Маршал, пионеры и пуговица

Пролог.
   Эта абсолютно правдивая история произошла в наших краях сразу после войны. А рассказал мне её один уральский пенсионер. Своё имя он попросил хранить в тайне, потом вы поймёте почему. История наша немного перекликается с широко известным  в 30-е годы детским стишком про «шпионскую» пуговицу.

Часть Первая. Маршал.
    Маршал Георгий Константиныч Жуков сразу после войны командовал Уральским военным округом и по совместительству был депутатом областного совета. Вот и ездил он по Уралу, смотрел, как люди на местах справляются и не испытывают ли они в чём-нибудь нужды. Заехал и в наши края.
     И выпал у маршала один свободный день. Этот день он решил посвятить любимому своему делу – охоте. Приехал наш герой в деревню Починок, возле которой по слухам водилось огромное множество крупных серых зайцев с длинными ушами. Адъютанта своего оставил  в деревне, чтоб охотиться не мешал. Остановил машину на краю поля, у большого камня. Вылез. И стал переодеваться в свой любимый охотничий костюм. Костюм был трофейный, привезённый из Германии. Надел маршал зелёную жилетку и зелёные же бриджи, натянул коричневые гетры с пуговичками, пропустил штрипки под каблуками. Опоясался патронташем. На голову водрузил красивую тирольскую шляпу с пёстрым фазаньим пером.
    Достал маршал из машины длинный полированный ящичек, сделанный из красивого африканского дерева бубинга. Там лежало любимое его ружьё. Ружьё было тоже трофейное, немецкой фирмы «Меркель». Огромная четырёхстволка, приклад которой был отделан серебром, перламутром и пластинками слоновой кости, нарезанными из бивней редчайшего полосатого слона. Затолкал маршал во все стволы по патрону, все четыре курка взвёл. А машину с солдатом-водителем отослал обратно в деревню.
- Ну, держись, заяц-уралец!
    И совсем не заметил маршал, что когда он снимал свой китель, одна из пуговиц оторвалась от сукна и покатилась - покатилась. И выкатилась на полевую дорогу. Видно на живую нитку пришила эту пуговицу маршальская обслуга.

Часть Вторая. Пуговица.
      Недавно закончилась война. А во время войны много разных товаров поставляли нам американцы по ленд-лизу. В том числе и блестящие латунные пуговицы для военных мундиров. Делали их там, в Америке, по специальному советскому заказу. На этих американских пуговицах, как и на советских, с лицевой стороны был герб Советского Союза. А вот с обратной там было написано «Made in USA”, «сделано в США». Чтобы советские люди не забывали, кто им помогает.
    А у маршалов и генералов всё ведь должно быть высшего качества. И сукно на мундирах, и подошвы на сапогах. Ну и пуговицы тоже. И нет лучшего знака качества, чем заграничная наклейка. Если сделано в США, то куда уж качественнее. Лучше и быть не может. Так на кителе Георгия Константиныча и оказались пуговицы «Made inUSA».

Часть Третья. Пионеры.
      Отряд юных пионеров из деревенской школы шёл полевой дорогой, идущей краем леса. Было солнечно и жарко. Пионеры ходили в поле помогать совхозу. Ходили ворошить скошенное сено. Надо ж его перевернуть, чтоб лучше сохло. Переворошили, помогли взрослым, а теперь шагали обратно в деревню. Мальчик Алёша шёл позади отряда и нарочно шаркал ногами, поднимая пыль. И вдруг... Алёша посмотрел под ноги, и увидел блестящую пуговицу. Он быстро нагнулся и схватил находку. На пуговице были нерусские буквы.
    Алёша похолодел. Шпион! Иностранный шпион! Разве у советского человека могут быть на пуговице иностранные буквы? У советского человека и буквы должны быть советские. И он где-то здесь, этот шпион. Он не мог далеко уйти. Пуговица-то появилась на дороге сегодня, и не более трёх часов назад. Когда отряд шёл на работу, пуговицы ещё не было.
-Стойте, стойте, вот, смотрите! – закричал Алёша и стал показывать всем ребятам таинственные буквы.
-Шпион где-то близко, в лесу. Давайте его поймаем!
      Дети встали редкой цепью, и пошли прочёсывать лес, стараясь двигаться как можно тише.
-Кто первый шпиона увидит, тот пусть ухнет сычом.
Минут через десять Алёша отодвинул еловую ветку и замер. На поляне сидел мужчина в странных, как будто коротеньких, нерусских штанишках и чудной шляпе. Рядом с ним лежало заграничное ружьё и убитый заяц.
-Вот он, шпион, вражина, сволочь буржуйская. Советского зайца убил.
     Алёша широко раскрыл рот, но ухнуть сычом у него не получилось. Он от страха просто забыл, как это делается. Тогда он отчаянно заорал на весь лес,
-Ку-ку, ку-ку!
Ребята всё поняли. Они мгновенно навалились на шпиона всем пионерским отрядом. Маршал был сильным мужчиной. Он даже попытался взмахнуть ружьём. Но что он мог поделать против целого отряда? Секунду спустя он лежал под целой грудой пионерских тел не в силах пошевелить даже пальцем.
-Я маршал Жуков! – заорал он – Я командующий округом и депутат! Отпустите меня!
-Ну, какой же шпион сразу признается, что он шпион. У всех шпионов одни и те же отговорки.
Дети ещё сильнее навалились на бедного маршала и стали вязать его пионерскими галстуками.
-Я Бажова знаю – выкрикнул маршал последнее, что пришло ему в голову.
-Мели, Емеля. Бажова он знает. Вот в милицию тебя приведём, там и расскажешь, какого ты Бажова знаешь.
     Сил для криков уже не было. Маршал тихо матерился, изнемогая под чьими-то твёрдыми как сталь ботиночками, давившими ему точно на макушку.
-Вот подготовка у человека. Столько русских слов знает. Даже больше, чем наш конюх дядя Вася.
-А давайте ему рот заткнём, чтоб не ругался.
Кто-то из мальчиков поднял тирольскую шляпу маршала, скомкал её, и с размаху всадил маршалу между зубами. Ругань прекратилась. На поляне стало слышно лишь сопение множества уставших, но довольных  детей.
     За пазухой у шпиона нашли карту, полную непонятных значков. На карте был нарисован даже  кусочек тайной социалистической стройки, которая была километрах в двенадцати от деревни. Увидев карту, даже последние сомневающиеся поверили, что они поймали именно шпиона. Нерусские буквы, штаны, ружьё, карта. Карты ведь только у шпионов бывают. И зайца вот советского убил – несомненно, враг матёрый.
     Вышеупомянутый дядя Вася ехал по полю на своей телеге. Его разморило, и он поминутно клевал носом. И вдруг перед носом его лошади откуда-то появились дети. Они кричали и размахивали руками. Василий натянул вожжи и открыл один глаз.
-Помогите шпиона доставить в милицию.
Услыхав про шпиона, Василий даже не удивился. Ну, шпион и шпион, с кем не бывает, молодцы детишки. Он аккуратно погрузил шпиона в телегу, и лошадь лениво затрусила уже в сторону города, помахивая густым чёрным хвостом. Пионеры бежали следом.

Часть Четвёртая. Шофёр Мишка.
    Незадолго до того рокового дня маршал посещал Таватуйский детдом. Погладил детей по головке, учителей расспросил про житьё-бытьё.
-А машина у вас есть в учреждении?
Машина была, и даже с шофёром. Высокий гость решил с этим шофёром поговорить лично. Кинулись искать – нет его. Там искали, сям искали – нигде нет. Наконец нашли. Мишка-шофёр, молодой парнишка лет восемнадцати, немного выпил и сейчас дрых в чулане на куче казённых одеял, не подозревая, что его ищет целый маршал и депутат.
     Пробуждение его было страшным. Маршал долго кричал на бедного парня и грозил отправить его прямо в армию и на фронт.
-Я тебя в Порт-Артур отправлю, пьянчуга!
Где находится Порт-Артур – этого парнишка не знал. Потом ему сказали, что Порт-Артур в Китае, он протрезвел и совсем загрустил.
     И вот, с грустным выражением лица Мишка сидел за баранкой своего грузовичка и ехал по каким-то детдомовским делам. Машина ехала, переваливаясь с кочки на кочку, за ней тащился длинный хвост желтоватой пыли. Увидев процессию из Василия, лошади, толпы детей и какого-то грязного, помятого типа, связанного пионерскими галстуками, Мишка остановился и вышел из машины. Он посмотрел на шпиона и вдруг узнал.
-Кого вы схватили? Это ведь и вправду маршал Жуков.
Пионеры долго не верили и совали шофёру под нос пуговицу, карту, ружьё и даже убитого зайца в доказательство свой правоты.
-Поехали обратно в деревню, там должны быть его водитель и адъютант. Да и председатель сельсовета его знает.
И пока машина ехала до деревни, шофёр всё думал, всё надеялся, что маршал смилостивится, и не отправит его в загадочный Порт-Артур в награду за своё спасение.

Эпилог.
    Через полчаса маршал – вымытый, причёсанный и переодетый в китель и фуражку, ходил вдоль строя плачущих пионеров.
-Мы больше не будем, простите нас – рыдали пионеры и размазывали слёзы по щекам.
Маршал решил не наказывать детей, тем более, что они проявили похвальную бдительность. А в наше время, когда американские капиталистические агрессоры так и ждут удобного момента, чтобы напасть на советскую землю, бдительность нужна особо.
-Только дайте мне слово, что никому и никогда не расскажете, что тут произошло. Даже своим родителям.
-Честное пионерское, красная звезда, Ленина и Сталина обманывать нельзя – дружно пропели дети.
И долгие годы потом свято хранили эту «пуговичную» тайну. Ни родителям своим не рассказали, ни детям, ни внукам. Только через много лет она стала известна.
      А маршал не стал благодарить шофёра Мишку за своё спасение. Что толку в словах? Просто, когда пришла Мишке пора призываться в армию, направили его служить в Свердловск, в штаб Уральского военного округа. Он и там, при штабе, стал водителем. И нетрудно догадаться, кто был за рулём, когда маршал поехал на свою следующую охоту в ту же деревню Починок.
      Машина немного заехала в светлый сосновый лес и остановилась у большого, нагретого солнцем, красноватого камня. Из машины вылез Мишка, держа в руках чехол из полосатого сукна, в котором был тот самый маршальский охотничий костюм. Следом вылез сам Георгий Константиныч. Он снял с плеч красивый китель с наградными колодками и аккуратно положил его на камень. Блеснули ярко начищенные латунные пуговицы с гербами. Сверху маршал положил фуражку.
-Михаил. Ты же всё знаешь. Поэтому, заклинаю тебя, следи за пуговицами. Не дай Бог, хоть одна оторвётся. А если дети появятся, дай мне знак. Ну, хоть сычом ухни.



      
    
   
   
   


Рецензии
Прекрасный сказ в духе Бажова. Видимо вот так и все народные сказы сочиняли на Руси.

Александр Жданов 2   27.10.2020 22:56     Заявить о нарушении