноклассников своего ребенка много обидных и злых слов. Родители возмущаются, пишут жалобы. Но Ольга привыкла к враждебности окружающих. И твердо решила: ее "особенный" мальчик должен научиться существовать в социуме.

Максимка за этот месяц "учебы" стал гораздо тревожнее, истеричнее, "чудаковатее". Плохо спит, плохо ест...


Рецензии