О двух рабочих

  Знавал я когда-то двух рабочих... Работали на одном и том же очень большом заводе...
  Точнее, и по сей день их знаю, и они и сейчас ещё здравствуют: оба - бодрые старики.
  А в конце семидесятых оба они были молодыми и энергичными, в расцвете лет...
  Один из них, назовём его С., был принципиальным и, как тогда говорили, сознательным рабочим. Даже когда ездил автобусом в деревню к старенькой матери, этот С. покупал билет в автобусной кассе, хотя можно было бы договориться и в самом автобусе,с шофёром (контролёра не было, провинция!) - шофёр, конечно, положил бы деньги себе в карман (копейки, в сущности), но и пассажиру было выгодно: поездка обходилась в два раза дешевле... (Контролёры останавливали автобусы крайне редко)...
  А этот С., зная, как все, что можно доехать и за полцены, всё равно покупал билет в кассе и при этом очень серьёзно говорил недоумевающим попутчикам, обычно односельчанам:
  - Почему шофёр должен класть эти деньги себе в карман? Пускай уж эти деньги пойдут государству и оно сделает на них новый автобус.
  Шофёр автобуса (ведь тоже рабочий) однажды рассердился, но что он мог сделать?..
  Этого С. сам директор завода выдвигал в президиум ("чтобы не говорили люди, что там только парторг, комсорг, начальники цехов и одни мастера"), и С. таким соседством в президиуме с самим директором и парторгом гордился... И даже зазнался...
  А второй рабочий, назовём его К. говорил соседу, тоже рабочему: так наш С. после этого зазнался, ещё бы - рядом с самим директором сидел в президиуме!..
 Вся пятиэтажная хрущёвка, как деревня, знала обо всём вышенаписанном...
 А второй рабочий, К., не только не покупал билет в кассе, как С., но и вообще считал это второстепенным.
  И однажды летом этого несознательного К., но ещё умевшего держать в руках косу, послали накосить сена для заводской лошади, которая ещё сохранилась на заводе, - возила отходы, - хотя на заводе и грузовиков в общем хватало. Ту же лошадь выделили и телегу. И этот К., тоже слесарь, но умевший косить, на целый день был освобождён от основной работы самим начальником цеха: раз есть лошадь и пока незаменима, то и сено необходимо на зиму.
  А в это время какой-то колхозник (или просто человек незнакомый человек из какого-то села накосил себе целую кучу сена для себя  и оставил его: мол, позже заберу,- так, наверное, решил, а то что ещё?..
  А К. взял это сено, не испытывая угрызений совести, погрузил на заводскую телегу и отвёз в подсобное хозяйство. Там и не спросили, откуда взял. Главное - "дело сделано". А на работу к станку "освобождённый" на целый день К. всё равно не пошёл, а ускользнул домой в хрущёвку отдыхать и выпить, хотя планировал только вечером допить остаток поллитры, что лежал в холодильнике со вчерашнего вечера.
  Вот такие дела, вот такие разные рабочие...
  ...Прошло много лет... Началась перестройка. Оба рабочих, и С., и К. всё ещё работали на том же заводе. И когда в 1991 году в марте было голосование о том, кто за Союз и кто против, С. и К. оба искренне проголосовали за сохранение Советского Союза, даже К. Сказал: "Конечно, я за Союз".
  Казалось, что возьмёшь с рабочих, которые "ничем не интересуются"?.. Но их обоих, и сознательного рабочего С., и несознательного К. никто не спросил, не учёл их мнение, - в верхах, где шла борьба за власть, оно и в самом деле никого не интересовало и, как известно, Советский Союз развалился с треском. Лидеры наплевали в душу всему советскому народу. Всем рабочим, какими бы разными они ни были.

  Постскриптум.
  И с тех пор прошло много лет, но и С. и К. - постарели, но до сих пор живы. Они до недавнего времени часто играли в домино, однажды вспомнили прошлое, и не С., а  К. первым как-то сказал:
  - И что теперь?.. При Советской власти было лучше, легче жилось.
    


Рецензии
Безусловно, лидеры давно привыкли плевать на мнение простого народа.
Но, давайте честно, а многие ли из этого простого народа были готовы принципиально встать на защиту Союза?
Боюсь, что лишь единицы, большинство только на кухнях ворчали.
Вот так и живем, причем до сих пор...(

А в Союзе однозначно было лучше, хотя, признаюсь честно, все же не везде.

Сергей Макаров Юс   22.11.2020 14:27     Заявить о нарушении
Так называемые сознательные рабочие считали: революция уже свершилась в октябре 1917 года, поэтому надо просто честно и добросовестно работать.
Была и рабочая аристократия, хотя и называлась передовиками производства.
Было и остаётся выражение: народ, он умный и сознательный в марксистских книжках, но не в повседневной, не в реальной жизни.

Карагачин   24.11.2020 08:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.