Отроческое творчество Николая Мартина

Мартин Николай Александрович – это первый сельский поэт Болотнинского района, начальное образование и начальное творчество которого с самого рождения имеют сибирские сельские корни советской деревни.

Коля появился на свет в поселении Горбуновка Кунчурукского сельского Совета Болотнинского района седьмого марта 1937 года. И таким образом, фактом своей биографии он принадлежит к поколению «подранков», опалённых самой жесточайшей войной на Земле. Его детство, отрочество и юность прошли в знаменитом колхозе имени Чапаева, который через десятилетие после Великой Победы поставил на ноги Зараковский Виктор Адольфович. А через год-два - вывел в миллионеры! Это был самоотверженный труд колхозников, позволивший достичь славных успехов не только в родном районе, в нашей Новосибирской области, но и даже во Всесоюзном социалистическом соревновании.

Первоначально детство Николая в силу сложившихся обстоятельств имело место быть в поселении Елизарово Зудовского сельского Совета, в котором и был основан колхоз Чапаева. После же объединения в 1951 году пяти колхозов в один под этим же именем его отрочество и юность проходили уже в Кончурукском сельском Совете.
Мартин-поэт отдаёт должное в своём раннем творчестве, как родному поселению, так и тому месту, в котором протекало его военное детство: стихотворение «Прощаясь с клином журавлиным…» писалось в Горбуновке в 1952 году , а стихотворение «На зорьке» - в Елизарово в 1954 году.

Очень рано Николай познал тяжесть сельскохозяйственного труда, ведь приходилось в годы крутых испытаний вместе с женщинами, инвалидами, стариками и прочими взрослыми, несмотря на детство, помогать колхозу, а значит и фронту. Поэтому и в школу, как он сам вспоминал, Коля пошёл уже после войны, когда ему был десятый год.

По ходу учёбы струны его сердца через Пушкина, Некрасова, Никитина, Кольцова очень рано пробудила поэзия, и он всей сутью своей Души потянулся к творчеству. После небольшого периода пробных опытов писал о том, что ему было близко и знакомо: уже в четвёртом-пятом  классах появляются поэтические зарисовки о приметах времён года, о пейзажах, которые перед его внимательными глазами.  Это стихи «Осенние картинки», «Еще и капель не отпела…», «Зазимок», «Ночной пейзаж»…
А в это время районная газета «Путь Ильича» сообщает об успехах его земляков: «в колхозе Чапаева хорошо трудятся трактористы из Кандерепской машинно-тракторной станции В. Поляков, Т. Бадерко…», при животноводе хозяйства Гусеве «чабан Фролов от пятисот овец получил и вырастил триста пять ягнят…», а «телятница Кладова – тридцать восемь телят…»

Всего в свой сборник «Сибирская глубинка» Николай Мартин включил двенадцать стихотворений из отроческого периода, которые явно подчёркивают, как стремительно рос и креп несомненный талант сельского самородка. От поэтических находках о луне: «Луна румяным колобком сидит и греется на крыше…», а через три года: «На мосточке деревянном моет волосы луна…» Николай Александрович, словно Иван Бондарев из фильма Андрея Тарковского «Иваново детство», пробуждаясь от прекрасного сна, навеянного природой сибирских мест, обращается к реальной действительности и пишет лучшее стихотворение своей школьной поры «Возвращение с войны»:
«На подводе, с ногой деревянной
Он приехал. А мы, пацаны,
Стриганули за теткой Марьяной –
Только пятки босые видны.

Рожь она за околицей жала,
Но, услышав о вести такой,
Пошатнулась, к суслону прижалась
И в слезах повторяла: «Живой!..»

Закричали солдатки: «Марьянка,
Перестань мокроту разводить.
Поспешай!..» Но от счастья сельчанка
Не могла даже шага ступить…

А в деревне боец, дядя Миша,
Над походным мешком колдовал
И своих, и чужих ребятишек
Петушками подряд угощал!"

Это стихотворение было написано, когда Кольке-поэту шел восемнадцатый год!


Рецензии