Индери на Великом Шёлковом Пути

Города призраки Руси, России, СССР.
================================
     Также Индар и Эндирей.
     Андрейаульское городище, на котором пытаются разместить местные историки город Индери, расположено поблизости от нынешнего города Эндирей в Дагестане на правом берегу Акташ.
     Многие археологи, исходя из особенностей поднятого с раскопок культурного материала, делают выводы, что здесь мог располагаться летописный город Вабандер, а также город Балх. Есть предположения, что здесь именно располагались Семендер, Варачан и Беленджер. Исследователи, выдвигавшие эти версии, приводили массу доказательств в свою пользу, отвергая факты, свидетельствующие об обратном, которых было и есть неизмеримо больше.
     Площадь города была очень большой, почти 70 гектар. Цитадель, площадью 1 гектар, с крепостью и основными посадами составляла 25 гектар, что безусловно соответствовало крупному торговому городу с крепостью, Цитаделью и не одним посадом при крепости.
     Крепостные стены Цитадели были отделены от города валом и рвами. Основной посад города тоже был защищён валом. Высота валов составляла не менее 8-ми метров. Фундаменты жилищ были сложены из глинобитных, саманных блоков или рванного камня.
     Терско-Сулакское междуречье, куда относится город Индери, всегда отличалось мягким климатом, что давало возможность местному населению пасти скот на пастбищах круглый год. Вся местность вокруг города была занята под земледелие, основой которого было хлебопашество, садоводство, рисосеяние. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, просо, овёс, рис, хлопчатник и шёлк большей частью для собственных нужд. Также люди здесь занимались рыболовством, виноградарством.
     Ремесленники города всегда славились производством оружия, поскольку при городе несколько веков стоял воинский гарнизон.
     Основными народами здесь до прихода гуннов и хазар, были горцы, из которых трудно выделить особое племя. С 7-го века по Рождеству Христову на Кумыкской платформе в недрах Хазарии оформляется ядро местного автохтонного племени, этнической основой которого стали кумыки, в последующем добавившие кыпчакско-огузско-булгарский конгломерат родов и племён.
      Кумыки всегда были в авторитете среди горцев, они составляли основу военных гарнизонов единой системы городов вдоль караванного пути через Кумыкскую равнину. Их каганы, ханы и шамхалы, как правило, стояли в основе военных и торговых походов восточных горцев на Закавказский край. Из этих походов кумыки приносили новые культурные веяния в свои города, которые они заимствовали у славянских, туранских, арийских племён, являясь проводниками культуры из Азии через Восточный Кавказ в Европу.
     На этнической территории кумыкского народа существовало немало древних городов и крепостей, возникших за многие века до становления кумыкского этнического ядра, которые кумыки обживали и в гуннские, и в хазарские, и в арабские, и в персидские времена.
     Первые поселения здесь начинают возводиться со 2-го века по Рождеству Христову, а уже в середине 3-го века, с появлением на Кумыкской равнине отрядов Царства Гуннов, у поселения появляются первые оборонительные укрепления.
     С приходом сюда персов их шахиншахи создают в междуречье Сунжи и Терека целую сеть взаимосвязанных укреплений с крепостными функциями. Целью этих крепостей было сдерживание гуннов, а также обеспечение безопасности передвижения по руслам рек торговых караванов Великого Шёлкового Пути.
     В 7-м веке персы уходят отсюда, поскольку их основные силы были заняты войной с Халифатом. Город на некоторое время запустел.
     В начале 8-го века здесь появляются хазары, которые восстановили укрепления Крепости, создав тут крупный торговый и военно-стратегический пункт, который просуществовал до конца 10-го века, когда Хазария рухнула, а торговые пути изменили свою географию.
     Жители города частью ушли с караванами в поисках новых мест для поселения, частью разошлись по местным аулам и сёлам. Небольшая часть людей создала неподалёку новый посёлок, который назвали Эндирей, существующий и по сию пору.
     Интересно, что, живущая в Эндирее еврейская община, официально поселённая здесь в конце 18-го века, хранит по родам своим и семьям легенды о том, что они живут здесь с начала Новой веры. В этих многовековых легендах содержатся сведения, которые стали известны археологам только в 20-м веке.
++++++++++++++++++++++++++++


Рецензии