Детство босоногое

 Родился я в послевоенные 50-е годы, когда уже поутихли военные страсти в стране. Деда моего по отцовской линии раскулачили в 30-х годах, и он вынужден был с семьёй перебраться в посёлок Двигательстрой, который только-только начал строиться на берегу Каспия.

 Устроился мой дед  на завод, ему  выдали комнату в малосемейке. Затем дед привёз свою семью, где они дружно и жили с пятью детьми. Старшой дядька был уже взрослым парнем, устроился на работу в милицию. Там ему выдали комнату в общежитии, куда он благополучно и переселился.

 Следующим был мой батяня. До сих пор осталась память о моём деде, посаженный парк возле малосемейки в центре городка. Постепенно жизнь налаживалась, городок наш рос, главным, градообразующим предприятием был завод Дагдизель.

 История моего городка довольно-таки интересная. Его проектировали архитекторы из Ленинграда и Москвы. А строился он на берегу моря пленными немцами, в болотистой местности, где ещё несколько лет назад свирепствовала малярия. Усилиями архитекторов и строителей был построен красивый цветущий городок, который переименовали в Каспийск.

 Мой отец работал на этом предприятии после службы в армии. Женился, появились детки, в том числе и я, второй из трёх братьев, и сестрёнка. Сначала наша семья мыкалась по углам, общежитиям. И вот, в начале 60-х годов отцу моему была выдана квартира в новом доме - хрущёвке, в центре города.

 Счастью моих родителей не было предела. Отдельная  двушка с гостиной и спальней, шестиметровой кухонькой и совмещённым санузлом. В те времена это было очень даже комфортабельное жильё -  хоромы просто.

 Через год после переезда я пошёл в 1-й класс, в школу, которая была рядом, через дорогу. Это была вновь построенная школа, в которой учились дети работников завода. Кстати, в городе было уже несколько школ, но наша считалась лучшей, так как в этой школе были очень хорошие преподаватели.

 Практически все выпускники нашей школы могли легко поступить в любой ВУЗ СССР. Дело в том, что во время войны в наш городок было эвакуировано много жителей блокадного Ленинграда,  были эвакуированные из Москвы, Белоруссии и Украины. Так что профессиональных кадров было очень много.

 Помню 1 класс, я сижу на уроке в первый день, посидел пол-часика, собрал свой ранец и пошёл к выходу. Надежда Николаевна, наш учитель русского, спрашивает - далеко ли собрался, отрок, и видя мой недоумённый взгляд, ласково объяснила, что в школе нужно учиться, и с уроков нельзя уходить пока не прозвенит звонок. Очень добрая и ласковая учительница.

 Дело в том, что я не ходил в садик, так как такового в том районе, где мы проживали до переезда, не было. Родители были целый день на работе, а мы, детишки, обычно играли во дворе под присмотром соседей. Так и прошло моё дошкольное детство на улице.
 
 Кстати, улица - хороший воспитатель , вмиг ставит приоритеты. Летом были игры: городки, прятки, "чур ни я", походы на море, купания. А плавать я научился вообще прикольно: сосед взял с собой на море вместе со своими сорванцами и меня, отвёл  поглубже, где глубина была "с ручками",  отпустил и повернувшись к берегу, стал наблюдать за мной. Бешено молотя руками и ногами, наглотавшись морской солёной воды, я кое-как выбрался на берег под смех детворы. А было тогда мне шесть лет.

 Да, с точки зрения педагогичности, жестоко, зато эффективно. С тех пор я стал плавать как дельфин. Да, много ещё хороших и добрых воспоминаний осталось о детстве. Пожалуй, детство было самым лучшим временем в моей, (да и у многих, полагаю) жизни...

 2011 г


Рецензии