О самолетостроении в Российской империи

       RLD

      Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

      «Первый самолет, который смог совершить устойчивый горизонтальный полет, был поднят в воздух братьями Орвилом и Уилбуром Райт 17 декабря 1903 года в США. Самолет за 59 секунд пролетел 260 метров. В 1905 году братья Райт совершили полет по замкнутому маршруту уже на 39 километров.

       В Российской Империи первая попытка взлета самолета, созданного по проекту морского офицера Александра Федоровича Можайского, была совершена еще в 1882 году. Однако имеющаяся мощность паровой силовой установки позволила осуществить лишь кратковременный отрыв от земли.

       На этом, естественно, русская научная мысль не иссякла. И 10 мая 1904 года в подмосковном Кучине был основан первый в мире Аэродинамический институт. Лишь спустя четыре года, в 1908-м во Франции была образована лаборатория Эйфеля, в 1912-м – Немецкий институт аэродинамики, а в 1915-м – в США - Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию или NACA, позже, в 1958 году, преобразованное в ныне столь известное NASA (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства).

       Аэродинамический институт в Кучине, в собственном имении, был основан представителем династии промышленников Рябушинских, совладельцем банкирской фирмы братьев Рябушинских – Дмитрием Павловичем Рябушинским (1882-1962), при содействии основоположника гидро- и аэродинамики Николая Егоровича Жуковского (1847-1921), ставшим почетным сотрудником института. Затраты на оборудование института составили более 100.000 рублей в 1904 году, и дополнительно около 36.000 рублей ежегодно. Все эти средства были выделены лично Д.П. Рябушинским.

       Что же касается биографии Дмитрия Павловича, то он, окончив с золотой медалью Московскую практическую академию коммерческих наук в 1901 году, в дальнейшем  дополнительно учился в Московском университете, проходя подготовку на кафедре теоретической и практической механики, возглавляемой Н.Е. Жуковским, стал признанным ученым-гидроаэродинамиком, президентом Русского философского общества, в 1920 году, после вынужденной эмиграции, под угрозой ареста ЧК, во Францию, получил ученую степень доктора наук Сорбонны, а в 1935-м стал членом-корреспондентом Французской Академии наук.

       Но чтобы в полной мере оценить уровень развития науки в Российской Империи и ее перспектив, приведем слова Дмитрия Павловича Рябушинского, сказанные им в марте 1914 года, в связи с десятилетием работы его Аэродинамического института:

       «Дальнейшая деятельность… представляется мне в следующем виде: будут продолжены опытныя и теоретическия исследования в области динамики реальных жидкостей с целью возможно полнаго заполнения многочисленных пробелов этой молодой науки…

       Что касается самого важного практического применения аэродинамики – воздухоплавания, то, повидимому, все главное, что необходимо было изучить для этого вопроса, уже почти изучено; законы давления относительно потока на крылья известны, законы функционирования гребных винтов также; аэродинамический подсчет летательной машины любых размеров производится теперь легко…

       Задача аэродинамического полета разрешена, но на смену ей выдвигается новая, гораздо более трудная и грандиозная проблема, - проблема перелета на другую планету.

       Блестящия научныя завоевания человечества дают право мечтать о том, что и этот вопрос будет когда-нибудь разрешен терпеливыми и преемственными усилиями изследователей, которые увлекуться наличием этой идеи.

       В Аэродинамическом Институте в Кучине будут также предприняты изследования в этом направлении.» (Аэродинамический институт в Кучине. 1904-1914 – М, «Т-во И.Н. Кушнерев и К», 1914 – стр.7)

       В свете только что сказанного, совершенно неудивительно, что в 1909 году русское правительство отклонило предложение братьев Райт о покупке их изобретения. Было решено создавать самолет самостоятельно.

       И уже 4 июня 1910 года профессор Киевского политехнического института князь Александр Сергеевич Кудашев (1872-1917) пролетел несколько десятков метров на самолете-биплане с бензиновым двигателем собственной конструкции.

       А 16 июня 1910 года поднял в воздух свой самолет С-2 Игорь Иванович Сикорский  (1889-1972).

       Дальнейший прогресс русского авиастроения вызывает лишь восхищение. В 1913 году обрели жизнь два исключительных для того времени проекта, разработанных в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Сикорского. 10 мая   совершил свой первый полет самолет С-21 «Русский витязь», на котором предусматривалось размещение как двух, так и четырех моторов. А 22 декабря поднялся в воздух четырехмоторный самолет С-22 «Илья Муромец», установивший в дальнейшем ряд рекордов грузоподъемности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полета.

       «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолетом. Он впервые в истории авиации был оснащен отдельным от пилотской кабины комфортабельным салоном и туалетом. На самолете имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. 12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом более 1200 кг. Пилотировал самолет Сикорский лично.

       Во время Первой мировой войны более 60 «Муромцев» использовались в качестве бомбардировщиков и показали себя прекрасно.

       Годы первой мировой войны были временем большого развития опытного самолетостроения в нашей стране. Особенно много новых опытных образцов самолетов появилось в 1916 г. - свыше 60 названий.»

       Особенности театров военных действий на Балтийском и Черном морях обусловили потребность русской армии в морских самолетах. В морском самолетостроении работали И.И. Сикорский, Д.П. Григорович, Е.Р. Энгельс и др.

       Григорович и его сотрудники создали ряд образцов летающих лодок под общей маркой «М» (морской). В том числе М-11 — первый в мире морской истребитель по схеме летающей лодки, бронированный и вооруженный пулеметом.


Рецензии
Самолётостроение изначально было запрещено христианской церковью. Первые самолёты были ещё в Древнем Египте.
Россия сильно отстала в самолётостроении после Пугачёвской войны. Уже в ту пору были самолёты. И первые нормальные двигатели и самолёты начали строить после геноцида Романовыми Сибири только через два века. Были лёгкие планерные суда. Но ими не пользовались так как сейчас.
Братья Райт создали свой первый самолёт не в 1903 году, а раньше лет на пять.
Можайский же впервые воссоздал самолёт допугачёвской эпохи в 1882 году. Это и есть начало современного мирового самолётостроения т.к. были применены иные двигатели.
Раньше большинство моделей самолётов летали с помощью ртути и магнетизма земли. Практически не используя топлива. И были не серийные а штучного производства. Мировые буржуазные элиты заключили такой же сговор в популяризации самолётостроения как и машиностроения. Если бы не Форд и сотоварищи наше настоящее выглядело бы совсем иначе. А так мы зависим от топлива и живя под солнцем мёрзнем.

Зирк Алексей   25.09.2021 13:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.