Продолжение повести Скиф

 
                Глава 3-я. Б Р А Т.
       Как - то раз, вечером, сидя у костра, почувствовал взгляд.  Ни, не зверя, ни, - чоловичий.

Подождав немного, Прислушался к себе, и крикнул не злобно:
       - Если не враг, выходи. Иначе брошу дротик, и схватился занего.
  - Посмотрел в ту сторону, откуда чувствовал взгляд. Оттуда вышел малец, на вид не старше меня. Младше.

        - Подойди к костру, дай я на тебя взгляну. – Сказал я ему на правах хозяина. Он, видимо понял меня, подошел. – Ты, по – человечьи, говорить умеешь? – Он кивнул головой. – Не кивай, а говори, как тебя зовут?
         - Кирша.
         - Якого ты роду?
          - Углич.
          - Так, а где твои родичи?
          - У полони. Я убег. Пока разбойники девок, ловили, надругаться наветь, хотели. Побежали двое за мною, так куда им до мене? Я ж, шустрый, убег. Бежал пока не учуял мясо.




 Максим перебил:
 - Ты мабудь исты хочешь? – я пошел за мясом, подцепив, чтоб. Кирше даст поисты.  Пока мясо жарилось, я, хозяин, потребовал, чтоб он, рассказал о себе, о своих. Вот, что я услышал:
            - Я, Кирша. Так меня мама и тата звали. Була у мене сестра, звали ее Кипата  (конопата) Старша мене на две, показав два пальца, зимы. Мне десять зим. Сестре двенадцать. Тата (папа) мой – охотник, жили хорошо. 

В нашем селении, мой тато, был старший воин, при набегах чужих. Меня он тоже учил, стреляю из лука. Попадаю из лука в пичугу, птицу. Вот. Сделаю лук. Буду охотиться на птиц и другую живность.
   - А ты умеешь, стрелять из лука? – Я вида, не подал, что это для меня новое. Только сказал ему, чтоб закончить это:
     - Скоро придет дидько Стефан, он мой хозяин (мы же не уточняли с дидьком Стефаном, наше родство), и ты все узнаешь. Пока до его прихода живи со мною, в этой лабуде. Он уточнил:
           - Эту лабуду, ты называешь, этот дом? – показал на наше жилище. Мясо прожарилось, и мы сели есть. Я , уже по привычке, стал на колени, повернувшись в сторону Иерусалима (как дидько Стефан учил), и начал читать  молитвы.

 Кирша стоял рядом, открыв рот свой. Домолившись, сказав Кирше:
           - Ты можешь со мною молиться. Повторяя за мною молитвы. А когда придет дидько Стефан, он тебя обратит в веру  в Иисуса Христа, тебя окрестит, даст имя, примет в нашу семью. Думай, пока не придет дидько. Потом, или ты с нами, веруя в нашу веру. Или уходишь.
          - А-а-а! – воскликнул Кирша. Это тот Бог распятый? Нам говорил один монах пришлый, и прогнали монаха камнями. У нас свои боги. Я ничего не понял.

 Да и давно, это было. Я еще малявкой был. (Можно подумать, что он сейчас большой. Хмыкнул я, про себя).  Лук, не растягивал. У нас если лук натянуть можешь – ты уже взрослый.  Можешь заводить жену. И замолк. (Гм. Подумал я. Слушая эту галиматью. А чо ты с ней, с этой женой, делать будешь? Но, слушая его я ничего ему не сказал). Мы сели есть. Так Киршу я оставил, до прихода дидьки Стефана.

Вечером, после вечерней молитвы, которую мне помогал читать Кирша(он стоял на коленях, как и я.), внимательно слушал то, что я читал. Потом он мне грустно, со слезами на очах сказал что, его тата погиб, защищая маму и сестру. Мама и сестра навить у полони.

Я молча слушал. А чо я мог ему сказать? Сам такой. Ну, чтож, молодец хлопчик, быстро выбрал: уйти или остаться, а куда ему идти, а тут все же, семья. Мы, легли спать.
               



                Тема 2. Карпаты.   
  28.05.19г.                Глава 4-я. За знаниями.               
             Я, Кирше постелил рядом, с собою. Я, так и не понял. Толи мне приснилось, толи я видел в яву. Когда я почувствовал, что рядом, кто-то есть.  Я открыл вочи. Передо мною сидел на колоде старик. Вся голова и борода седая. С густыми, тоже седыми бровями. Плечи в развалку, статный. И мне говорит:
            -  Хлопчаку, ты сегодня принял малого, Бог, увидел твое старание, не оставил малого одного. Твой дядько Стефан послан братами по вере, на доброе слово. Держись за  него, и помогай -  ему. В заутренню, ты пойдешь на охоту. Иди один, то, что ты сделаешь, определено Богом. Там, я тебя встречу.
      Я, хотел, спросить его, кто он? Но он, как бы растаял, в никуда. Не вставая, помолился, подумав, надо спать, а то, что-то, не спится, не пойму, почему?  Повернулся к названому брату и…уснул.

Проснувши, до восхода светила-солнца, разбудил Киршу, и позвал его, на склон горы, к нашему, с дидько Стефана – храму. Встречать светило-солнце и помолиться новому дню.
        Проверили ловушки, и подвешав над костром разделанную рыбу жариться, мы присели. Я как у меня уже заведено, хотел с Киршей поделится, чем будем, сегодня заниматься. Но тут, словно огнь, меня  вдарил в голову. Я вспомнил дедка, что приходил ко мне во сне. Его слова. Почему-то, сказал Кирше, не то, что только, хотел ему говорить, а совсем другое.
       - Кирша, слушай меня внимательно. Я, сегодня пойду на охоту, не спрашивай меня ничего, только делай то, что я, тебе сейчас скажу, понял? – Он на меня посмотрел, и говорит: - Я слушаю, брат.   – Я, чуть не онемел, он что? Читает мою голову? Я продолжил:
 - Раз, назвал братом, то и слушай, как старшего брата, – он кивнул головой. Видно соглашаясь с этим.

   – Так вот, я иду на охоту, скоро должен прийти дидько Стефан. Ты паси коз, подои их. Брынзу умеешь делать? – Он махнул головой:
    - нет. – Хорошо, тогда пей свежее и прокисшее молоко, с этим то справишься? Он кивнул, да. Молодец.

Слушай дальше: мясо где я брал, ты видел. Далеко от лабуды не ходи. Зверья большого, рядом нету. Расскажешь дидьке Стефану, что вчера случилось, скажешь: я тебя проверял, оставил. Ему еще раз, все, про себя, расскажешь. Скажи: если меня, долго  не будет, пусть не волнуется, я с Богом. Так и перескажешь, слово в слово.

Дротики тебе оставлю, тренируйся. Себе возьму, три дротика, меч и копье дидьки, и я, пойду. Давай в дорогу помолимся. Мы стали на колени, и помолились. И я пойшов. А Кирша оперши на дротик, глядел мне в след.
      И пошел я,  в ту сторону - на светило-солнце, куда оно ходит спать. Лес густой, птички спивают, та так красиво, чо аш сердце застывает на месте. Так колотится, чуть не вылетит из груди. Чтоб успокоиться. А то оно, меня отвлекает, а в лесу так,   делать не нужно.

Присел на пенек, думаю, и дывлюся, на эту красоту. В предгорье Карпат лес очень богат деревьями: клён, осина, граб, дуб, это встречающиеся деревья повсюду. А вот бук растёт только перед самими горами, потому и называется эта местность – Буковина. Очнувшись от увиденной красоты, я подумал:  не понятно, зачем меня, дедко послав, не знаю куды?! Так треба, решил я, и успокоился.

А передо мною деревья: вот дуб, як той дид, чо передо мною зьявився. А вот граб. Это дерево. Это дерево как я заметил: крепче дуба. Его пока срубишь, мокрым , не один раз будешь. Не зря дидько Стефан из него, делает копье, дротики. Крепкое, не заломаешь.

А вот клен, - листья его, как сойдет снег, сладкие як мед! Тихо шелестят листья деревьев, кустов, как бы успокаиваясь, все хорошо, кругом тихо. А вот и лищына, якие вкусные у нее орешки, аш оскома на зубах.

 А вот на косогоре видно, по-моему, это бук. Это дерево крепче граба, но почему дидько из него не делает  копье? Надо будет спытать(спросить). Запахло  сыростью,  значит он, приблизился к реке.

А вот и звериная тропа, не такая как у их  с дидьком Стефаном, по которой ходят козюли на водопой. По ширине и выбытыми копытами тропа. Максим ходил с неделю, и еще не устал. Хорошо, что его заставлял дидько Стефан камни меж ногами носит. Ноги укрепились.

 Понятно, следы крупного зверя , чем козюля. Максим пошел дальше, крепко сжимая  в руке копье. Да копье хоть и не по росту, зато дает уверенность, в своей защищенности.

 Раздвигая кусты и ветки, крупных и высок их кустов и малых деревьев, Максим продвигался вперед минуя валуны камней, росших прямо из земли. Впереди, среди ветвей, мелькнула речка.

Пройшов багато шагов, (когда дидько Стефан научит считать его так, как сам считает?) Ладно, Максим, не спеши. Хорошо Максим, что ты понял, тебе надо многому учиться. Выше на реку. Что делать? Как перейти? Надо думать.

А что тут думать, перейти по воде, и все проблемы решены. Плавать умеешь. Решено. Вперед. Так, меч на боку, копье и дротики в левую руку, правой загребать.  Зашел в реку и поплыл, «спокойно Максим, не спеши, дыши спокойно».  А вот и берег, подплыл  к низкому берегу, Максим взобрался, цепляясь за траву и корни кустов прибрежных, на берег.

 Оглядевшись на проплывшую, неширокую реку, он впервые задумался: «Чтож дедко не приходит, и не подскажет, как переходить реки. Хорошо, что его малятком тато кидал в бушующую воду и кричал:
   - Плыви сынок, плыви. В жизни пригодиться. « Спасыбо тато, за науку. Пригодилось».

Попрыгав на одной, а потом и на другой ноге, вытряхнув воду с ухов обоех, быстро одел одежду. Надел постолы ( обувь, сшитая из коры липы) стянув икры ног, веревкой. Притопнув ногами, проверяя. Хорошо ли стоят, постолы на ногах. Максим взял в одну руку копье, а в другую дротики, закинув за плечи мешок-дерюгу, с припасами, пошел дальше.

Что-то его как бы подталкивало вперед. Так он шел без приключений, до самого захода светила-солнца,  видившие впереди, какие-то горы.

                ГЛАВА 5-Я. С Т А Р И К?

         Светило-солнце низко опустилось, вот-вот сховается, за горами. Собрав побольше ветвей, что кругом валялись, видимо от ветра наломаны. В кучу. Максим кресалом, высек огнь, на сухой мох и бересту.

Затрещало, загудело и дрова сложенные в кучу, загорелись. Подвесил вытащенную ногу козюли, что подбил, перед обедом, сегодня, на той стороне речки.

 Приступил к молитве вечерней, подбивая итог, сегоднешнего дня. Поблагодарил Господа Бога, за благополучную дорогу. Попросил дальнейшей, чистой дороги. Поблагодарил, Господа Иисуса Христа, сохранившего его до этого дня. Попросил жизни дальше, на дорогу, что ему предначертил Господь БОГ.

 Максим снял с огнь, зажаренную ногу. Присел на корточки, Крепкими зубами, схватился за эту ногу, начал жадно рвать ее . Но потом, спохватился, не гоже воину, каким он себя, на это время, себя считал. Не ведая, что он не так далек, от того, что ему приготовил дедушка, привидившийся ему ночью. Спешить, с наслаждением поедания еды, не гоже!
 
Продолжая не спеша исть, Максим вспомнил весь   прошедший день. Всё ли он делал правильно? Да, он поступил не по воински, бросившись, голым, в воду. Надо было сколотить плот, видел же, как, сплетал тато плот. Ему, такой большой плот, был не нужен, но можно было связать столько деревьев, как пальцев, на одной  руке.

Решив, запомнить на будущее, Максим успокоился. Поев, попив водицы, что взял, дунайской воды, в тыкве. Вычищенную изнутри, и закрытую, дырку, затычкой, вырезанную из ветки липы. Подкинув веток, в огнь, и подтянув корягу, к огню. Эта коряга, как понял он, будет, дольше гореть, чем ветки.
      Максим, помолился перед сном, свернулся клубком, возле огнь, положив под руки, копье и дротики. Положив, под голову дерюгу-мешок, уснул в пол уха.
       Ночь прошла, почти спокойно, если не считать появление перед ним того самого старика, что послал его, в этот путь.
       - Спи воин, - сказал старик, -дальше, будет у тебя битва,  со зверьем, но ты не бойся, я с тобою. Ты должен спасти воина, христианина. Это твое испытание, на звание воина. Я буду с тобой. И исчез, как тот раз.

Встав, после сна, Максим, так и не понял: во сне он видел старика, или он ему привидился наяву. Решив на этом не зацикливаться, по приходу домой, рассказать все дидьке Стефану. Тот ему рассудит. Успокоившись, приступил к своим обязанностям. Собрал с листьев росу, он умылся ею. И тут спохватился: роса, значит, жди дождя.
       Помолившись, съел пару груш, и взяв в одну руку копье, и  три дротика. В другую руку взял яблоко, очень сочное, пить меньше захочется. Пошел на заход светила-солнца. Прошел по звериной тропке, по прикидке, уже далеко. Светило-солнце было под головой.
                Продолжение следует.


Рецензии