Воспитательные плясы. Опыт шаманов
Свенельд Иванович не имел никакого отношения к миру духов, но он был один из создателей в Большереченске Института Человеческого Мышления (ИЧЕЭМа). Этот институт некогда существовал в Большереченске. И правильнее было бы говорить, что идея создания такого института родилась в голове одного только Свенельда Ивановича.
Появилась у него в голове, была подчинена другими, присвоена ими и даже отобрана у него. И, хотя этого института уже не было в Большереченске, Пирогов иногда всё-таки задумывался о том, почему он остался в истории Института Человеческого Мышления (ИЧЕЭМа) только одним из создателей, а не его основным "творцом".
От Института Человеческого Мышления,ИЧЕЭма, остались кое-какие результаты деятельности. Сам Свенельд Иванович с некоторой теплотой и душевным трепетом вспоминал о такой технологии, созданной в этом институте, как пляски воспитания. Именно эта технология или методика имела определённое отношение к жизненному опыту шаманов. В каждом словаре иностранных слов написано о творчестве шаманов так:
"Камлание - обрядовое действие шамана".
Значительная часть камлания представляет собой пляску шамана, которой он мог достичь каких-то результатов. Пляска шаманов очень хорошо показана в советском фильме "Земля Санникова".
Свенельд Иванович Пирогов, конечно, слышал, что шаманы, в состоянии экстаза, общаются с духами, набор которых в каждой местности, по-видимому, - свой. Духи местности не любят шляться, куда попало, и не терпят в своей местности пришлых духов. Потому шаманы и передают свой великий жизненный опыт только своим родственниками или своим, и духов, избранникам. Только те и другие могут понравиться местным духам.
Наивные люди могут приезжать к шаману неизвестно откуда, и просить у него знаний и умений общения с местными духами. А, чтобы общаться с духами местности, надо в ней родиться или, хотя бы, достаточно долго в ней прожить.
Может быть, и не прав был Свенельд Иванович Пирогов, но думал, что шаман силён только в своей местности, общаясь с её духами, а в чужой местности тамошние духи могут и не признать его достойным своего внимания собеседником.Уже работая в Институте Человеческого Мышления, Свенельд Иванович сделал и записал вывод:
"Чтобы стать избранником шамана, надо быть не кем попало, неизвестно из какой местности, а иметь определённую предрасположенность к плодотворному сотрудничеству хотя бы с одним из местных духов".
И через восемь лет после того, как ИЧЕЭМ перестал существовать, так и осталось недоступным пониманию Свенельда Ивановича Пирогова одно обстоятельство из жизни современных ему шаманов. Зачем шаманы уезжают, для оказания услуг чужакам, из своей местности,зная, что духам, привезённым шаманом с подвесками на одежде, из своей местности, бывает очень трудно, иногда почти невозможно, - договориться с местными, на чужбине, духами?
И всё-таки шаманы, руководствуясь, может быть, своими коммерческими интересами и целями пиара, стали часто покидать свои родные места для оказания чужакам требуемых ими услуг.
Свенельд Иванович и не думал тягаться с шаманами в искусстве разговаривать с духами и получать от них желаемое в соответствии с бланком заказа клиента. В общении с местными духами превзойти шаманов невозможно! Но в то время, когда создавался и года четыре проработал Институт Человеческого Мышления, все учёные, даже в области экономики, балдели от способностей шаманов. Свенельд Иванович не балдел от свойств шаманов, но вынужден был учитывать общее настроение.
У Свенельда Ивановича не было ни костюма шамана, ни его головного убора, ни бубна, а, тем более, - знакомства с духами своей родной местности, - города Большереченска. Свенельд Иванович и не собирался знакомиться с местными духами. И мы умолчим, почему он не собирался устанавливать коммуникации с духами, и чем он считал эти коммуникации, - грехом или глупостью.
Но общий интерес к шаманам, времени существования ИЧЕЭМа, натолкнул Свенельда на мысль о том, что в шаманизме, кроме привязанности к местным духам, есть ещё универсальность. То есть, где бы ни жил шаман и какими бы по характеру ни были местные духи, с которыми он общается, он должен осуществлять действия, похожие на действия других шаманов, в том числе и тех, что живут от него достаточно далеко.
Шаману, в какой бы местности он ни находился, духа нужно задобрить приношениями, вызвать у него доверие, разговорить, задать, для затравки, первый вопрос, дать духу покапризничать. Дождаться, терпеливо, ответа на первый вопрос. И, дождавшись ответа на него, задавать другие вопросы, и получать или ответы на них, или какую-нибудь другую помощь от духа.
Бюджет у Института Человеческого Мышления был такой, что он не мог пригласить на довольно приличную зарплату не то, что нескольких, но даже и одного квалифицированного шамана. Так что же, получается зря, что-ди, Свенельд Иванович Пирогов в рабочее, да и в нерабочее время, думал о способностях шаманов.
Нет, не зря думал Свенельд о шаманах, он додумался до технологии, которую о сразу назвал плясками или плясами воспитания. Даже, если духов нет, или человек не умеет их вызывать, с ними общаться, в пляске можно обратиться к своим качествам, глубоко скрытым в сознании и теле человека. Он может обратиться к своим качествам, полезным не только для себя, но и для окружающих, превратить их в свои способности и дать этим способностям поле применения, - вот цели участия в плясках воспитания.
С этими, ещё недостаточно оформившимися предложениями, Свенельд Пирогов пошёл тогда к директору Института Человеческого Мышления. И, хотя Свенельд и придумал этот институт, он никогда не был его директором. В то время, когда Свенельд Иванович додумался до плясок воспитания, директором ИЧЕЭМа был Венедикт Ерофеевич Рукорамов, сокурсник Свенельда по университету, кот орый часто спрашивал у Свенельда:
- Есть у тебя что-нибудь новенькое?
Пляски воспитания Свенельд Иванович посчитал достойными внимания директора института.
- Значит, участвуя с нами в плясках, люди будут развиваться, так что ли? - спросил Рукорамов Свенельда, после того, как тот объяснил директору, в общих чертах, технологию воспитательных плясок.
- Да, будут развивать своё мышление, а именно для этого и существует институт, - почему-то немного нервно ответил директору Свенельд Иванович Пирогов.
- Воспитательные пляски - это платная услуга. Надо разработать прейскурант или, точнее,- прайс-лист с пятью графами- столбцами. Номер по порядку. Название и цель участия клиента в пляске. Третья графа - продолжительность сеанса оказания услуги. Четвертая - количество клиентов, участвующих в сеансе окания услуги. Пятый столбец, самый главный, - цена сеанса оказания услуги для клиента. Цены укажу лично, - распорядился директор института Рукорамов и спросил:
- Каковы статьи сметы?
- Назову только основные статьи. Изготовление костюмов и бубнов, стоимость обучения субъектов оказания услуги, их заработная плата, - ответил Свенельд Иванович.
- Кого, - заработная плата? Шаманов, что ли?, - поинтересовался директор Рукорамов.
- Привлечь шаманов не представляется возможным. Субъекта оказания услуги можно назвать пляс-мейстером.
- Кем? Что за слово такое, - идиотское? - сильно удивился Венедикт Ерофеевич Рукорамов.
- Почему, - идиотское? Как их ещё называть, - хореографами, что ли? Или балетмейстерами? А! Можно ещё вот так называть, - пляс -мастерами! - стал рассуждать в присутствии директора института, Свенельд Иванович Пирогов.
- Пусть будут пляс-мастерами! Из кого будем набирать, - из студентов хореографии, что ли? - предположил директор ИЧЕЭМа.
- Подойду любые студенты, воспитатели, преподаватели с высшим образованием, но с трудностями в поисках работы. А хореография к этому меньше всего имеет отношения. Без хореографов вполне можно обойтись. Тут, главное, - для каждой пляски, свой ритм подобрать. Есть у меня знакомы преподаватель консерватории. Он и ритм каждому плясу подберёт и пляс-мастеров, для каждой пляски, подготовит. С бубнами тоже проблемы не будет. Есть местный умелец. Такие бубны сбацает, что шаманы позавидуют! - стал убеждать своего директора Свенельд Иванович в том, что у него всё продумано.
- Из какой статьи будем оплачивать труды твоего преподавателя консерватории? - скучно, так, чтобы ешё что-нибудь спросить для порядка, сказал директор Рукорамов.
- Я думаю, вы и без меня знаете, Венедикт Ерофеевич. Из статьи "Обучение субъектов оказания услуг", конечно.
- Значит, послезавтра, Свенельд, жду от тебя прайс-лист. И давай, продумывай со своим знакомым преподавателем каждую пляску, набирай и готовить этих, как их, - плясунов, что ли? Тьфу, пляс-мастеров, - командным голосом распорядился директор Венедикт Ерофеевич Рукорамов.
- Свенельд Иванович Пирогов вернулся к себе в кабинет и собрал в нём своих молодых сотрудников. Те, с его участием, конечно, набросали ему названия воспитательных плясок:
- "Бороться и искать, найти и не сдаваться".
- "Взлёты, падения, чтобы достичь парения".
- "Здоровья своего впустую не теряю".
- "И как нам заглянуть в ещё не бывший день?"
- "Ко мне приходят светлые мысли".
- "Мать Моржиха бьёт в ледяной бубен".
- "Невзгоды пусть уйдут, успехи пусть придут".
- "Видений ты своих не бойся никогда, они помогут жить".
- "Стань для друзей таким, чтобы с тобой они пошли бы и в разведку".
- "Пусть просвещения дух для нас не будет страшным".
- "Учитесь мечтать, чтобы стать успешными".
- "По улице ходила большая крокодила".
- "Пусть парадоксы для тебя привычны будут, как задачи".
- "Ты сам себе добавь в труды свои побольше творчества и увлечений".
Свенельд Иванович запомнил эти четырнадцать названий воспитательных плясок. Точнее, не запомнил, а просто записал в свою заветную тетрадку, которую вынес из ИЧЕЭМа тогда, когда ему пришлось покинуть институт из-за интриг против него, Свенельда. Были и ещё названия плясок, но Свенельд решил о них не вспоминать.
Свенельда Ивановича в названии последней, четырнадцатой пляски смущало слово "увлечений", а пляске "Мать Моржиха бьёт в ледяной бубен" он долго не мог придумать цель участия в ней. Ведю никто в Большереченске никогда не бил морского зверя, и не занимался резьбой по его кости.
Один из молодых сотрудников Свенельда, Олег Петрович Краснопевцев, пояснил Свенельду Ивановичу, что если в профессиональном занятии найти аналоги своим увлечениям или превратить какие-то участки профессиональной деятельности в увлечения, то можно стать более эффективным в своей профессии.
Свенельд Иванович, после пояснений Краснопевцева, решил оставить в названии четырнадцатой пляски слово "увлечения", а для "Матери Моржихи, бьющей в ледяной бубен", он всё-таки придумал цель участия в пляске: сформировать в себе чувство благодарности Природе за то, что она, даёт человеку, и вести себя ответственно перед Природой".
Воспитательная пляска "По улице ходила большая крокодила" должна была помогать клиентам, по мнению Свенельд Ивановича избавиться от застенчивости и выглядеть так, как хочется, чтобы выразить себя в своём внешнем виде, как можно полнее.
Набросав в прайс-листе цели всех плясок, количество участников и продолжительность сеанса, Свенельд Пирогов позвонил своему знакомому у преподавателю консерватории. Большому специалисту в ударных инструментах и перкуссии, стучалках и шумелках, Ивану Митрофановичу Старобогатову:
- Иван Митрофанович, я хочу тебя спросить, - наша с тобой предварительная договорённость по пляскам воспитания осталась в силе? - спросил в телефон Пирогов.
- В силе, а у тебя, что, Свенельд, неужели всё готово, для разработки содержания плясок? - спросил музыкальный педагог Старобогатов.
- Да, мы тут раскинули мозгами, и у нас уже есть и названия плясок, и цели их проведения. Как записывать содержание будем? Я графической записью танцев, извини, - плясок, не владею, - признался преподавателю консерватории Свенельд Иванович Пирогов.
- И я не владею. К хореографам нашим обращаться не хочу. У вас в институте видеокамера есть? - предложил педагог Старобогатов.
- Есть, и даже оператор к ней прилагается. Живой и достаточно опытный, - радостно сообщил Свенельд Иванович.
- Ты адрес мой знаешь, домашний. Так вот, давайте прямо сейчас, втроём, ты, оператор и камера, приезжайте ко мне домой. Будем на виде записывать мои плясовые импровизации. Бубен подходящий, почти шаманский, у меня свой есть.
Удивительным профессионалом оказался Иван Митрофанович. Быстро подбирал он каждому плясу воспитания, с его целью, свой ритм бубна, и настучал быстро образцы все плясок, которые были записаны на видео. А Свенельд Иванович, вернувшись следующим утром в ИЧЕЭМ приступил к подбору, среди желающих, пляс-мастеров. То есть, к кастингу, как теперь говорят, приступил.
Пришедший на кастинг студенческий и молодой народ оказался талантливым, подходящим, хотя и совсем не шаманским. Свенельд Иванович Пирогов спрашивал каждого:
- Что бы вы нашили на вашу куртку - балахон, если бы работали у нас пляс-мастером?
- Изображения глаз, ушей, бегущей воды, огня и ветра! - сказал один молодой человек, оказавшийся профессиональным танцором и потом он исполнял в ИЧЕЭМе, вместе с клиентами, пляс воспитания "Мать Моржиха бьёт в ледяной бубен".
- Как вы ветер изображать будете? - поинтересовался у танцора Свенельд Иванович.
- Стрелками, то есть направлениями. У ветра же есть направления!
Неожиданно для Свенельда Ивановича пляс "Мать Моржиха бьет в ледяной бубен" пользовался высокой популярностью, наверное, среди "зелёных", экологически ориентированных клиентов. Может быть, потому что проводил эту пляску с клиентами профессиональный танцор с бубном и, может быть, ещё и потому что установил Рукорамов на сеанс этого пляса самую низкую, среди плясок, цену, - всего восемьдесят рублей. Сеансы других плясок стоили дороже, от ста рублей и выше.
Почему-то директор Рукорамов на сеанс такого воспитательного пляса, как "Пусть просвещения дух для нас не будет страшным" установил саму высокую цену - триста рублей с человека старше восемнадцати лет, и сто пятьдесят с тех, кто был моложе! Оказалось потом, что этот пляс проводил проводил будущий кандидат каких-то гуманитарных наук. Многие участники этого пляса утверждали, что стали ответственнее относиться к учёбе и добились высокого положения в рейтинге, золотых медалей, поступления в образовательные учреждения высшего образования и даже красных дипломов.
Изготовителя бубнов посоветовал Свенельду тот же музыкальный педагог Старобогатов. Местный умелец на все руки и даже ноги, потому что в свободное от занятий ремеслом время, он участвовал в различных легкоатлетических забегах, Тихон Сидорович Смелов, изготовил для ИЧЕЭМа одиннадцать бубнов. Восемь комплектов бубнов с колотушками, - для каждодневных восьми сеансов различных воспитательных плясов, и три запасных бубна.
Как уже сказано, претенденты на роли пляс-мастеров оказались талантливыми, и Ивану Митрофановичу Старобогатову не пришлось долго объяснять, как извлекать из бубнов нужный ритм и необходимую, для воспитания, атмосферу. Свенельд Иванович Пирогов, в качестве контрольного покупателя услуги, участвовал в плясе "Ко мне приходят светлые мысли".
Пляс-мастером этой пляски была очень талантливая девушка, что было бы нарушением протокола шаманизма, если бы в ИЧЕЭме его соблюдали, так как женщин-шаманов мужчины-шаманы в реальной жизни не приветствуют, а женщины-ведьмы и женщины-колдуньи - это из другой оперы, а не воспитательного балета.
Свенельду Ивановичу не только понравилось, но и принесло действительную пользу участие в плясе "Ко мне приходят светлые мысли". Он ощутил, что после пляса те мысли, которые приходили в голову, чаще, чем раньше, стали превращаться в ценные идеи. Он также видел в фильме, как самозабвенно работал с бубном и своими движениями пляс-мастер "Взлётов, падений, чтобы достичь парения".
Пляс-мастер, вместе с клиентами и бубном, прыгал вверх, потом бросался на пол, изображая жизненные падения, подпрыгивал вверх, и делал всё это так, что клиенты оставались довольными, повторяя всё это, пропитываясь уверенностью, что хорошее ещё будет в их жизни.
Свенельду Ивановичу, как оказалось, было приятно вспоминать о такой технологии ИЧЕЭМа, как воспитательные плясы. Этими воспоминаниями он даже был некоторое время вдохновлён на новые свои свершения. И ещё! Вспоминая о плясках, он понял, что в наш время можно лишиться упоминания себя как создателя какого-то предприятия или учреждения, позволив кому-то другому устанавливать цены его, предприятия или учреждения, прайс-листа.
Шаманам легче, чем таким, как Свенельд, сохранить своё авторское право на результаты общения со своими контрагентами.
Свидетельство о публикации №220102701072